Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Хороший вопрос«Никаких компромиссов»: Женщины о смене фамилии после замужества

«Никаких компромиссов»: Женщины о смене фамилии после замужества — Хороший вопрос на Wonderzine

Девичья, по мужу или двойная — женщины объясняют свой выбор

Интервью: Наташа Федоренко

Смена фамилии после замужества — устоявшаяся в России традиция, но соблюдать её или нет, каждая женщина решает сама. Кто-то принципиально оставляет девичью, не желая терять независимость, связь с семьёй, известность в профессиональной среде или просто эстетически приятную составляющую имени. Другие воспринимают изменения в документах как символический жест единения с мужем или просто радуются возможности избавиться от фамилии, которая не нравится. Ну и, конечно, всегда есть опция взять двойную фамилию — вариант же, когда муж берёт фамилию жены, встречается совсем редко. Мы поговорили с женщинами, которые по-разному обошлись с называнием себя после замужества, и узнали, формирует ли девичья фамилия идентичность и почему некоторые мужчины до сих пор с трепетом относятся к этой традиции с патриархальными корнями.

 

Олеся Герасименко

журналистка

Я оставила свою фамилию, потому что это важно для моей работы. Я корреспондент и фактически торгую именем, набирая заказы от редакций. Ну и другая причина, менее прагматичная — от присвоения чужого имени есть ощущение перехода в рабство, в чьё-то безраздельное владение. Для меня брак — это другое. Я решила, что оставлю свою фамилию, ещё задолго до планов о замужестве. Муж меня хорошо знал ещё до нашего романа, так что перед свадьбой даже не поднял этот вопрос. Думаю, человек, которому важны такие вещи, как смена фамилии, даже встречаться со мной не смог бы.

А у мужа нормальная фамилия — Козлов! Как сказала моя мама: «Хорошая русская фамилия». Нравится, как она звучит с именем дочери — Аглая Козлова, — похоже на сценический псевдоним конца XIX века. Где-то под Воронежем есть целая деревня Козловых, а в белорусском селе под Гомелем (на родине моего отца) у всех жителей фамилия Герасименко. Так что в каком-то смысле наши фамилии похожи. 

 

Анна Колесникова

РЕДАКТОР

Моя девичья фамилия была Маневич. Из-за её необычности (почти как Малевич) многие знакомые никогда не звали меня по имени. Поэтому, когда будущий муж стал настаивать, чтобы я взяла его фамилию, я восприняла это как покушение на мою личность и часть прошлой жизни. И хотя я отстаивала свою самостоятельность, отчасти я была готова принять новый статус — человека в браке.

Сначала муж был непреклонен и говорил, что если я собираюсь быть его женой, то нужно соблюдать все традиции, но потом предложил бросить монетку — она выпала не той стороной, и я проиграла. Но почему-то не расстроилась, а поняла, что для меня это совершенно непринципиально, потому что я его люблю. И только я хотела это сказать, как муж передумал и решил, что ему тоже совсем не важна моя фамилия и предложил оставить девичью. В итоге фамилию я всё-таки сменила. Так и живу теперь Колесниковой, всюду встречая однофамильцев. А способ подкидывать монетку, уступая при этом проигравшему, у нас в семье прижился — для мытья посуды, например.

 

Анастасия Чуковская

продюсер издательства

«Чуковская, расскажи всему классу про дедушку. Ты его застала?», «Вам неинтересна античная литература. И это с вашими генами! С таким-то прадедом! Вы же Чуковская, могли бы побольше рассказать об Эврипиде. Я могу поставить только тройку», — с такими вопросами мне часто приходилось сталкиваться в юности как праправнучке Корнея Чуковского.

Не хочу выступать в стиле «проблемы белых людей», но в детстве и юности мне эта фамилия приносила сплошные пинки и унижения. Например, в младших классах учителя заставили меня делать обход по классам и рассказывать «о дедушке» другим детям. Я не смогла отказать, так что заучила наизусть воспоминания моего деда о его деде (то есть о Корнее Чуковском) и рассказывала их. И это уже не говоря о том, что в школе у меня была кличка Чука. А перед поступлением на журфак мне нужно было сделать пять публикаций и заверить их в редакции. Часть из них опубликовали в ежедневной газете «КоммерсантЪ», а редактор отдела написал на бланке издательства: «Это и правда написала праправнучка Корнея Ивановича». Из-за этого я горько плакала и даже хотела уничтожить свои статьи.

Но у нас большая семья, так что с подобными ситуациями сталкивались все родственники. С возрастом это примирило меня с фамилией Чуковская, и я поняла, что друзья любят меня не за то, чья я родственница. Духовная и генетическая связь с прапрадедом — это моё личное дело, которое никого не касается.

Когда мы с Лешей, моим будущим мужем, пришли в загс, я  собиралась было взять двойную фамилию (Чуковская-Зеленская) – в качестве проявления моей любви, жеста доброй воли. Но потом мы вспомнили о запланированных заграничных поездках и решили, что не успеем поменять все документы для визы вовремя. Так всё и заглохло. Тем более, к тридцати годам я полюбила свою девичью фамилию, а любовь к мужу я и так демонстрирую каждый день, пусть и без его фамилии в своём паспорте. 

 

Маша Фёдорова (Бахтина)

менеджер проектов в благотворительном фонде

С фамилией у меня настоящая путаница — доброй половине знакомых настоящая, думаю, и не скажет ни о чём. Как-то так повелось, что большинство друзей знают меня по фамилии мужа. Я на нее откликаюсь, и с удовольствием. И на работе в фонде помощи хосписам «Вера», куда мы с мужем когда-то вместе пришли, то же самое. Даже на визитках указана фамилия мужа — Бахтина, хотя на самом деле я Фёдорова.

В фейсбуке у меня две фамилии, чтобы не приходилось лишний раз объясняться. Кроме всего прочего, Фёдоровых же море, пойди найди нужного через поисковую строку. Теперь оказывается, люди думают, будто я так обе фамилии и ношу.

Идея носить фамилию мужа мне скорее нравится, просто в своё время я поленилась ее сменить. Когда десять лет назад мы женились, оставила свою, чтобы не возиться с бумажками — не менять, например, водительские права. Накануне я их дважды теряла, и в районном МОТОТРЭР на меня и так уже косо смотрели. Все думала, сделаю это как-нибудь потом, когда времени будет больше. Жаль, не осознавала тогда, что больше времени уже никогда не будет, а только наоборот.

 

Анна Монгайт

креативный продюсер

Мы с моим будущим мужем Серёжей прожили вместе шесть лет до того, как я всё-таки согласилась выйти за него. Главным препятствием была фамилия, потому что моя девичья (Лошак) так меня достала, что я ещё в 15 лет пообещала себе выйти замуж только за человека с благозвучной фамилией — никаких компромиссов. Именно поэтому в разные годы отпадали вполне реальные варианты женихов. Никаких шансов у Иванова, Кривошейкина и Трахтенберга быть не могло.

И надо же было мне влюбиться в Стыриковича! Эта польская фамилия напоминала мне случайную комбинацию букв, которую выдаёт компьютер, когда в отчаянии падаешь головой на клавиатуру. Словом, ни о каком замужестве речи быть не могло. К счастью, со временем выяснилось, что Стырикович — это фамилия мамы Серёжи, которую он взял в 16 лет. А до этого он носил красивую папину Монгайт, исторически еврейскую, но фонетически совсем уж иностранную. Его папа эмигрировал в Америку, а польский дедушка-академик настоял, чтобы Серёжа сменил фамилию. Мол, мальчику так будет легче жить.

В доказательство своей любви Серёжа довольно легко поменял фамилию Стырикович на прежнюю Монгайт. Заодно восстановил добрые отношения с папой, а властный дедушка к тому моменту уже умер.

На меня фамилия Монгайт, на мой взгляд, села как влитая. А потом я выяснила, что она родом от немецкого топонима — города Мангейма. Тролли-антисемиты, которые не знают, к чему придраться, любят разоблачить меня, сообщив, что моя девичья фамилия Лошак, а Монгайт — псевдоним. И тут я обычно гордо отвечаю, что вообще-то это фамилия мужа, не уточняя, какими усилиями она мне далась.

 

Анастасия
Бонч-Осмоловская

преподавательница

С детства я не очень любила свою фамилию. Во-первых, она никуда не влезала. Во-вторых, всё время нужно было уточнять, что Бонч пишется без «ь» в конце, а Бонч-Осмоловская — через чёрточку. И еще очень раздражало объяснять, что я не родственница Бонч-Бруевича, который писал про Ленина. Об этом приходилось говорить всякий раз в момент, что называется, необходимой самоидентификации.

Поскольку фамилия меня очень смущала, а я как раз собиралась выйти замуж, хотелось её поменять. Мне казалось, что Ася Рогова звучит изящно, коротко, а ещё никто не будет задавать дурацких вопросов. К тому же у меня появилась возможность сменить идентичность — а это очень интересный опыт. Но муж сказал: «Ты чего, как можно менять такую фамилию!» В общем, уговорил оставить девичью.

Бонч-Осмоловская — дворянская польская фамилия. В 2012 году ей исполнилось пятьсот лет, есть даже очень красивый фамильный герб. Но вообще-то приставку «бонч» польские шляхтичи купили, чтобы добавить себе благородства. Кстати, так же поступили Бруевичи. Есть ещё семейная легенда о том, как шляхтич спас из плена польского князя (родственника польского короля Сигизмунда) в бочке со смолой, но я в неё не очень верю — думаю, это ерунда и фантазии, просто польские нувориши XVI века прикидывались, что они немного итальянцы. 

Фамилия мне досталась по обеим линиям. Формально от папы, но мама тоже по своей маме Бонч-Осмоловская — папа приходится пятиюродным дядей маме. Самое смешное, что у меня четыре сына, то есть четыре мальчика Роговых, а у моего брата — две дочки, так что пока по нашей ветке фамилия прерывается.

 

Ксения Мартиросова

персональный фитнес-тренер

Когда я узнала, какая у моего мужа красивая и звучная фамилия, сразу подумала, что она классно будет сочетаться с моим именем. К тому же мы как-то в шутку обсуждали эту тему, и муж достаточно категорично высказал своё мнение. Да и в обеих семьях женщины всегда брали фамилии мужей, поэтому все отнеслись к этому как к данности. Может быть, я покажусь старомодной, но для меня это не формальность, а важный шаг. Взять фамилию мужа — это как стать единым целым. При этом новая фамилия никак не влияет на независимость и уж точно ничего не меняет в отношениях.

Помимо этого, я настрадалась со своей девичьей фамилией — Пруцскова. Она интересная, но в русском языке нечасто встречаются три согласных буквы подряд, так что я постоянно проговаривала её по два-три раза. Приходилось говорить: «Пруцскова, в середине „цск“, как футбольный клуб, знаете?» В нашей семье ходила легенда, дескать, «с» закралась во времена войны, когда на фронте по невнимательности сделали ошибку, так она там и осталась. 

 

Александра
Баженова-Сорокина

преподавательница

У меня двойная фамилия: я хотела взять фамилию мужа, но оставить свою. Мне всегда нравилась испанская традиция двойных фамилий, когда сначала у ребёнка есть фамилия мамы и папы, а после женитьбы можно оставить обе свои, а можно взять мужнину взамен папиной или маминой. Так и получаются Перес-Реверте и Гарсиа Маркес.

Я много знаю о своей девичьей фамилии и о фамилии моей мамы. Мне важны корни и символическая связь с ними, поэтому отказываться от своей фамилии не хотелось. А у мужа красивая, но очень распространённая фамилия, и с самого начала он предлагал мне взять двойную или оставить свою — на собственное усмотрение. Мне очень нравится, как звучит моя двойная фамилия, а куча знакомых и незнакомых людей (от родственников до охранников на работе) спрашивают, как это я такую раздобыла. Оказывается, многие не знают, что такая опция вообще есть, а им бы тоже хотелось носить двойную фамилию.

Смена фамилии на мужнину для меня просто традиция, которая может быть приятным символическим жестом, но иногда и наоборот. Но глубоко неверно считать, что брать фамилию мужа — это обязательное дело и что это «важно для семьи». Имя и фамилия сегодня — это часть идентичности каждого человека, а не клана, так что решать, что с ними делать, должны только вы сами.

 

Светлана Веселуха

редактор в рекламном агентстве

Раньше женщине и детям было необходимо носить фамилию мужа и отца соответственно, теперь это личное дело каждого. Отношение к своей фамилии, как и к имени, штука непростая. Кто-то отзовётся на имя, кто-то — скорее на фамилию, кому-то вообще на всю жизнь останется близка кличка, данная прохожим и подхваченная соседями.

Моя фамилия достаточно редкая в России и даже вызывает сомнения в естественности происхождения. В детском саду меня дразнили, и я мечтала сменить её на другую — Воронову (почему-то в нашей старшей группе был такой тренд — хотеть стать Вороновой). Постепенно я научилась ценить и любить свою фамилию, и даже оказалось, что по имени я себя больше не идентифицирую. В белорусском варианте фамилия звучит «Весялуха» и образуется от «вясёлка», что переводится как «радуга». И такое объяснение, и объяснение с весельем меня вполне устраивает.

В двадцать два года я решила выйти замуж и поняла, что для меня важно, чтобы в семье была одна фамилия, так что взяла фамилию мужа. Она ничем не выделялась и совсем не запоминалась — обычная русская фамилия «географического наименования», и вскоре мне стало жаль своей. Кроме того, хотя никто меня не осуждал (традиционный поступок осуждать как-то не принято), многие выражали такое же сожаление. Да и оказалось, что мне как-то неуютно и наедине со своим именем, и со своей новой фамилией. К счастью, я снова стала Веселухой, когда развелась, и менять что-то снова не планирую.

 

Наталья Волкова

преподавательница

У нас с мужем одинаковые фамилии, о чём я узнала совершенно случайно. Он рассказывал про училище и упомянул, что его преподаватель обращался к нему как к Волкову. Я сначала подумала, что неверно расслышала, но оказалось, что у нас действительно одинаковые фамилии. До этого у меня всегда были молодые люди с очень приятными фамилиями, но на самом деле мне всегда хотелось оставить девичью.

Помню, что в загсе нужно было обязательно писать заявление, в котором было несколько граф: «оставляю свою фамилию», «беру фамилию мужа» или «беру другую фамилию». Я ещё шутила, что подумаю, менять что-то или нет. Фактически в этом заявлении я взяла фамилию мужа, и женщина, которая подписывала наши документы, торжественно объявила: «Согласны ли вы носить общую фамилию Волковы?» Конечно, смеялся весь загс. В итоге мне не пришлось менять никакие официальные бумаги. В этом плане нам очень повезло, когда мы уезжали жить в Германию. У нас были одинаковые фамилии, и, когда муж оформлял документы (ещё до свадьбы), никаких вопросов не возникло.

К традиции брать фамилию мужа я отношусь нормально. Всё зависит от того, как мужчина и женщина это воспринимают. Ведь есть мужчины, которые закомплексованы настолько, что могут обидеться или отказаться от брака, если женщина решит ничего не менять. Сейчас удобнее иметь общую фамилию исключительно из-за бюрократических заморочек, особенно если есть дети.

Обложка: 5second – stock.adobe.com

Рассказать друзьям
87 комментариевпожаловаться