Личный опыт«Все паниковали
и хватались за продукты»: Как я живу на карантине
в Мумбаи
Фейк-ньюс, ксенофобия и бездомные животные
Меры по борьбе с пандемией приняли уже почти во всех странах, однако самый масштабный карантин объявлен в Индии — в изоляции оказались 1,3 миллиарда людей, то есть шестая часть населения планеты. О жёстких мерах индийские власти объявили внезапно: сначала речь шла о национальном карантине с 24 марта по 14 апреля, однако сегодня стало известно, что его продлят до 3 мая. Хотя в стране зарегистрировано относительно небольшое количество заражений (чуть больше 10 тысяч), из Индии приходят чуть ли не самые странные карантинные новости: прежде всего они касаются местной полиции, которая заставляет нарушителей писать в прописях и отжиматься, а также разгоняет толпящихся палками. Мы попросили Викторию Крундышеву, которая живёт в Мумбаи, рассказать, как ощущается карантин в одной из самых густонаселённых стран мира.
Ксюша Петрова
Мы уже сидим в карантине три недели — по идее, 14 апреля карантин должен был закончиться, но теперь его продлили до 3 мая. Вообще в Индии очень быстро приняли меры против вируса: как только в стране зарегистрировали первую пару случаев, остановили авиасообщение с некоторыми странами, начали проверять людей в аэропортах, а полностью границы закрыли, кажется, в середине февраля. Я как раз тогда собиралась ехать в Россию — но за пару дней до моего предполагаемого вылета закрыли въезд в Индию для всех, даже для тех, у кого индийские паспорта. Может быть, улететь мне бы удалось, но вернуться обратно я бы уже не смогла.
Говорят, что первые случаи в Индию привезли из Дубая — что довольно странно, потому что там мало заразившихся. Но я предполагаю, что они заразились в аэропортах, а не в самой стране. А дальше эти люди пошли гулять, отправились в гости, и вирус начал распространяться. Один из первых таких случаев был с мужчиной из Раджастана, который подцепил вирус в путешествии, а потом вернулся, встретился с девятью своими родственниками, и они все тоже заразились. Но сейчас по количеству заболевших лидирует регион Махараштра, где я живу. В Дели было то ли тридцать, то ли пятьдесят случаев в самом начале, но они умудрились быстро принять меры и сгладить кривую, так что сейчас больше всего задет Мумбаи. Тут зарегистрировали почти две тысячи случаев.
Очень большую роль в распространении вируса вначале сыграли массовые сборища: чуть ли не треть заражений связаны с мероприятием, которое проводило мусульманское движение Джамаат Таблиг (запрещено на территории России. — Прим. ред.) в Дели в начале марта. На нём побывали несколько тысяч человек со всей страны, и иностранцы тоже, потом они разъехались по своим городам.
Хотя власти быстро приняли меры, заставить всех соблюдать правила оказалось не так-то просто: во-первых, в Индии просто очень много народу, во-вторых, люди относились к ситуации безответственно, особенно поначалу, когда дома нужно было сидеть не всем. Чтобы люди, контактировавшие с заболевшими вирусом, сидели дома, им даже ставили специальный штамп несмываемыми чернилами — но и это многих не остановило. Был случай, когда поймали несколько человек со штампами, которые решили сесть на поезд и поехать домой в свой город — конечно, другие пассажиры заметили это и настучали, а этих товарищей с поезда сняли. Сейчас все должны сидеть дома, закрыты храмы, открыты только магазины с продуктами и товарами первой необходимости. Ходит только пара автобусов для госслужащих, остальной транспорт не работает — в том числе железные дороги. На дорогах дежурит полиция и разворачивает всех, кто пытается проехать на машине или на байке. В ближайшее время будет ещё строже — собираются сократить рабочие часы магазинов, они будут открыты только три часа в первой половине дня.
Одни полицейские заставляли нарушителей приседать и записывали это на видео, другие фотографировали людей с табличкой
«я эгоист и дурак, которому наплевать
на здоровье окружающих»
Кое в чём власти, конечно, промахнулись: например, в восемь вечера 23 марта премьер-министр нам объявил, что со следующего дня будет карантин, — а то, что можно будет выходить в магазин, почему-то сразу не уточнили. Поэтому огромный поток людей вывалился из домов и понёсся в магазины. Мы в тот момент с мужем гуляли и просто обалдели от того, сколько людей вдруг оказалось на улице — многовато даже для обычного дня, не то что для города, который закрывают на карантин. Все паниковали, хватались за продукты, скупали всё в страшных количествах. Через пару часов премьер-министр всё-таки написал у себя в твиттере, что можно не волноваться и не закупаться продуктами на неопределённый срок, но уже было поздно. Естественно, в такой толпе никто не соблюдал дистанцию. Да и сейчас с этим сложновато. Каждый раз, когда я выхожу за продуктами, мне приходится на кого-нибудь накричать, чтобы ко мне не подходили ближе чем на полтора метра.
Магазины стараются регулировать это: маленькие лавки и вовсе выдают всё через решётку, потому что если ты зайдёшь внутрь, никакую дистанцию уже соблюдать не получится. В магазинах побольше стараются запускать по несколько человек и безопасно расставлять покупателей в очереди — правда, эти меры включились не сразу, а где-то через неделю после начала карантина. Помню, как я стояла в магазине в маске, мне в горло попала пыль, и я закашлялась — а прямо рядом со мной встали мама с ребёнком, оба без масок, и хоть бы что. Посмотрите, я в маске, и я кашляю, отойдите, вы жить вообще хотите? Или в очереди перед аптекой бабушки и дедушки подходят и дышат вам в затылок — а когда просишь отойти, говорят: «Ну мне же просто быстро забрать». Я не думаю, что они намеренно пренебрегают правилами. Просто многие люди продолжают делать всё на автопилоте, так, как они делали раньше, и им трудно перестроиться на новый режим. Есть, конечно, и те, кто не до конца информирован, и те, кто просто не верит, что всё очень серьёзно. Зависит ещё и от источника заработка: в Мумбаи есть районы, где все сидят по домам и никого на улице не увидишь, а есть районы, где на улице толпы, как обычно. Это прежде всего люди, которые зарабатывают продажей каких-нибудь овощей или чего-то ещё на улицах — если они не будут выходить, им просто будет нечего есть.
Вы наверняка видели ролики, где индийские полицейские разгоняют толпящихся палками. Конечно, это не официальные указания, а самодеятельность со стороны стражей порядка. Где-то они заставляли нарушителей приседать и записывали это на видео, чтобы другим было неповадно, где-то фотографировали нарушителей с табличкой «я эгоист и дурак, которому наплевать на здоровье окружающих». Всё это для того, чтобы публично пристыдить нарушителей — насилие никто не одобряет, да и не могу сказать, что это часто встречается. В Гоа, например, оставшихся иностранцев скорее активно игнорируют — люди шарахаются от туристов, потому что думают, что они привезли вирус из-за границы.
Кризис из-за нового коронавируса обостряет проблемы и противоречия, которые и так были в обществе, в том числе конфликты индуистов и мусульман. Например, многие СМИ не рассказывают об индуистском празднике, который проходил в то же время, но пишут о мероприятии Джамаат Таблиг. В ход идут откровенные фейки и старые видео — например, ролик, где продавец-мусульманин считает купюры, поплевав на палец. Пишут, что это происходит сейчас и он «хочет заразить всех новым коронавирусом». К сожалению, многие люди верят информации из непроверенных источников — каких-нибудь рассылок и роликов в WhatsApp. Там же отправляют рецепты «чудо-средств» от вируса: например, по чатам гуляло аудиосообщение, в котором кто-то рассказывает, что надо постоянно пить тёплую воду и тогда вирус вас не тронет. Звучит смешно, но многие люди в страхе и панике готовы верить чему угодно. Я боюсь, что этот момент может использоваться как возможность протолкнуть какую-то политическую повестку и, например, принять дискриминационные законы.
К сожалению, многие люди верят информации из непроверенных источников — каких-нибудь рассылок и роликов
в WhatsApp
Пустых полок в магазинах нет — даже я свою органическую веганскую еду нахожу без проблем. В первый день закончился рис, потому что все его скупали в панике, но через пару дней появился снова. Конечно, давно уже закончились маски и санитайзеры, остались только какие-то сомнительные, например «растительные», в которых непонятно сколько спирта и работают ли они вообще.
Я фотограф — естественно, все мои съёмки и проекты перенеслись на неопределённый срок. Я, как и многие коллеги, пошла в онлайн, провожу вебинары, пока бесплатно, но если это всё затянется, придётся брать деньги, чтобы хоть что-то заработать. Власти пытаются как-то поддержать креативные индустрии и фрилансеров, я слышала о пособиях для дизайнеров например, но в масштабах кризиса это капля. Многих уволили, кто мог, перешёл на удалённую работу. У моего мужа, который занимается SMM, заказов стало даже больше, чем раньше, — но надо понимать, что продолжать работать могут довольно привилегированные люди, а начинающие специалисты или небольшие компании не знают, что делать. Мы с мужем оба и раньше часто работали из дома, так что для нас не то чтобы сильно изменился стиль жизни — единственное, что мы начали очень много готовить.
В Мумбаи много людей, которые систематически кормят бездомных собак — у нас с мужем тоже есть подопечные собаки, с которыми мы гуляем и дружим. Власти выделили специальное время, чтобы люди могли продолжать выходить на улицу кормить своих животных — с пяти до семи утра. Мы стараемся распространять информацию о том, что уличные собаки не могут заразить человека новым коронавирусом, но некоторые всё равно пугаются. Правда, иногда это даже полезно: недавно я стояла в очереди в магазин и ко мне подошла знакомая собака, и это был единственный раз, когда люди вокруг добровольно соблюдали нужную дистанцию.