География«Я призываю к бойкоту секса»: Как в США пытаются запретить аборты
Джорджия, Алабама и Миссури — только верхушка айсберга
александра савина
За прошедшую пару недель по американским штатам прокатилась волна законопроектов, затрудняющих доступ к абортам. Джорджия, Алабама, Миссури — лишь несколько штатов из списка, где пытаются в той или иной мере ограничить возможности прервать нежелательную беременность. Разбираемся, что произошло — и правда ли аборты в США могут оказаться под запретом.
Если быть точнее, наступление на репродуктивные права женщин началось не в мае, а ещё раньше: например, в 2018 году похожий законопроект одобрили в Айове, но его отклонил суд штата. В этом году законопроекты, затрудняющие доступ к абортам, были приняты в Кентукки, Миссисипи и Огайо — хотя они ещё не вступили в силу и вполне возможно, что их, как и законопроект Айовы, оспорят в судебном порядке. Тем не менее за последние дни антиабортные инициативы как будто ускорились. Началось всё с Джорджии: 7 мая губернатор штата Брайан Кемп подписал закон, запрещающий аборт, как только врач сможет обнаружить у плода сердцебиение. Это происходит на сроке примерно в шесть недель, и на этом этапе многие женщины ещё не знают, что беременны (речь о задержке цикла) или не успевают предпринять необходимые действия. Закон предусматривает и исключения: если есть угроза жизни матери или плода и если беременность наступила в результате изнасилования или инцеста. Правда, в случае насилия женщина, которая хочет сделать аборт, должна будет подтвердить, что подала заявление в полицию — по данным правозащитных организаций, из 1000 случаев изнасилования в США до полиции доходят только 230, то есть меньше четверти. Закон должен вступить в силу 1 января.
Следом изменения произошли в Алабаме и Миссури. Законопроект Алабамы, который губернатор штата Кей Айви подписала 15 мая, самый жёсткий из всех. Он запрещает прерывать беременность практически в любой ситуации, в том числе и при насилии или инцесте. Единственное исключение — если беременность серьёзно угрожает здоровью матери (угрозу для ментального здоровья ей при этом придётся доказывать) или если состояние здоровья плода грозит выкидышем или несовместимо с жизнью. Врачам, производящим процедуру, грозит до 99 лет тюремного заключения.
7 мая губернатор Джорджии Брайан Кемп подписал закон, запрещающий аборт, как только врач сможет обнаружить у плода сердцебиение
16 мая верхняя палата парламента штата, сенат Миссури, приняла похожий законопроект. Он запрещает прерывание беременности на сроке больше восьми недель (опять же включая беременность из-за изнасилования или инцеста) — кроме абортов по медицинским показателям. И это учитывая, что в Миссури всё и так довольно строго: в прошлом году из-за ужесточившихся требований в штате осталась всего одна клиника, имеющая право прерывать беременность. Губернатор штата Майк Парсон законопроект пока не подписал, но есть все основания считать, что он это сделает — он уже заявлял, что хочет сделать Миссури «одним из самых сильных пролайферских штатов».
Многие опасаются, что законы ударят и по женщинам, которые самостоятельно прерывают беременность, например, с помощью медицинского аборта, а также тем, кто сталкивается с выкидышами из-за собственных действий или уезжает делать аборт в другие штаты. Правда, в том, что закон действительно будет использоваться для уголовного преследования самих женщин, пока уверены не все.
Логично, что жёсткие законопроекты вызвали не менее жёсткую реакцию — и ответные протесты. На следующий день после того, как губернатор Джорджии подписала законопроект, актриса и ведущая Бизи Филиппс рассказала, что сделала аборт. «По статистике, одна из четырёх женщин делает аборт до того, как ей исполнится сорок пять. Эта статистика порой удивляет людей — возможно, вы думаете: „Я не знаю женщин, которые делали бы аборт“. Что ж, вы знаете меня, — сказала Филиппс. — Я сделала аборт в пятнадцать лет, и я рассказываю об этом, потому что мне очень страшно за женщин и девочек по всей нашей стране. И я думаю, что всем нам нужно больше говорить об этом и делиться своими историями». Она призвала и других женщин рассказать о своём опыте — и запустила акцию #YouKnowMe.
Другие знаменитости — от Рианны до Софи Тёрнер — рассказали о республиканцах, выступавших за законодательные перемены: например, в Алабаме за закон проголосовали двадцать пять человек — исключительно белые мужчины. Леди Гага обратила внимание на то, что наказание для врачей, прерывающих беременность, в большинстве случаев жёстче, чем наказание для насильников. Несколько кинокомпаний, среди которых, например, производство братьев Дюпласс, объявили, что отказываются проводить съёмки в Джорджии. За последнее десятилетие из-за благоприятной налоговой политики штат стал популярной локацией для съёмок — а по официальным данным, съёмки обеспечивают ещё и 92 тысячи рабочих мест, в том числе и для местных жителей. Правда, крупные игроки рынка к бойкоту не присоединились.
Леди Гага обратила внимание
на то, что наказание для врачей, прерывающих беременность,
в большинстве случаев жёстче, чем наказание для насильников
Наконец, актриса Алисса Милано призвала ввести «бойкот на секс». «До тех пор пока женщины не получат законный контроль над собственным телом, мы просто не можем подвергаться риску забеременеть. Присоединяйтесь ко мне и не занимайтесь сексом, пока мы не вернём право на неприкосновенность наших тел. Я призываю к бойкоту секса», — заявила она.
Так или иначе противники изменений сдаваться не намерены. Лиана Уэн, президент Planned Parenthood Action Fund, заявила, что её организация сделает всё возможное, чтобы этого не случилось. «Мы боремся за собственные жизни и за жизни наших пациентов», — сказала она.
Пока ни один из антиабортных законов не вступил в силу (есть ещё несколько месяцев), процедура по-прежнему легальна во всех пятидесяти штатах. Более того, все их, скорее всего, попытаются обжаловать в суде. Например, аналогичный закон был принят в Огайо, но впоследствии губернатор штата наложил на него вето, а законопроект в Кентукки федеральный судья признал неконституционным, хотя борьба за него, по всей видимости, продолжится. Сама губернатор Кей Айви отметила, что алабамский закон, вероятнее всего, невозможно будет претворить в жизнь из-за исторического судебного решения «Роу против Уэйда», которое в 1973 году фактически легализовало аборты в стране. Возможно, цель законодателей — вывести обсуждение на более высокий уровень, ослабить позицию государства по абортам или вовсе добиться отмены «Роу против Уэйда». Шквал ограничивающих право на аборт законопроектов может объясняться в том числе и благоприятной политической конъюнктурой: в прошлом году ушёл на пенсию член Верховного суда США Энтони Кеннеди, активно выступавший за право на аборт, а сегодня там преобладают более консервативно настроенные политики.