Личный опыт«Я пришла за войной,
а не за мужем»: Почему
я играю в страйкбол
Камилла Керимова о преодолении, оружии и сексизме в игрушечной войне
Наташа федоренко
Когда погиб мой жених Женя, мне показалось, что, разделив его увлечения, я смогу быть к нему ближе. Так в моей жизни в одно лето появились: яхтинг, дайвинг, фехтование, скалолазание и страйкбол. Женя был очень спортивным парнем, и мне, девушке, в общем-то, не слишком подготовленной, многое оказалось не по силам. Что-то было не по карману или просто не понравилось, а вот страйкбол стал моим постоянным и любимым увлечением.
Страйкбол — это военно-спортивная игра, участники которой моделируют военные действия, используя реалистично выглядящие копии боевого стрелкового оружия, то есть автоматов, пистолетов, винтовок. Только стреляют эти копии, конечно, не настоящими пулями, а небольшими пластмассовыми шариками. Одетые в камуфляж, страйкболисты выходят на поле в составе военных подразделений. Проще говоря, в лесу, в здании или на полигоне бегают от десятка до нескольких тысяч парней и девушек в военной форме, перестреливаются, выполняют поставленные задачи, захватывают определённые точки на карте, защищают их, или отправляются в атаку, под взрывы гранат и стелющийся по полю дым. Это красиво и интересно, требует от человека переступить через свою слабость и повседневные потребности, как бы стать чем-то большим.
О преодолении и значках
Интересная особенность страйкбола состоит в том, что у него есть несколько уровней. Начав заниматься им три года назад, я сконцентрировалась исключительно на личном росте. Первое, что проходит каждый новичок — курс молодого бойца, — давалось мне нелегко. Я училась правильно занимать укрытия, правильно стоять с приводом (так называется у страйкболистов оружие, чтобы не путать с настоящим, так как привод работает на электричестве), бежать куда надо и лежать когда надо, чтобы продержаться под вражеским огнём как можно дольше. И главное, что мне всегда нравилось в страйкболе, — это преодоление. Надо признать, люди — существа довольно ленивые. Моё тело говорит мне, что самое прекрасное времяпровождение — это сидеть дома на диване, поджав ноги, в тепле и уюте, сладко спать и листать социальные сети. Лучший план на выходные, разве нет? Но я говорю своему телу «нет» и тащу свою недостаточно подготовленную к физическим опасностям тушку в лес, в атаку, в бой.
У меня много воспоминаний, связанных со страйкболом, которыми я горжусь. Я перебиралась через сугробы из последних сил, хотя можно было пойти греться у костра. Стояла под ливнем в очень лёгкой одежде без возможности даже отстреливаться — аккумулятор на автомате сдался, раньше чем я. Ползла по-пластунски до вражеского окопа, совершенно не умея этого делать и боясь, что пулька попадёт, простите, в попу — после этого я не могла поднять руки два дня. Выдержала 24-часовую игру «Война: Сутки на броне» и получила лаконичный, но очень важный значок с надписью «Выстоял». У меня таких два, и они каждый раз напоминают мне о собственной выносливости.
Личным развитием, улучшением своих способностей необходимо заниматься постоянно. Сейчас я хожу по лесу совсем не так, как прежде, я могу спрятаться так, что не каждый человек меня найдёт, могу попасть в ту цель, которую три года назад и не заметила бы. Но когда я смотрю на старших товарищей, то понимаю, что мне ещё расти и расти, и это привлекает ещё больше. Эти навыки не бессмысленны даже в наше, казалось бы, безопасное и невоенное время. Я стала собраннее, сильнее и лучше замечаю опасные места в городе.
Команда и новички
Очевидно, что страйкбол — это командная игра, так что в нём практически нет одиночек — игроков, выступающих только за себя. 99 % участников мероприятий — это постоянные члены команд. Одну команду от другой всегда можно отличить по однотипному камуфляжу, а в первую очередь по шеврону — нашивному знаку на одежде.
Однако найти команду, которая будет тебе подходить по духу и уровню, довольно сложно. Когда я только решила попробовать заниматься страйкболом, написала своим друзьям с просьбой взять меня с собой на игру. Вообще, большинство людей приходят именно так. Ты услышал что-то про страйкбол, написал знакомому, чтобы попробовать разок, тебе одолжили снаряжение, и вот ты уже несёшься по полю под взрывами, справа танки, слева твои же сокомандники, а из леса доносится очередь пулемёта.
Но не всегда те люди, которые вывезли тебя в первый раз на тренировку, действительно подходят тебе по формату. Я сменила две команды, прежде чем мы с друзьями создали новую, свою, отвечающую нашим общим желаниям и представлениям — СК «Грач». Мы стараемся собрать действительно дружеский коллектив, людей, которым будет комфортно друг с другом и в бою, и на отдыхе в походном лагере, и в общении в социальных сетях. Это довольно сложно, у нас идёт периодический набор, и не все, кто приходит попробовать, остаются.
В нашей команде сложился график: одна игра и одна тренировка в месяц в весенне-осенний сезон. Зимой — реже, мы не тренируемся и только по желанию участвуем в интересных играх, если они случаются. Но я знаю команды, и которые собираются на тренировки каждую неделю, и которые играют раз-два в год от силы — тут уж каждый выбирает для себя.
В некоторых командах, насколько мне известно, есть определённый проходной ценз, но, в общем, практически все открыты для новичков и вместе с ними развиваются в разных направлениях. Недостаточно просто хорошо стрелять и бегать — многие проходят курсы первой помощи, существуют прекрасные тренинги для подготовки радистов, после которых я поняла, как сложно, интересно и важно уметь правильно общаться в радиоэфире, подготовки командного состава и так далее. Мы постоянно делимся опытом друг с другом, и это тоже немаловажная сторона страйкбола.
Сумочки и бронежилеты
Минимальный набор, который нужен игроку, — это форма (камуфляж и берцы), защитные очки и оружие. Всё это различается по цене и внешнему виду. К тому же у каждой команды есть свой утверждённый список допустимого оружия. Например, некоторые команды ориентируются на реконструкцию каких-то действительно существующих военных подразделений, тогда и вооружение должно соответствовать им. Другие предпочитают использовать оружие, копирующее российские или советские образцы. В нашей команде базовым считается автомат Калашникова, а кто-то, напротив, использует оружие блока НАТО. Камуфляж, в котором команда отправляется на игры, должен быть одной расцветки. Поэтому часто, если игрок хочет перейти из одной команды в другую, ему приходится приобретать весь комплект заново. Хорошо, что рынок перепродажи снаряжения вполне развит.
Конечно, когда начинаешь увлечённо чем-то заниматься, хочется приобретать вещи, которые сделают твою игру более удобной. У меня дома несколько больших ящиков забиты снаряжением. Со временем я купила более удобное оружие, качественный привод и пистолет на случай, если сядет аккумулятор. Кто-то докупает рацию, чтобы связываться со своими на поле, гарнитуру к ней или бронежилет, чтобы чувствовать себя более крутым.
Можно купить и форму для разных сезонов: лёгкую, продуваемую, для лета; тёплую, с подстёжкой для зимы, маскхалат, чтобы быть незаметным на снегу, или «гилли» — одежду снайпера, в которой он выглядит как большой куст или сноп. И, конечно, дорогие очки со сменными линзами для разной погоды вместо обычных за 300 рублей. А уж количество сумочек и подсумков, которыми может обвесить себя страйкболист, не поддаётся подсчёту.
Вообще, страйкбол — довольно затратное хобби, но всё зависит от уровня заинтересованности и возможностей. Я заметила, что мальчики часто с упоением занимаются своим внешним видом: мои сокомандники обсуждают свойства разного камуфляжа, перебирают разные виды формы и подгоняют всё новые и новые подсумочки. Девушки обычно относятся к этому более спокойно, главное, чтобы всё сидело удобно и не мешалось, а свою жажду покопаться в тряпочках мы, видимо, удовлетворяем в обычных магазинах.
На некоторых полигонах (например, «Заря на „Рижской“») не так давно появилась возможность аренды. Арендовать можно хоть полный комплект: от привода до камуфляжа. Это очень удобно для новичков, которые хотят попробовать себя в деле, но не уверены, что захотят играть дальше. Но чаще происходит передача из рук в руки — у команд со временем скапливается запас приводов, которые можно выдавать новичкам, пока они не приобретут свой.
БТР и шашлыки
В среднем в месяц в Центральном регионе России проходит одна-две крупные игры и полным-полно мелких. На всех, разумеется, побывать невозможно, но самые интересные мы с командой стараемся посещать. Правда, с крупными играми всё не так просто: никакой организатор не хочет, чтобы в общее дело попадали случайные люди. Поэтому, чтобы команда попала на игру, за неё должна поручиться другая команда. Есть второй вариант — пройти тестовое мероприятие у организаторов, показать себя в бою.
Сейчас крупные полигоны стали очень красивыми сами по себе. В «Сутках на броне» и многих других играх участвует боевая техника, игроки доезжают до фронта на БТР и БМП, периодически стреляют танки, и выглядит всё это как настоящее поле битвы. Управление техникой, её распределение по фронтам, её использование в бою — это тоже отдельная и довольно сложная задача.
За БТР, например, очень удобно скрываться, когда ты идёшь в атаку, а отправленный в нужную точку грузовик «Урал», забитый бойцами, может переломить ход боя в нужную сторону. За участие в игре, разумеется, платится взнос — где-то от полутора до трёх тысяч с человека за крупную игру.
Игры обычно проходят за городом, поэтому добраться туда тоже дело непростое. Здесь очень помогает личный транспорт, мы собираем всех в Москве и едем весёлой компанией. На крупные игры приятнее приезжать заранее, в пятницу например: так можно спокойно добраться, посидеть с друзьями за шашлыком, выспаться и утром никуда не опоздать. Многие игры идут не один день: «Сутки на броне» — фактически два, «Линия фронта» — три, — и это немного всё усложняет. У тебя должен быть лагерь, в котором ты можешь отдохнуть и поесть, чтобы снова идти в бой, так что приходится везти ещё больше вещей. Но ещё постоянно проходят небольшие игры, на которые можно отправиться рано утром в субботу, а к ночи уже быть дома. Есть и площадки почти в центре Москвы, например полигоны «Заря» и «Партизан» с небольшим пространством и множеством сооружений, за которыми легко спрятаться даже неопытному человеку.
Пули и травмы
Страйкбол не более опасен, чем любой другой вид активного отдыха. Организаторы, командиры команд и просто ответственные люди постоянно следят за безопасностью. Во время всех мероприятий игроки носят защитные очки — это необходимо для того, чтобы защитить глаза от пластмассовых шаров и веток. Конечно, у нас не пули, но попадание пластмассовых шариков ощутимо. Выпущенный с близкого расстояния шарик из снайперской винтовки может зайти под кожу или разбить губу или бровь. Поэтому все стараются с близкого расстояния не стрелять, есть определённые ограничения по допустимой близости стрельбы. Но, по моему опыту, пейнтбол, на который я пару раз попадала, больнее. Там и расстояния ближе, и столкновения агрессивнее, и синяки от крупных шаров больше.
Большая часть травм на страйкболе вызываются неосторожным поведением игроков в лесу. Частенько летом люди страдают от солнечных ударов, бывает, кто-то напарывается на острую ветку, иногда даже случаются ушибы и переломы от неудачных падений. Для таких случаев на всех играх от ста человек присутствует пункт медицинской помощи, а на очень крупных обязательно стоит неотложка. Мне за всё время пришлось воспользоваться помощью медиков один раз: я приехала на игру простывшая и боялась, что потеряю голос, а мне как основному радисту стороны он был необходим.
Сексизм и замужество
Вопреки всем плюсам, в страйкболе довольно много сексизма. Девушек в спорте очень мало. То ли война считается традиционно мужским занятием, то ли физические испытания, вечно поломанные ногти и камуфляжная форма отпугивают девушек — в командах на десять ребят от силы приходится одна девушка. В нашей команде их три, но мы не типичный вариант.
Довольно обидно, что отношение к девушкам в страйкболе проникнуто подозрением. Считается, что девушка приходит в страйкбол либо за парнем (мало кому нравится, что молодой человек каждую субботу уезжает куда-то с друзьями, и многие девушки хотят сопровождать своих ребят), либо в поисках парня. Девушку подозревают в том, что после замужества она уйдёт из страйкбола и заберёт мужа с собой.
Но мало кто понимает, что это стереотипы. За последние годы в страйкбол пришло множество девушек с совершенно другой мотивацией. Многие из нас ищут самореализации, равно как и мужчины. Я, менеджер среднего звена, могу в выходной день взять оружие, надеть форму, заставить себя броситься в бой — это мне нужно, чтобы доказать себе, что я сильнее, круче, способнее, чем в повседневности. В моей команде есть ещё две женщины, и они пришли в команду по такой же причине.
Но это довольно сложно объяснить парням. Обычно я стараюсь не обижаться — но иногда становится неприятно, когда тебе несколько раз подряд незнакомые люди задают глупые вопросы. Ситуация усугубляется тем, что мой молодой человек тоже играет в страйкбол. И как объяснять каждому встречному, что это я его привела в команду? Приходится отшучиваться.
Московские команды, как мне кажется, более-менее смирились с присутствием женщин на игрушечной войне, хотя всё равно втайне убеждены, что место женщины в радиорубке, но вот региональные команды представляют себе женщину как «засланного казачка», который испортит прекрасный мужской отдых и похитит из команды бойца. Я не могу сказать, что таких случаев не бывает, но всё же хочется, чтобы женщина в камуфляжной или военной форме не вызывала постоянные смешки.
Война и сублимация
Посмотрите на историю — человечество никогда не жило без войны. Война — это возможность выплеснуть агрессию, которая копится в нас и подавляется. Шанс совершить подвиг и удивить самого себя.
И как же хорошо, что можно попасть на игрушечную войну, стрелять друг в друга пластмассовыми пульками, возвращаться после ранений в строй и не умирать. Мне кажется прекрасным, что страйкбол позволяет сотням и тысячам ребят сбросить свою агрессию, стремление к битве и воинственный настрой в форме игры.
Чувство команды, боевое братство, упоение боем, радость победы, горечь поражения, стойкость и способность идти вперёд несмотря ни на что — это те чувства, которые мы не можем найти в обычных буднях менеджеров, логистов, юристов, врачей, дизайнеров или инженеров. Но без этих переживаний мир станет совсем серым. Хорошо, что мы смогли их найти в страйкболе.
Фотографии: личный архив