Пора отменитьПочему пора отказаться
от слова «зануда»
Проблема не в занудстве
Александра Савина
«Я не зануда, и вот 47 причин почему» — даже если вы ни разу не слышали эту шутку, вы с ходу можете представить, о каком человеке идет речь. Слово «зануда», кажется, одинаково сильно пугает и школьников, и взрослых людей. Очень многие хотели бы быть его противоположностью — весёлым, лёгким на подъём человеком, душой компании. Такую же идею подаёт и массовая культура: вспомните, сколько фильмов строятся вокруг идеи о ботаниках, которые стремятся к популярности.
В словарном определении слова «зануда» — это «очень нудный и надоедливый человек». Но в обычной жизни в это слово вкладывают самые разные смыслы. И речь далеко не всегда идёт о человеке, который слишком надолго завладевает всеобщим вниманием без особой на то причины. Занудой могут с равной вероятностью посчитать и человека, который говорит о чём-то, что неинтересно другим (зануда в «классическом» понимании), и того,кто имеет собственное мнение по всем вопросам и постоянно делится им с окружающими. Или, например, человека, который очень строго подходит к собственным интересам и увлечениям, — например, слушает музыку не на стриминговых сервисах, а покупая песни в именно в том формате, который обеспечивает нужное качество звука.
Зануда кажется конкретным и однозначным понятием. Вряд ли вы хоть раз, когда слышали его, задумывались, какой смысл за ним скрывается, или сомневались, что имеет в виду собеседник. Но это, скорее, удобный ярлык, на который могут накладываться самые разные оттенки смысла. Например, мы знаем, что зануда — это скучный человек, который любит долго и в подробностях рассказывать о том, что совсем неинтересно другим. Но мы можем посчитать им и человека, который любит указывать другим на ошибки в области его знаний или, например, просто на грамматические неточности. А ещё занудой может стать человек, который не чувствует течение разговора и не ловит обратную связь от собеседников, утомляет всех излишними подробностями истории (даже если она интересная!), вставляет реплики невпопад и не может понять, в каком настроении те, с кем он говорит — хотят ли они его слушать или им уже надоело. Занудой могут посчитать и того, чьё чувство юмора не совпадает с тем, что находят смешным остальные. Или просто того, кто уделяет много внимания деталям, которые другим кажутся не такими уж и важными. Например, читает всё, что прописано мелким шрифтом даже в стандартных договорах, узнаёт в мельчайших подробностях детали предстоящего события, заранее планирует расписание грядущего отпуска или очень долго и внимательно изучает меню в кафе, куда пришел с компанией.
В этом не было бы ничего особенного, если бы эта идея
не была так тесно связана
с нейротипичными представлениями о мире
При этом если приглядеться к тому, что именно принято осуждать в занудстве, довольно быстро оказывается, что речь идёт о чертах, которые в другом контексте могут считать вполне безобидными. Например, глубокое знание определённого предмета или общая эрудиция. Казалось бы, что плохого, если человек показывает их в разговоре? Или стремление жёстко следовать правилам даже там, где другие готовы ими пренебрегать («Не будь занудой — если машин нет, зачем ждать зеленого сигнала светофора?»). Да, не все и не всегда готовы идти по такому же пути (очень может быть, вы не раз и не два пренебрегали табличкой «По газонам не ходить»), но осуждать тех, кому важно и комфортно действовать в чётко заданных рамках, как минимум, странно.
Желание заниматься чем-то исключительно в своем формате («Я люблю стейки только такой степени прожарки») — тоже вполне нейтральная черта характера при условии, что человек не навязывает её другим. Тем более, что такие интересы и увлечения есть у многих.
Дотошность и внимание к мелким деталям, которые тоже принято считать «занудством» — черты, которые ценятся, например, в работе. Доля занудства и педантичности необходима и тому, кто собирается защищать диплом, и тому, кто ежедневно занимается документами. Человек, который управляет целым бизнесом, нередко вынужден если не вникать в мельчайшие детали, то как минимум разбираться во всех процессах и быть внимательнее. Даже если это занудство, это очень полезный навык — он помогает глубже вникать в происходящее и замечать то, что не видят другие.
Нередко под ярлыком занудства скрывается и простая коммуникативная неудача. Например, занудой называют человека, который долго говорит о том, что другим неинтересно. Но это очень субъективная категория: едва ли в мире существуют темы, которые были бы объективно интересны всем и всегда. Конечно, в идеальных условиях мы стремимся чувствовать настроение собеседников и ищем темы, которые были бы интересны всем, но так бывает не всегда, и это абсолютно нормально. В конце концов, тема, которая может показаться занудной вам, для другого человека может стать по-настоящему захватывающей.
Один из главных символов занудства в поп-культуре — Шелдон Купер из «Теории большого взрыва». Он открыто и бесцеремонно указывает другим на их ошибки и пробелы в знаниях, всегда слишком прямо воспринимает вопросы, которые ему задают, и выступает категорически против того, чтобы менять привычный порядок вещей, настаивая, чтобы всё было именно так, как он хочет. А еще Шелдон совсем не понимает привычный для других юмор и часто считывает образные фразы вроде «Когда закрывается одна дверь, открывается другая» буквально — занудствует. В этом не было бы ничего особенного, если бы эта идея не была так тесно связана с нейротипичными представлениями о мире. Занудными считают людей, которым тяжелее воспринимать эмоциональную окраску речи или шутки, построенные на образах, хотя это всего лишь одна из особенностей восприятия конкретного человека.
Все эти вещи, конечно, помогут стать удобнее и комфортнее
в общении для окружающих. Но насколько в такой ситуации будет комфортно вам самим — большой вопрос
Конечно, всё это не значит, что негативные черты, которые мы привыкли ассоциировать с занудством, в принципе не существуют. Продолжать говорить о чём-то, хотя окружающие настойчиво просят сменить тему, как минимум странно (если, конечно, речь не о формальной обстановке вроде аудитории или рабочего кабинета). Но здесь имеет смысл говорить не об абстрактном занудстве, а о вполне конкретном нарушении границ или большой коммуникативной неудаче. Если человек упорно продолжает навязывать свою точку зрения или настаивать, чтобы вся группа действовала так, как он хочет, — это не что иное, как нарушение границ. Привычка говорить с другими свысока, исправлять их, если ситуация этого совсем не требует (вряд ли орфографическая ошибка в чьем-то личном посте в соцсети кому-то сильно мешает), указывать, в чём они не правы и подчеркивать свою точку зрения как единственно важную — все эти вещи являются неуместными и могут быть неприятны другим. Но их невозможно объяснить только занудством, и они не всегда связаны с ним напрямую.
Встречающиеся в интернете инструкции о том, как не быть занудой, часто дают похожие указания. Кроме вполне уместных — следить за настроением и интересом собеседника и не стремиться раз и навсегда отучить его от неприятных нам ошибок — есть и более жёсткие. Например, не говорить слишком долго (здесь, например, советуют ограничиться одной минутой) и не рассказывать о чём-то в подробностях, не показывать лишний раз знания, если это неуместно. Все эти вещи, конечно, помогут стать удобнее и комфортнее в общении для окружающих и меньше ассоциироваться с занудством. Но насколько в такой ситуации будет комфортно вам самим — большой вопрос.
Фотографии: Chuck Lorre Productions, Warner Bros. Television