. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Хороший вопрос«Иностранка — это „золотой билет“»: Девушки об отношении к ним
в разных странах

«Иностранка — это „золотой билет“»: Девушки об отношении к ним
в разных странах — Хороший вопрос на Wonderzine

Как живут женщины в Египте, Бразилии и не только

Интервью: Виктория Кокарева

Мы много рассказываем о женщинах, которые уехали из России. Один из первых вопросов, который возникает в таких случаях, — о разнице менталитетов. И если мы примерно понимаем, чего ждать от жизни в Европе или США, то с чем сталкиваются в странах Африки, Азии или Латинской Америки, представить зачастую сложнее. Мы поговорили с девушками из России, отличается ли положение женщины за границей и насколько сильны стереотипы там, куда они отправились.

Таня

Бангкок, Таиланд

В этом году я оканчиваю магистратуру в Европе по специальности «международное сотрудничество и развитие». В этой сфере обычно ищут профессионалов как минимум с шестимесячным опытом работы в экономически менее развитых странах. Я решила получить его заранее и стала искать работу в Африке и Азии — быстрее всего меня взяли в офис в Бангкоке.

Поначалу я думала, что тайские девушки отличаются от европейских, но это оказалось не так. Ещё я слышала о развитой секс-индустрии, нацеленной на туристов. С последней я не очень знакома, потому что нечасто бываю в туристических местах, но в центре Бангкока постоянно встречаются пожилые европейцы под руку с красавицами не старше тридцати.

От женщины в Таиланде ждут того же, что и везде: девушка найдёт выгодную партию, выйдет замуж и родит детей. Правда, предварительно она должна получить образование, желательно высшее. Если она так и не находит мужа, с точки зрения общества ничего страшного не происходит: никто не будет считать такую женщину неудачницей, особенно в больших городах. Правда, старшие члены семьи, конечно, волнуются: в их глазах замужество по-прежнему гарантия обеспеченной жизни. В традиционной тайской семье, в сельской части страны, женщины всё ещё несут основной груз домашней работы, но в городах ситуация давно поменялась. Тем не менее в большинстве пар именно женщина руководит семейным бюджетом. Даже чек в ресторане обычно кладут перед девушкой.

Ограничений в карьере или образовании для девушек здесь нет. Мои коллеги, например, очень удивились, что в России на собеседовании могут спросить о планах родить ребёнка. Многие женщины Таиланда, особенно с невысокой зарплатой, вообще не уходят в декрет, потому что это невыгодно ни им, ни работодателю: отпуск и так длится всего четыре месяца, а выплачиваетя меньше половины оклада. В связи с этим и кормить ребёнка грудью у женщин часто не получается, потому что они не могут проводить время дома. Организация, в которой я работаю, пытается это изменить, внедрить на заводах комнаты для кормления и вообще убедить тайских мам, что это важно.

В целом здесь меня воспринимают прежде всего как экспата, а потом уже как девушку. Моя национальность (или даже «европейскость») больше определяет отношение ко мне, чем мой гендер. Но вообще в этой стране я чувствую себя безопасно — даже одна по вечерам, в районах, где никто не знает ни слова по-английски.

Наташа

Богота, Колумбия

В Южную Америку я впервые поехала во время летних каникул в университете — после двух месяцев в Бразилии и Аргентине я влюбилась в этот континент. По окончании учёбы я отправилась в Колумбию по социальному проекту AIESEC, чтобы понять, нравится ли мне жить в Латинской Америке.

Давления на женщину в Колумбии по поводу замужества нет: здесь стиль жизни человека зависит от образования, семьи и дохода. В стране ценятся знания и профессиональные навыки, что у женщин, что у мужчин. Незамужних девушек, особенно до тридцати лет, очень много: они учатся, делают карьеру и их никто за это не осуждает. Ранние браки и нежелание получать образование характерны для менее богатых районов, но если девушке из бедной семьи удастся выучиться и состояться в личном плане, ею будут только гордиться — не важно, замужем она или нет. Тем не менее в Колумбии очень сильна культура семьи, и люди ближе к тридцати годам начинают задумываться о браке.

Колумбийское общество свободное и демократичное, здесь культура сформировалась под влиянием Европы. У старшего поколения ещё был традиционный уклад семьи, женщины рожали много детей и, соответственно, становились домохозяйками. Сейчас это скорее исключение, особенно в крупном городе: от женщины не будут ждать, что она помимо работы должна постоянно готовить и убирать за всех.

Самая неоднозначная ситуация, наверное, только с абортами, как и во многих странах Латинской Америки. Здесь они разрешены в случаях изнасилования, причём женщина должна ещё доказать, что всё произошло против её желания. Искусственное прерывание беременности также возможно, если при вынашивании есть угроза физическому или психическому здоровью матери или плода. Конечно, в Колумбии высокий уровень нелегальных абортов. Это связано с тем, что у церкви всё ещё большой авторитет, несмотря на то что страна, согласно конституции, светская. Но, учитывая, что до 2006 года прерывание беременности было вообще полностью запрещено, прогресс есть.

Латиноамериканцы — очень открытые люди, они легко начинают разговоры на улице с незнакомцами и делают комплименты, но мне кажется, отрицательного подтекста тут нет — просто колумбийцы очень общительные.

Кэти

Иокогама, Япония

Я приехала в Японию учиться в магистратуре Иокогамского государственного университета по программе MEXT — это кампания японского правительства, привлекающая студентов из-за рубежа. Система трудоустройства в Японии значительно отличается от России. Студент четвёртого курса в начале учебного года начинает отправлять документы в компании и ходить на собеседования. Практически за год до окончания университета решается, где он будет работать. В Японии до сих пор сильна система пожизненного найма: куда ты устроился работать студентом, там и просидишь всю жизнь. После выпуска найти место уже трудно.

Такая система осложняет жизнь: например, большинство женщин оставляют работу после того, как родят ребёнка — и потом найти новую уже не могут. Обычно, когда дети поступают в университет (в Японии чаще всего они уезжают учиться в другие города) и у женщины оказывается значительно больше свободного времени, появляется возможность подрабатывать, например кассиром в кафе или консультантом в магазине. Здесь такая работа не считается унизительной или плохой. Хотя сейчас система меняется и женщина может уйти в декрет и вернуться на прежнюю должность, пока это скорее исключение. Девушке по умолчанию очень трудно занять здесь руководящую позицию.

Большинство современных женщин против подобных стандартов, поэтому в Японии остро стоят проблемы дефицита рождаемости и старения общества. Например, в России выйти замуж в двадцать три — двадцать пять нормально, а вот карьеристки в Японии считают, что это очень рано. Женщины выходят замуж не раньше тридцати, и многие не хотят рожать детей, потому что это ставит крест на карьере. В принципе, сейчас в Японии много и женщин, и мужчин, которые предпочитают вообще не заводить отношения, потому что это слишком хлопотно, если человек концентрируется на работе.

Женщина здесь в семье главная, хотя бы потому что дом — это её работа. Она полностью им занимается, решает, где что лежит, какие продукты покупать, распоряжается семейным бюджетом, больше общается с детьми, поэтому и отношения с ними у неё более близкие. Женщина в Японии — это хранительница семьи.

Лена

Порт-Саид, Египет

Я приехала в Египет, в Хургаду, работать аниматором. Это отличный опыт, но долго существовать в таком режиме слишком тяжело. После года в анимации я решила, что хочу продолжать преподавать танцы, но не в туристической сфере. Домой пока возвращаться не хотелось, а тут появилась возможность поехать в Порт-Саид и остановиться у друзей.

В Порт-Саиде я работала инструктором по фитнесу в салоне красоты. Владела салоном местная женщина — образованная, спокойная и интеллигентная. У неё много детей, с двумя дочерьми я подружилась. Они никогда не носили платков, всегда одеваются стильно, но сдержанно. Это девушки из семьи с хорошим достатком, они часто путешествуют, у них хорошее чувство юмора и широкий кругозор, они учили иностранные языки — возможно, поэтому спокойно относятся ко многим вопросам. В плане внешности в Порт-Саиде всё стандартно, по-арабски: закрытая одежда, платки. Молодое поколение полиберальнее: они либо сопротивляются, либо покрывают голову, но ходят в узких джинсах и обтягивающих кофтах.

Мужчины здесь видят для женщин только одно предназначение — рожать детей и присматривать за домом. Мне кажется, другого я и не слышала — хотя они говорили не «Женщина должна сидеть дома», а «Я предпочёл бы…». Хотя к одиноким девушкам тут относятся спокойно. Возможно, родители и предпочли бы для них семейную жизнь, но открыто их никто не осуждает.

Когда я работала аниматором, среди туристов я не так привлекала внимание, как в Порт-Саиде — девушка европейской внешности, говорит по-английски. В Каире, например, такого нет, но в Порт-Саиде постоянно приставали, делали комплименты, пытались познакомиться. Я к тому времени уже знала, как реагировать на это: в Хургаде были неприятные истории. В Египте мужчины так относятся к иностранкам, потому что это девушки из другой среды, из стран с лучшей экономикой, где не требуют, чтобы ты пришёл и принёс дары за возможность попросить руки женщины. Египетские мужчины часто жалуются, что местным девушкам только деньги и нужны — хотя это устоявшийся обычай, и от девушек он не зависит. Для местных иностранка выглядит как «золотой билет» — возможность уехать из страны или как минимум завести знакомство с женщиной более свободных нравов.

В плане образования или работы для женщин в Египте никаких запретов нет. Кто-то думает об учёбе и о карьере, кто-то — о замужестве. Те девушки, которые ходили ко мне на занятия, любили меня, а я их. Они учились, старались общаться со мной, говорить по-английски и не думали только о семье — и я ими так гордилась.

Юля

Рио-де-Жанейро, Бразилия

В первый раз я поехала в Бразилию с лучшей подругой и влюбилась в Рио — мы сразу поняли, что обязательно вернёмся. Позже, в Москве, я случайно познакомилась с парнем из Сан-Паулу. С ним мы были в отношениях на расстоянии два года, ездили друг к другу. В начале лета я решила отправиться к нему, но уже через два месяца поняла, что Сан-Паулу и семейная жизнь не для меня. Тем не менее уезжать из Бразилии не хотелось, и я полетела в Рио.

О Бразилии и вообще о Латинской Америке есть много стереотипов: сексизм, мачизм и так далее. Часто преувеличивают, но не могу сказать, что это неправда. Через какое-то время привыкаешь, что с тобой всё время пытаются заговорить на улице, и если на тебя никто не обращает внимания через пять минут, после того как ты вышла из дома, начинаешь думать, что что-то не так. В целом мне нравится, что парни здесь решительные и не будут по три часа смотреть на тебя в баре, а сразу подойдут, стоит только задержать на ком-то взгляд.

Я бы сказала, что среди молодых людей гендерные роли более «сглажены», чем, например, в Москве. Здесь парень никогда не будет открывать тебе двери или настоятельно пытаться за всё платить: большинство бразильянок воспримут это как оскорбление. При этом комплименты, которые в России точно сочли бы неуместными, бразильцы воспринимают спокойно. Даже местные девушки могут отпустить вслед молодому человеку комментарий вроде «Que gatinho!» («Котёнок!»). В принципе, ласковое обращение используют даже в разговоре с продавцами в супермаркете или с преподавателями в университете. Бразильцы очень любят называть друг друга уменьшительно-ласкательными именами, и в этом не обязательно есть сексуальный подтекст.

Старшее поколение придерживается традиций: важны семейные праздники, а бабушки и дедушки — главные авторитеты в семье. Вообще, многие здесь живут с родителями до тридцати, а съезжаются и вступают в брак только после длительных отношений. Поэтому на одинокую девушку, которая хочет сфокусироваться на образовании и карьере, никто осуждающе смотреть не будет. Да и ограничений в профессиональном плане для женщин тут нет — даже в армейской службе и пожарной охране. Учитывая, что до недавнего времени президентом Бразилии была Дилма Вана Русеф, девушка на руководящей должности здесь никого не удивит.

Юлия

Дхарамсала, Индия

В Индию я попала случайно: приехала учиться буддийской живописи танка по приглашению друга. Сначала планировала пробыть здесь около трёх месяцев, но добравшись, поняла, что уехать уже не смогу. Что меня сперва удивило — индусы очень добросердечные; я с детства привыкла к другому менталитету. Разные люди встречаются везде и всегда, но в Индии они добрые и открытые. Здесь почтительно относятся к женщинам. И несмотря на то что я, белокожая голубоглазая блондинка, выделяюсь на общем фоне, ко мне относятся так же, как и к любой другой девушке. Возможно, больше обращают внимание. Но никто не позволяет себе грубую речь или оскорбления. Тебя не будут упрекать, максимум могут с сожалением покачать головой или что-то посоветовать.

Женская роль в Индии зависит от касты. Если каста средняя, то девушку ожидает домашнее хозяйство и воспитание детей. Если низшая — женщина носит камни на голове и мешает бетон. Никто не может изменить положение в жизни — первый раз такое увидев, задумываешься. Но девушки верят, что, переживая трудности в этой жизни, они облегчают следующую.

Местные стандарты для женщин касаются внешнего вида. Девушки делают всё в сари — даже работают на стройке. Макияж обязателен, ну и проколотый нос, если женщина замужем. Есть и женщины против этого: они одеваются по-европейски и наравне с мужчинами пытаются добиться руководящих должностей. Тем не менее я не видела пока ни одной девушки во главе компании. Бывают исключения (у меня есть подруга, владеющая магазином дорогой косметики), но в целом топовые должности достаются мужчинам. На рынках 90 % работников тоже мужчины. Здесь негласно до сих пор бытует мнение, что женщина должна быть домохозяйкой. Если она и работает, то исполнителем: воспитательницей, менеджером, медсестрой, преподавателем. Конечно, новое поколение пытается эти рамки раздвинуть.

Одиночество для индийской девушки неприемлемо. Обычно родители выбирают мужа для дочери, копят приданое, оплачивают свадьбу. Девушка обязана с их выбором согласиться. А после свадьбы уже муж ухаживает за женой и содержит дом. Я знаю только одну индийскую женщину, которая вышла замуж по любви. После этого её мать следующие десять лет отказывалась видеться и разговаривать с ней. Несмотря на такую ситуацию с браками, я пока не встретила семью, где супруги бы конфликтовали. При этом прилюдное проявление чувств здесь строго запрещено — этого не встретишь по всей Индии.

Фотографии: sayhmog — stock.adobe.com, ziggy — stock.adobe.com, lazyllama — stock.adobe.com

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться