Личный опытКак я совершила хадж
Зульфия Ханнанова об опыте паломничества
александра савина
В хадж — паломничество к святым местам в Саудовской Аравии, согласно учению, каждый мусульманин обязан отправиться хотя бы раз в жизни. Мусульманский календарь короче григорианского, так что сроки проведения хаджа каждый год сдвигаются на 10–11 дней назад. Чтобы совершить хадж, паломники должны прибыть в Мекку и провести там несколько ритуалов. Сам хадж длится пять дней, но паломники, как правило, остаются в Саудовской Аравии на две-три недели.
Не-мусульманин попасть на хадж (как и в саму Мекку) не сможет: организовать путешествие можно только через туристическое агентство, одобренное правительством Саудовской Аравии, а мусульман с Запада проверяют отдельно (они должны предоставить письменное свидетельство от имама, подтверждающее, что тот знает человека и что он правоверный мусульманин). В этом году на хадж, а он закончился 4 сентября, прибыло более двух миллионов паломников, среди них 23 500 человек из России. Мы поговорили с башкирской поэтессой Зульфией Ханнановой о её первом хадже, о том, тяжело ли его совершить физически, и чем женский опыт хаджа отличается от мужского.
Хадж — один из столпов ислама. Всего их пять, первый — произношение шахады, то есть произнесение языком и признание сердцем единства Всевышнего. Второй столп — намаз (молитва), третий — выплачивание закята (милостыни бедным), четвертый — ураза (пост). Хадж — один из фардов, то есть обязательных предписаний ислама: если у человека есть на него средства и здоровье, он должен его выполнить. Считается, что люди, побывавшие в хадже, если они все сделали правильно, приезжают оттуда безгрешными, как новорожденное дитя.
Это был мой первый хадж, я готовилась к нему несколько лет. Мне долгие годы приходилось ухаживать за парализованной мамой, и у меня был ещё грудной ребенок. Бывало трудно: ночью я шла и к маме, и к младенцу. Мне нужны были силы, и я вставала на намаз — мама видела, как я читала молитвы. Через некоторое время после смерти мамы, в пятницу, она мне приснилась — у нас, мусульман, считается, что в этот день снятся праведные сны. Мама во сне сказала мне: «Зульфия, соверши хадж». Я не придала значения этим словам: мне казалось, что хадж нужно совершать к старости, перед смертью, чтобы все грехи были отпущены и можно было уйти спокойно.
Хадж во многом связан с пророком Ибрагимом, который должен был принести в жертву собственного сына, пока в последний момент бог не сказал ему принести вместо этого в жертву животное, вознаградив Ибрагима за веру.
В прошлом году, когда я лежала рядом со свекровью в больнице, мне приснился ещё один сон. Мне привиделась женщина, которая сказала: «Зульфия, не совершай в этом году хадж — у тебя болит зуб, он может выпасть. Ты поедешь в хадж на следующий год». Я проснулась и поняла, что зуб — это моя свекровь, её надо лечить. Настроилась на следующий год и начала потихоньку копить деньги. Было тяжело. Я заняла у людей на самый бюджетный хадж 90 000 рублей — и всё оплатила заранее. С долгами в хадж уезжать нельзя — я знала, что верну всё до начала поездки, и потихоньку расплачивалась (некоторые религиозные деятели, впрочем, отмечают, что если у человека есть большой кредит с ежемесячными выплатами, он может совершить хадж, если согласует это со своими кредиторами — Прим. ред.). Где-то через две недели после того, как я все выплатила, мне позвонили из администрации главы республики и сказали, что Министерство культуры и информации Саудовской Аравии предлагает гостевой хадж. Организатор тура в хадж, с которым я должна была ехать, сказал, что это очень редкая удача, подарок Всевышнего, от которого нельзя отказываться. Деньги мне вернули.
Умра и Медина
От России поехала группа из восьми человек, пять мужчин и три женщины: трое из Ингушетии и по одному человеку из Башкортостана, Татарстана, Дагестана, Карачаево-Черкесии и Чеченской республики. Сначала нас повезли на умру — малый хадж. Он включает в себя обход Каабы (Кааба — это главная святыня ислама, кубическая постройка, которая находится во внутреннем дворе мечети аль-Харам, или Заповедной мечети — Прим. ред.), который нужно совершить не во время самого хаджа, а в любой другой момент. Тогда я в первый раз увидела Каабу — это неописуемое чувство. Когда мы её обходили, начался дождь — все ему радовались, и даже мужчины начали рыдать. Оказывается, если это происходит во время обхода Каабы, это считается большим благословением Аллаха — в Саудовской Аравии дожди вообще идут крайне редко. Дождь начался, когда мы проходили йеменский угол Каабы, и длился, пока мы шли один круг. Когда делаешь намаз, всегда молишься в сторону Каабы — и теперь я её отчетливо представляю.
После этого мы ходили между холмами Сафа и Марва — там нужно сделать семь кругов. В этом месте жена пророка Ибрагима, оставшаяся одна с младенцем на руках, взбиралась то на один холм, то на другой в поисках воды для ребёнка. Ребёнка замучила жажда, он плакал, а затем ударил ногой о землю, и оттуда пробился родник — так появился источник Зам-зам. Он становился всё больше и больше, пока женщина, чтобы воды не лилось слишком много, не сказала: «Зам-зам» (то есть «Хватит») — и родник остановился.
Совершить хадж может совершеннолетний мусульманин в ясном уме и обладающий достаточным здоровьем. Он должен быть свободным (а не, например, заключённым) и иметь достаточно средств, чтобы обеспечить не только свой хадж, но и семью, оставшуюся дома.
Через несколько дней после этого мы поехали в Медину — последние годы жизни пророк Мухаммед провел там, там он и похоронен. Мы пробыли там два дня. Ночь я провела в большой мечети ан-Набави, где похоронен Пророк и сахабы — его сподвижники (те, кто прибыли вместе с Пророком в Медину, и те, кто приняли его там). На второй день, мы, три женщины, отпросились посетить могилу Пророка, сделать зиярат, то есть совершить паломничество к святому месту. Близко женщин туда не подпускают, можно посмотреть только через ширму. Тем не менее мы дождались и смогли помолиться.
Хадж
Сам хадж длится пять дней. Он начинается со стояния на горе Арафат, где нужно провести целый день. Это очень ответственный момент. Конечно, лучше всего стоять на самой горе, но если находишься на территории поблизости горы Арафат, это все равно засчитывается. И если многие переживали, что находятся не на горе, то у меня такого чувства не было — я была довольна уже тем, что оказалась здесь, плакала и молилась. Обычно люди на горе молятся под зонтами, а у нас были более комфортные условия — мы стояли под навесом. Молиться нужно целый день, с утра до самого захода солнца.
После стояния на горе Арафат мы поехали в долину Муздалифа — она находится рядом с Меккой, между долиной Мина и горой Арафат. Там ночью нужно собирать камни: их потом используют в обряде побивания камнями шайтана. Нас всему обучали арабские женщины — они показывали, сколько камней нужно собирать, какого размера они должны быть.
Утром нас повезли в Мекку. Там мы должны были сделать таваф — семь раз обойти вокруг Каабы, а затем помолиться. Когда я достала молитвенный коврик, мои камни пропали — говорят, что шайтан не любит, чтобы его побивали, и строит препятствия. Для обряда нужно много камней, и я переживала, но по дороге в долину со мной поделились другие.
Кааба — кубическое строение во внутреннем дворе мечети аль-Харам. В восточный угол Каабы вмонтирован чёрный камень: считается, что бог даровал его изгнанному из рая Адаму, после того как тот раскаялся, и изначально он был белым, а почернел от прикосновений грешников.
Обряд побивания камнями шайтана совершают в долине Мина. Камни бросают в джамараты — три огромные серые каменные стены. Нужно успеть сделать это до захода солнца. Я слышала, что, если пропускаешь какой-то элемент хаджа — вовремя не добрался до Муздалифы, вовремя не прибыл в Мину, — хадж не принимается, поэтому мы старались всё делать вовремя. Разрешается, чтобы кто-то побивал камнями шайтана вместо тебя — обычно женщины, чтобы их не раздавила толпа, передают свои камни мужчинам. Мужчины из нашей группы в тот вечер уехали, и я пошла побивать камнями шайтана вместо них — в итоге я бросила восемьдесят четыре камня. После Мины мы вернулись и сделали прощальный обход вокруг Каабы.
Слишком тяжелых моментов в хадже для меня не было — у нас был щадящий режим. В Мине мы находились близко к джамарату, и нам не нужно было долго ходить под солнцем. Так как людей много, Каабу можно обойти на нескольких уровнях: можно пройти внизу, но есть ещё несколько ярусов-балконов — всё это засчитывается. Когда людей очень много, бывает давка, многие теряются. На других уровнях людей поменьше, идти легче. Нас предупреждали, что нужно заранее начать много ходить, чтобы не уставать во время хаджа, так что с этим трудностей тоже не было — мы уже были натренированы.
Мужской хадж отличается от женского. Женщины, в отличие от мужчин, не облачаются в ихрам — специальные белые одеяния. Для женщины подходит любая одежда, соответствующая мусульманским стандартам, лишь бы она была опрятной и чистой. В обрядах тоже есть разница. Между Сафой и Марвой есть отрезок пути, который мужчины должны пробегать, а женщины проходить пешком.
После трагических событий 2015 года всем паломникам предоставляют электронные браслеты, которые содержат информацию о носителе и предупреждают о начале молитвы.
Мужчины обязательно должны идти босиком — наши ребята даже заработали мозоли. Женщинам разрешается идти в носках или в обуви типа чешек. Во время хаджа, если его совершает супружеская пара, нельзя вступать в интимные отношения — это касается и женщин, и мужчин.
В хадже мы встречали женщин из разных уголков мира, например, когда останавливались в Мине. Мы не знали языка друг друга, но разговаривали всю ночь — то какое-то арабское слово вставишь, то английское вспомнишь, что-то жестами покажешь; мы показывали фотографии детей, мужей с телефона, рассказывали, где работаем. Это непередаваемо.
Хаджия
Мужчин, которые совершили хадж, называют хаджи, а женщин — хаджиями. Они издавна пользуются большим уважением, авторитетом. Например, мой родственник ещё до революции три раза совершил хадж — тогда не было такого транспорта, были нужны деньги, а те, кто совершал хадж, годами не возвращались домой. Это очень большая миссия и ответственность.
Я вернулась из хаджа, но, как у нас говорят, мешок, в котором скапливаются грехи, всё равно висит за моей спиной — теперь надо стараться вести себя так, чтобы он больше не наполнялся. Нужно ещё много работать над собой. Быть хаджией — очень ответственно, я должна быть примером во всем. Нужно быть благородным человеком, ты должна быть приветливой, знающей, искренней мусульманкой. Пришло успокоение: этот фард — очень важный, и не все его могут выполнить, а я смогла. Я благодарна Всевышнему — это самый большой подарок, который я получала.