Личный опытОт паркура до фридайвинга: Как я попробовала
35 разных видов спорта
Ира Филимонова о поисках нового любимого спорта
Текст: Ира Филимонова
Меня зовут Ира, мне 27 лет, и я решила перепробовать 50 видов спорта за четыре с небольшим месяца. Но чтобы рассказать, что меня к этому привело, вернусь на шаг назад.
Полтора года я каждое утро надевала кроссовки, втыкала в уши наушники, нажимала кнопку «Run» в своём приложении и выбегала из подъезда. За это время я сменила несколько квартир, работу, встречалась с разными бойфрендами, но одно было неизменно и прекрасно — каждое моё утро начиналось с бега. Сейчас я вспоминаю об этом с таким чувством, как вспоминают детство или первую любовь.
Чем только я не пробовала до этого заниматься за свою жизнь: танцами, большим теннисом, велосипедом, йогой, плаванием, даже покупала абонемент в классный фитнес-клуб. Но каждый раз через несколько месяцев я ловила себя на том, что ищу повод, чтобы не пойти на тренировку. Потом начинаю страдать от мысли, что надо туда пойти. Потом освобождаю себя от этих страданий, приняв после долгих мучений решение на время оставить спорт. И вот однажды вечером я вдруг решила, что завтра утром выйду на пробежку. И с тех пор выходила каждый день, что бы ни случилось. Я по-настоящему подсела на состояние полёта, которое давал мне бег. На музыку, ритм, приятное чувство от мягкого приземления на асфальт моих кроссовок. Я бегала, где бы я ни оказалась, и была счастлива.
Сначала мне хватало бегать по три километра каждое утро, просто в своё удовольствие. Но очень быстро стало интересно пробовать пробегать больше и укладываться в определённое время. Через год я первый раз приняла участие в массовом забеге «Белые ночи» и выбежала 10 километров из часа. Не очень большое достижение, но мне это было важно. Потом были 10 километров на Московском марафоне, я чувствовала себя прекрасно и хотела наращивать обороты. В марте зарегистрировалась на полумарафон в Сочи и начала готовиться к нему, даже взяла один урок у профессионального тренера. Бегать приходилось больше, и это мне нравилось. Правда, я стала замечать, что после длинных тренировок (больше пятнадцати километров) у меня несколько дней болят колени. Я думала, у всех так бывает, мазала их разогревающими составами или наматывала эластичный бинт. Близких мои боли тревожили, и они несколько раз советовали мне пойти к врачу, но я не хотела об этом даже слышать — врач ведь мог запретить мне бежать полумарафон.
Пробежав его, я была счастлива! Но не собиралась на этом останавливаться. Разумеется, мне нужно было взять главную высоту любого легкоатлета — марафон. Наметила план тренировок — теперь выходило по 10–15 километров каждый день. После недели в таком режиме я была полна энергии, но с трудом спускалась по лестнице от боли в коленях. И наконец решила обратиться к врачу. Отнеслась к этому как к формальности. Дальше были МРТ, приём хирурга и его вердикт: «Вам лучше прекратить бегать». В первые секунды я как будто не поняла и переспросила: «Как?» — и тут до меня дошёл смысл его слов. Врач что-то продолжал говорить, но я его уже не слышала. Сначала сдерживалась, а потом взорвалась и разревелась в голос, размазывая по лицу тушь. Перед глазами у меня пронеслись картины всех моих пробежек. Как я бежала, и бег в любом случае давал мне сил. Он был как лучший друг и идеальное лекарство — и вот этого друга не стало. «Я сожалею. Найдите себе другой вид спорта», — сказал мне на прощание врач.
Я рыдала, выходя из кабинета, и ещё несколько часов после. Потом написала пост в Facebook, где все посылали мне лучи добра и советовали то же самое — найти себе другой вид спорта. Первые несколько дней я не могла об этом даже слышать. Натыкалась по всей квартире на вещи, связанные с бегом: пульсометр, форму, гели, бутылки изотоника в холодильнике. Это как находить дома напоминания о человеке после расставания с ним. Мало того, что меня лишили любимого вида спорта, ещё и стала недостижимой цель, которой я жила последние месяцы, — пробежать марафон.
В выходные, чтобы отвлечься, я вытащила себя кататься на велосипеде с друзьями. Ехала и думала, что велосипед классный, но всё же не бег. И тут меня осенило: раз мне предстоит выбрать себе новый вид спорта, подойду к этому серьёзно — попробую, например, пятьдесят видов, и выберу уже из них. Идея тут же оформилась в челлендж, друзья меня поддержали и помогли накидать разных видов спорта, чтобы убедиться, что их действительно существует пятьдесят. Теперь-то я знаю, что их намного больше, и, возможно, на пятидесяти я не остановлюсь. В этот же вечер, 17 апреля, я выложила на YouTube видео, в котором обещала попробовать пятьдесят видов спорта до конца лета и написать о каждом пост в свой блог. Пути назад не было. Ключевой момент был в том, что челлендж выглядел внушительно даже по сравнению с марафоном — не менее достойная цель на замену.
С этого момента всё и началось. Я непрерывно разыскивала студии, записывалась на пробные занятия, занималась и по дороге домой писала посты в свой блог с обзорами видов спорта, в которых только что сделала первые шаги. Иногда удавалось сходить на 4–5 тренировок в неделю, иногда случались перерывы. Надо сказать, что найти хорошие студии, понять их расписание, записаться и приехать оказалось не такой простой задачей. Я пустила большой клич по друзьям и коллегам и получила от них массу советов. Но самым ценным было, когда они брали меня на тренировки с собой — как будто приоткрывали для меня мир своего любимого спорта, который обожали не меньше, чем я когда-то любила бег.
Постепенно моя идея и блог стали набирать популярность, и ко мне периодически начали обращаться даже незнакомые люди. В основном они писали мне о спорте, который безумно любят, и предлагали пойти потренироваться с ними. Так я, например, попала в школу Дмитрия Саутина по прыжкам в воду. Периодически я подводила промежуточные итоги, вспоминала все свои тренировки и сравнивала их. К настоящему моменту в моей копилке 35 видов спорта. Интересно, что большая часть пробных тренировок в приличных студиях бесплатные. Но есть и платные, причём очень недешёвые, так что денег я потратила примерно столько же, сколько ушло бы на регулярные занятия одним и тем же спортом.
Оказалось, бокс — это бесконечный выброс энергии,
а фридайвинг —
про умение расслабляться
Больше всего мне понравились бокс, футбол и фридайвинг. Пожалуй, если не появится что-то ещё более прекрасное, я остановлюсь на чём-то из них или даже на всём вместе. Бокс — это бесконечный выброс энергии, после тренировки наступает удивительное умиротворение, как будто не было длинного трудного дня и изнуряющей нагрузки. Футбол оказался на удивление красивым видом спорта: зелёное огромное поле, освещённое прожекторами, свежий воздух и азарт. А фридайвинг — это про умение расслабляться, отвлекаться от суеты и как будто парить в пространстве без гравитации.
Было несколько водных видов спорта с досками; теперь я понимаю различия между винд- и кайтсёрфингом, доской для простого сёрфа и сапом, понимаю, как ловить ветер в парус и кайт и в чём особенности вейкбординга и вейксёрфинга. Три тренировки по сёрфингу начинались со слёз, потому что я очень боюсь волн и готова была придумать любую причину, чтобы всё бросить и не пойти. Дело в том, что в 13 лет я чуть не утонула в Атлантике, и волны с тех пор — один из моих самых больших страхов. Я надевала гидрокостюм, брала доску, подходила к линии прибоя и как будто впадала в ступор: не могла себя заставить шагнуть дальше, довериться этим волнам. Что заставило меня всё-таки сделать это? Думаю, воспоминания о каких-то других, ещё более крутых свершениях. Для меня всегда работает только это. «Ты прыгнула с парашютом с высоты четыре тысячи метров — неужели испугаешься теперь и не сможешь покататься на волнах?» — говорю я себе и делаю шаг, желательно, не глядя.
Не обошлось без борьбы: я посетила занятия разными восточными единоборствами (карате, ушу), боксом, капоэйрой. На занятие по капоэйре кроме меня никто не пришёл, и поэтому мы занимались втроём с тренером и его маленьким сыном. Особенно странно было, когда тренер достал музыкальные инструменты и сказал, что капоэйра начинается с музицирования. Он сам играл на бразильском инструменте, напоминающем лук, сын стучал в барабан, а мне дали трещотку. Так продолжалось около двадцати минут, и помимо игры мы должны были ещё и петь на португальском.
Самым жёстким оказался рукопашный бой. Я попала в группу, которая занимается довольно давно, и все там привыкли к спаррингам. По сути, всё занятие и состояло из полуторачасового спарринга — меня ставили в пару с разными партнёрами, все они хотели тренироваться и поэтому били меня нещадно. Как я ни просила немного сбавить обороты и не лупить меня изо всех сил, ни до кого это не доходило, ведь они привыкли драться. Не скрою, что это разозлило меня так, что я и сама была рада выплеснуть агрессию в ударах.
Приятно удивила воздушная гимнастика — танцы на пилоне и воздушные кольца. В детстве я любила висеть на деревьях или перекладинах, карабкалась на них, как мартышка — остаточные умения очень пригодились. Довольно сложными оказались акробатика, эквилибристика и паркур. На занятие по паркуру я записалась во взрослую группу, но, когда пришла, обнаружила, что она состояла из ребят 14–15 лет, которые вовсю резвились и прыгали. Оказалось, что это чисто подростковый вид спорта, не особенно интересный взрослым людям. Я отзанималась, но чувствовала себя в обществе школьников странно.
Перед занятием горячей йогой меня предупредили, что нужно заниматься на голодный желудок и пить перед занятием побольше воды. Но когда у тебя каждый день новый вид спорта, новое оборудование, инструкции и предостережения, ты перестаёшь запоминать их. В общем, я поймала себя на том, что пью кофе со сливками и уплетаю ореховый сладкий батончик за десять минут до начала занятия. По-хорошему, стоило перенести тренировку, но я не стала. Сказать, что я едва пережила её, — значит ничего не сказать. Главную роль сыграл, наверное, кофе, но мне казалось, что я сейчас упаду в обморок от этой жары. К счастью, закончилось всё хорошо.
Также были и академическая гребля, и стрельба из боевого оружия, и трекинг в горах, и многое другое. Как я и предполагала, самыми скучными видами спорта являются те, которые лучше всего позволяют прокачать фигуру: аэробика и разного рода фитнес. В игровых видах спорта (бадминтон, футбол) я всё время комплексовала, что подвожу ребят, которые взяли меня в команду, так как почти ничего не умею.
Вообще, многие говорили мне, что сама идея попробовать кучу видов спорта по разу — настоящее дилетантство. Ни в одном я не смогу добиться никаких успехов, буду чувствовать себя всё время худшей, проигравшей и никакой пользы не извлеку. Но я бы так не сказала. Во-первых, как ни странно, за одно занятие можно много узнать о виде спорта, сделать в нём первые шаги. Понять, интересен ли он тебе, близка ли тебе его идея и философия. Во-вторых, если ты в принципе находишься в неплохой форме, то первые шаги во многих активностях даются не так уж и трудно. Плюс они дополняют друг друга: на эквилибристике меня научили вставать на голову, и потом я с гордостью продемонстрировала это на капоэйре. В-третьих, для организма полезно всё время менять род деятельности — это позволяет оставаться в тонусе, быть готовым ко всему. Сегодня ты играешь в бадминтон, а завтра занимаешься классическим балетом. Сегодня до дрожи в руках покоряешь скалодром, а завтра плаваешь разным стилем в бассейне в «Лужниках».
Как я и предполагала, самые скучные
виды спорта —
те, что лучше всего прокачивают фигуру: аэробика и фитнес
Отдельно скажу пару слов о страхах. Я на самом деле ужасная трусиха, и на большей части занятий мне приходилось очень жёстко себя преодолевать. Я вставала на руки на акробатике (даже с поддержкой тренера). Прыгала с трамплина в воду. Пробовала выполнять простые трюки на лонгборде. Каждый раз в горле сжимался ком, и мне хотелось убежать и всё бросить. И я благодарна себе, что не бросила.
Но всё же и это не самое главное. Главное — это люди, которых я встретила на своём пути, настоящие фанаты и профессионалы своего дела. С виду, возможно, самые обычные, но, когда ты наблюдаешь их в деле, нет никого на свете прекраснее. Я очень много говорила с людьми. О том, почему они выбрали этот спорт, об их первых шагах, о том, чего они хотят добиться. С женщинами средних лет, которые хотят освоить бокс. С подростками на занятиях паркуром. С альпинистами в горном приюте на высоте больше четырёх тысяч метров. С сёрферами на станции. И я поняла, что очень многим из них спорт даёт силы жить дальше — переживать проблемы на работе, ссоры с партнёром, да и просто периодически накатывающую тоску.
Мир спорта велик, и каждому там найдётся место. С тех пор как я придумала этот челлендж и веду свой блог, несколько моих знакомых нашли благодаря ему в себе силы попробовать что-то, что давно хотели. Кто-то пошёл в те же студии, которые рекомендовала я. Кто-то выбрал другие, но всё равно пошёл, попробовал, а затем, возможно, и остался. И это тоже очень важно — что своей затеей я помогла не только себе пережить расставание с бегом, но и кому-то ещё найти себя.
Фотографии: Ira Filimonova/Instagram