. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Личный опытТрое в лодке: Женщины
о том, как стать капитаном яхты

Трое в лодке: Женщины
о том, как стать капитаном яхты — Личный опыт на Wonderzine

О морском товариществе и нештатных ситуациях

Хотя яхтинг становится всё более популярным видом активного отдыха, вокруг него сохраняется ореол роскоши, недоступной простым смертным. И это не единственное заблуждение насчёт хождения под парусом, которое до сих пор воспринимается и как необременительное романтическое хобби (а не как занятие, требующее подготовки и постоянной практики), и как «неженское дело» (притом что гендерный баланс в яхтенном сообществе понемногу, но выправляется).

О том, что нужно для того, чтобы ходить на яхте, мы поговорили с тремя капитанами, прошедшими учёбу в школе «Силы ветра»: руководителем интернет-направления в международном рекламном агентстве Анной Планиной, дизайнером интерьеров Марией Олейниковой и архитектором Светланой Кравченко.

Дмитрий куркин

Как начать

Анна Планина: Яхтинг для меня начался случайно, в 2014 году, когда меня пригласили на регату. Я тогда понятия не имела, что собой представляют лодки, паруса, и тем более какие-то гонки на них. Но регата была на Карибах, и я согласилась.

Начать лучше с похода на яхте под управлением опытного капитана, посмотреть, как это происходит, попробовать самим покрутить лебёдки, «прикачаться». Думаю, внешних факторов, которые могли бы отбить интерес, просто не существует. Могут не сложиться отношения в экипаже, может сильно укачивать, но у человека всё равно останется шанс влюбиться в паруса, волны и ветер несмотря ни на что. Другому может «не зайти» при идеальном сочетании всех внешних факторов — просто не понравится, и всё. Это похоже на любовь, не очень-то предсказуемо.

Мария Олейникова: Тема моря и кораблей витала рядом со мной всю жизнь: там и папины рассказы о юности во Владивостоке, и жизнь в Петербурге, и друзья, которые по-разному стали пробовать яхтинг. Меня звали присоединиться несколько раз, но впервые я решилась пойти на учебную регату на Мальту в мае 2017-го, и это было стопроцентное попадание.

Страхи у всех новичков примерно одинаковые — морская болезнь, долгий совместный быт с командой незнакомых людей и салат из новых и непонятных терминов. При необходимой подготовке уровень стресса можно сильно снизить: почитать литературу по теме, запастись драминой (одно из названий дименгидрината, препарата, применяемого для предупреждения и купирования проявления морской болезни. — Прим. ред.), познакомиться заранее с командой или вообще взять с собой пару друзей-единомышленников, с которыми вам комфортно. Обычно с первого раза становится понятно, подходит это тебе или нет. И если подходит, то потом уже всё, хотеться в море будет всегда.

Светлана Кравченко: Для меня яхтинг начался с большой круизной регаты. Тогда она состояла из восьми лодок, а не пятидесяти, как сейчас. То есть это был не спорт, не экспедиция, а простой круиз, с вечеринками, аперолем на палубе, болтовней в переходах. Я сходила, мне очень понравилось, потом неожиданно для себя пошла учить теорию и сдавать на права.

Я не считаю яхтинг чем-то настолько сложным, чтобы внимательно и осторожно подходить к началу занятий. Это либо твоё, либо нет. У меня есть пара подруг, которых сильно укачивало, например, в первый поход, и тем не менее теперь они фанаты и всегда ходят со мной на лодке. Есть кто-то, кто попробовал сначала спортивный яхтинг в Орешке. И тоже ходит. Есть подруга, которая первый раз ступила на лодку, пойдя сдавать на капитана. И тоже ходит. А есть кто-то, кто побывал первый раз в прекрасном тёплом море, совершенно без проблем, и больше не пошёл. Это похоже на ситуацию «в какой день недели лучше ехать в новый город, чтобы он понравился». Езжайте в любой! Либо понравится, либо нет.

Время, деньги и силы

АННА ПЛАНИНА: Чтобы получить лицензию, в принципе, достаточно пройти семидневные или четырнадцатидневные курсы (теория и практика), и корочку вам выдадут. Стоить это будет порядка тысячи евро, без перелёта и проживания. Но с таким подходом далеко «уехать» самостоятельно будет непросто. Я прошла практику после двух регат на круизных яхтах (это такие, в которых можно жить), после этого три месяца ходила на парусные тренировки в Орешку. Когда стало очевидно, что мне по душе роль капитана, я прошла теорию, сдала экзамен и получила права. После чего ещё раз вышла в море в качестве матроса и только после этого взяла яхту самостоятельно.

Я стараюсь ходить не реже чем раз в три месяца в море, летом, в сезон занимаюсь в Подмосковье. Всё равно, каждый раз ступая на борт яхты, понимаешь, что чего-то не знаешь настолько хорошо, как хотелось бы.

МАРИЯ ОЛЕЙНИКОВА: Надо понимать, что́ для вас яхтинг: время от времени ходить на регаты с друзьями, или выбрать яхтенный спорт и прокачаться по гонкам, или выучиться на капитана. Опций очень много, всё зависит от желания. Лично для себя я выбрала интенсивный, но плавный режим: ходила как матрос на регаты, каждый раз училась чему-то новому, потом попробовала спортивные тренировки летом в Орешке — и это было наикрутейшее лето у воды в компании друзей. Потом отучилась на капитана, собрала команду и присоединилась к регатам «Силы ветра» уже в новом качестве. Прошлой осенью на свой день рождения совершила уже самостоятельный выход в Турции по заливу Фетхие. Насчёт сноровки, думаю, тут так же как на велике — сел, поехал. Только каждый раз узнаёшь что-то новое в процессе езды и с каждым разом всё менее страшно.

СВЕТЛАНА КРАВЧЕНКО: В яхтинг можно вкладывать от нуля до всех денег, что есть на руках. Можно скачать бесплатные учебники, читать их во время обеденного перерыва и быть безоговорочным победителем кубка в Орешке — а можно сразу купить лодку и не выиграть ничего.

С практикой всё однозначнее — она нужна и в спортивном, и в экспедиционном, и даже в круизном яхтинге. Каждый час на лодке — это шанс узнать что-то, что может понадобиться в критической ситуации. И это может быть всё, что угодно — то, что не произошло за первую неделю или за первые пять лет. Можно ли пойти в море без практики? Да, конечно. Я постоянно хожу. Можно ли точно сказать, что при этом всё закончится хорошо? С каждым разом надеюсь, что мои шансы на это увеличиваются.

Сексизм

АННА ПЛАНИНА: Расхожее выражение о женщине на корабле уже не актуально, однако стереотип, что яхтинг — не «женское» занятие, всё ещё жив. Объясняют, как правило, «тяжёлыми физическими нагрузками» и необходимостью иметь «мужской склад ума» для того, чтобы быстро реагировать и принимать решения в кризисных ситуациях. Однако всё, что делается на яхте через силу, делается неправильно. Кроме того, женщины, как правило, менее склонны к риску, что тоже немаловажно на борту.

Конечно, когда швартуешь яхту где-нибудь на Сицилии, в купальнике, на пирс сбегаются все маринеры — они тоже редко видят женщину за штурвалом. Максимально активно помогают, делают комплименты. Но меня это не смущает: помощь ближнему — хорошая морская привычка, а если она не требуется, то всегда можно сказать «нет».

МАРИЯ ОЛЕЙНИКОВА: Несмотря на то что капитанов-девушек пока не так много, в яхтинге с сексизмом я встречалась гораздо реже, чем в работе, хотя женщин дизайнеров и архитекторов сейчас немало. На регате в Греции на двадцать девять лодок капитанов-девушек было всего шесть, а всего участников около четырёхсот, и многие удивлялись, узнав, что я капитан. Иногда парни снисходительно интересуются, не тяжело ли мне. Тяжело, конечно, но пара крепких матросов решают эту проблему.

СВЕТЛАНА КРАВЧЕНКО: На яхтинге мне помогает колоссальное количество человек. Может быть, потому что им приятно, что их поблагодарит несколько девушек (у меня обычно женская команда), что они сильнее и могут помочь, а может, просто потому, что помогать другим нормально независимо от гендера. Но, наверное, помогают чаще, чем мужчинам. В любом случае я не хочу от этого отказываться: я рада, что кто-то улыбается и делает несколько кругов вокруг нашей лодки — это просто красиво.

А ещё на приёмке лодки можно попросить дополнительное одеяло или канистру бензина для тузика (лёгкая шлюпка, оборудованная мотором и вёслами. — Прим. ред.), пока улыбаешься довольному сотруднику чартерной, который удивляется, куда же мы сможем уйти на этой лодке, если у нас в команде ни одного мужчины.

Типичные и нештатные ситуации

АННА ПЛАНИНА: Самые запоминающиеся случаи связаны с нештатными ситуациями. Например, однажды мы откачивали на якорной стоянке воду из яхты друга — было досадно, но всё равно весело. Очень запомнился переход с Тенерифе на Гомеру зимой 2018 года (Канарские острова), тогда я помогала капитану-женщине. Это был мой первый раз в океане, было много ветра, высокие волны и маловато опыта у обеих. Поначалу было немного страшно, но опять же остались только позитивные впечатления. В действительно плохие ситуации я, к счастью, пока не попадала.

МАРИЯ ОЛЕЙНИКОВА: Первый выход в море — кайф, восторг, ничего не понятно, забыть невозможно. Первый ночной переход — потрясающе. Первый раз поблевать с кормы и признать наконец, что ты не сильнее морской болезни — офигенно. Это всё типичные ситуации для яхтинга.

СВЕТЛАНА КРАВЧЕНКО: Когда я начинала шкипером, одно время у меня постоянно что-то менялось или ломалось. Выпал якорь, его помогали доставать ребята с соседней лодки. Утонул аутбордер (лодочный мотор. — Прим. ред) — тоже помогли достать, забыли документы на соседнем острове — пришлось отдельно от флотилии на следующий день возвращаться. Кажется, всё это уместилось в одну неделю. Но больше всего я расстроилась, когда в конце этой недели утонула косметичка со всем содержимым.

Сообщество, товарищество и конкуренция

АННА ПЛАНИНА: Сообщество любителей яхтинга — это максимально дружелюбная среда. Дело в том, что поход на яхте — а тем более парусная гонка — это мероприятие, сопряжённое с риском. Как правило, это понимают все участники процесса, места для негатива в таких условиях просто не остаётся. Любительская регата вообще напоминает скорее пионерский лагерь для тридцатилетних. Конкуренция есть в гонке, между соревнующимися командами — это естественно. А на отдельно взятой яхте есть субординация и при грамотном распределении ролей никакой конкуренции не возникает.

МАРИЯ ОЛЕЙНИКОВА: Яхтенное комьюнити для меня в первую очередь про внимательное отношение друг к другу, про уважение, про взаимопомощь и про очень особенное понимание свободы. Конкуренция? Не знаю. А за что там конкурировать? Море огромное, бери лодку, присоединяйся.

СВЕТЛАНА КРАВЧЕНКО: Мне это даже сообществом сложно назвать. Это просто друзья, удачная компания, которая теперь стала полноценной частью моей жизни. Мы видимся, конечно, не только в море. При этом люди быстро меняются, приходит кто-то новый, кто-то исчезает, но почти все мгновенно становятся частью близкого круга. Не знаю в чём тут дело — в общих интересах или в том, что «чужие» быстро отсекаются. Причём в моё профессиональное сообщество, наоборот, не так просто влиться — а вот на яхтинге я общаюсь с очень разными людьми. Разные профессии, разные уровни дохода, разный образ жизни — и почти все мне очень нравятся.

Конкуренцию я не видела нигде: ни на соревнованиях, ни в гонках, ни в круизе — в «моём» яхтинге её нет вообще. Даже если это гонка, это гонка друзей, которые после финиша с удовольствием обсуждают: «Эх, отжал меня от знака!» Я всегда могу рассчитывать на стопроцентную поддержку. В один из первых походов я ошиблась с расчётом времени и шла уже после заката на лодке с севшей рацией. Нервничала, рассматривая карту и размышляя, как найти место для швартовки в такой темноте. И тут несколько лодок из нашей флотилии подошли с разных сторон и несмотря на свои дела проводили нас до швартовки. На удивление, это были не только лодки «друзей» — на одной были ребята, которые первый раз в жизни оказались на нашей регате.

ФОТОГРАФИИ: Наталья Бутова

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться