Что вы творитеШайа ЛаБаф решил стать Мариной Абрамович
Разбираемся, чем можно объяснить череду абсурдных поступков голливудского актера
![](https://lamcdn.net/wonderzine.com/post_image-image/hOiPkiBvujEQiuV8IAVFaA-article.png)
оля страховская
Настало время чудесных превращений. Сначала Мэттью МакКонахи стал крутым, теперь Шайа ЛаБаф вдруг оказался в категории «controversial» — хотя вроде бы ничто не предвещало. За последние месяцы жизнь актера превратилась в цепь абсурдных поступков, запущенных одним неловким движением — снятой им короткометражкой Howard Cantour.com, подозрительно похожей на комикс Дэниела Клоуза. За этим последовало сплагиаченное извинение за плагиат, претенциозная твиттер-акция «I AM NOT FAMOUS ANYMORE», экстравагантное поведение на пресс-конференции «Нимфоманки» в Берлине и отказ от общения с журналистами в целом. Теперь к этому списку добавился настоящий перформанс — по крайней мере таковым его делает помещение в галерейное пространство. Тот ли это человек, который обнимал Бамблби или ходил по следам Индианы Джонса? Возникала ли у нас хоть раз до этого интенция его понять? Вряд ли.
Сегодня Шайа ЛаБаф представил в одной из лос-анджелесских галерей свой интерактивный перформанс «#IAMSORRY», который продлится неделю: актер «будет принимать посетителей с 11 утра до 6 вечера ежедневно». По понятным причинам первыми визитерами стал ряд журналистов — и мировая пресса уже полнится душераздирающими отчетами. Акция состояла из двух частей: в первой комнате молодая американская художница финского происхождения Nastja Säde Rönkkö предлагала на выбор несколько предметов, от розового укелеле до пластмассового Оптимуса Прайма и распечатанных гневных твитов, а затем допускала к контакту со звездой. ЛаБаф встречал посетителя за столом в уже привычном нам образе — в бумажном пакете на голове с прорезями для глаз, и в гробовом молчании. Фактически ЛаБаф инвертировал само понятие интервью, предлагая вместо ответов на вопросы лишь немой визуальный контакт.
И вот в этом месте начинаются проблемы — подозрительная аудитория оказывается напротив то ли заигравшегося актера, то ли запутавшегося человека, то ли продуманного персонажа, то ли вообще непонятно кого — потому что под пакетом может быть кто угодно. Что это? Очередной идиотский плагиат в цепи идиотских плагиатов (покажите хоть одного человека, который, прочитав описание акции, не сказал про себя: «Марина Абрамович»)? Не особенно умная попытка выкрутиться из неловкого положения, представляя свои фейлы частью арт-проекта? Желание институализировать себя как художника, а не просто молодую кинозвезду с неровной фильмографией? Копипаст с Джеймса Франко и Хоакина Феникса? Обоих считали в первую очередь sexy и уже потом smart, оба пытались поменять расклад, превращая свою жизнь в перфоманс: Франко — выставляя тонны своих автопортретов, экранизируя Фолкнера и реконструируя гей-порно-сцену из «Разыскивающего» Фридкина, Феникс — почти погубив карьеру и обложившись бородой для мокьюментари о том, как он якобы решил стать рэп-звездой. В обоих случаях ключевым словом было «искренность» — всех нас в первую очередь волновало ее наличие или отсутствие. Искренность может сделать трогательной даже самую дурную шутку с бородой и инсталляцию. В искренность ЛаБафа невероятно сложно поверить: когда ты читаешь рассказ журналиста о том, как под конец его галерейной аудиенции у ЛаБафа из глаз полились слезы, твои глаза машинально влажнеют. Когда после этого ты читаешь еще пять ровно таких же историй в других газетах, хочется сказать «пффф».
Поразительно, но двоим репортерам пришла в голову очень простая мысль. Эндрю Романо из Daily Beast задал человеку в бумажном пакете вопрос: «А вы правда Шайа ЛаБаф?», на что тот снял пакет. И да, это правда был Шайа ЛаБаф, и он выглядел искренне измученным. Кайл Бучанан из Vulture спросил, может ли взять человека в пакете за руку, и получил долгое рукопожатие. Оба признаются, что в эти моменты почувствовали что-то неподдельное и пронзительное.
ФОТОГРАФИЯ: Andrew Romano/The Daily Beast