Книжная полкаИздательница «Нет, это нормально» Юлия Тонконогова о любимых книгах
10 книг, которые украсят любую библиотеку
В РУБРИКЕ «КНИЖНАЯ ПОЛКА» мы расспрашиваем героинь об их литературных предпочтениях и изданиях, которые занимают важное место в книжном шкафу. Сегодня о любимых книгах рассказывает издательница «Нет, это нормально», Chips Journal и «Наши дети» Юлия Тонконогова.
ИНТЕРВЬЮ: Алиса Таёжная
ФОТОГРАФИИ: Катя Старостина
Макияж: Дарья Селиванова
Юлия Тонконогова
издательница «Нет, это нормально», Chips Journal и «Наши дети»
Для меня книга ярче, чем кино. Когда я читаю, вижу всё перед собой: образы, обстановку, костюмы
Надо признаться, что это интервью — первый опыт обсуждения моих книжных предпочтений как взрослого. Кажется, что говорить о своих любимых книгах, — это очень личное: как будто твой выбор непременно станет предметом незаслуженных споров и оценок.
Вообще, я визуал. Для меня книга ярче, чем кино. Когда я читаю художественную литературу, я всё вижу перед собой: образы, обстановку, костюмы — всё-всё складывается в голове. И если образ не сформировался в самом начале, читать мне будет очень сложно. Так же, как я вижу цветные сны каждый день, книга для меня — это фильм.
В раннем детстве я не очень любила читать. Возможно, потому что не любила сказки, а большого выбора другой детской литературы не было. Да и издания были строгие, с очень скудными иллюстрациями и мелким шрифтом. Сказки, кстати, не люблю до сих пор: абсолютно не вижу в них морали или чего-то, что поможет детям адаптироваться или получить жизненные навыки. А ещё некоторые сказки ужасно грустные и страшные, я вообще не понимаю, зачем это читать детям.
У меня много читали родители, как, мне кажется, и в большинстве советских семей, несмотря на то, что им приходилось много работать. Время было сложное и требовательное: хочешь жить — умей вертеться. Насколько я помню, у нас была довольно универсальная библиотека, но папа очень увлекался научной фантастикой. С неё-то я и начала, прочитав одной из первых «450 градусов по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Совершенно ужасная учительница начальных классов по литературе пичкала нас только книгами о Великой Отечественной войне и Ленине. Так что уход в фантастику был глотком свежего воздуха. А так как папа работал в закрытом институте, они по ночам ещё и печатали самиздат. Эти книги остались у родителей в библиотеке до сих пор. После научной фантастики, лет в пятнадцать со мной случился сначала «Чапаев и Пустота» Пелевина, а потом Толкин — «Властелин колец», которого я в итоге перечитывала полностью три раза: мне нравилось погружаться в удивительный и новый мир фэнтези — продуманный, детальный, сказочный, но мудрый и справедливый, как мне тогда казалось.
После того как в 1991 году я сначала уехала на год учиться в частную школу в Вене, а потом через год вернулась и поступила в школу при немецком посольстве, у меня сильно поменялось и окружение, и литературная программа. С 17 до 23 лет у меня вообще было время немецкой и английской литературы из-за того, что я много переезжала и меняла школы. Когда я вернулась в Москву, мне было довольно сложно и говорить, и писать на русском языке. Тогда книги очень помогли: с их помощью удалось расширить словарный запас, начать более удачно и изящно выражать свои мысли.
После окончания университета мои отношения с книгами стали всё менее прогнозируемыми. Я читала много художественной литературы, когда работала в банке: нужно было радикально переключать мозг. А сейчас на моём столе всё больше книг по психологии, нейробиологии, научпоп или профессиональные работы по медиа. Мне кажется, изучение матчасти и погружение в предмет — очень важный аспект любой работы: без этого не получается быть убедительным.
Последнее время читать что-то для себя удаётся по вечерам перед сном, если на это вообще остаются силы. Скорость чтения увеличилась, но само чтение стало более поверхностным, и меня это немного раздражает. Сфокусировать внимание на содержании становится всё сложнее, хочется ухватить суть и бежать дальше. Сам процесс выбора настольной книги сегодня напоминает генератор случайных чисел: внезапно я могу прочитать что угодно. Единственное, что я сейчас точно не хочу читать, — это книги про войны, революции и террор. Наше инфополе и так каждый день держит нас в таком тонусе, что добровольно увеличивать уровень тревожности совсем не хочется: я слишком остро реагирую на любое насилие.
Я не читаю электронные книги вообще: люблю бумажные книги, журналы и альбомы за это совершенно особенное и неповторимое ощущение от бумаги и запах страниц. Возможно, поэтому покупаю явно больше книг, чем успеваю читать: большинство из них покорно ждут своей очереди на полке. Но недавно я решила, что возьму и всё-таки прочитаю то, что купила за последние полгода. Хотя, наверное, это очень напоминает решение начать новую жизнь с понедельника.
Я не читаю электронные книги вообще: люблю бумажные, журналы и альбомы за это совершенно особенное ощущение бумаги
Герман Гессе
«Ирис»
На языке оригинала книга просто восхитительна, потому что у Гессе невероятно богатый литературный язык и способность создавать сильные и удивительно точные образы. Когда я уезжала из Москвы, моя лучшая подруга подарила мне лимитированное издание этой сказки с ручными иллюстрациями. К сожалению, сама книга осталась в Канаде, я не привезла её, но потом вторую версию мне подарил уже мой муж. Эта книга связана у меня с очень тёплыми воспоминаниями лучших школьных лет. Я до сих пор общаюсь и дружу с этой девочкой, и эта книга, как связующее звено, не только рассказывает про историю поиска себя в «цветущем саду», но и поддерживает на этом пути как талисман. Рекомендую начать знакомство с Гессе именно с «Ириса», а не с «Игры в бисер».
Патрик Зюскинд
«Парфюмер» (на языке оригинала)
Книга, которую я прямо «пронюхала», а не просмотрела. Я читала её до того, как она стала известна в России, поэтому мне не с кем было её обсуждать, кроме как с моими друзьями в школе. Зюскинд меня тогда просто сразил своим обращением с художественным словом, погружающим в практически тактильные ощущения от прочитанного. Опять же читать его на немецком было невероятное удовольствие. Мне говорили, что немецкий бедный язык, я никогда с этим не была согласна и всегда держала пару литературных примеров в кармане, чтобы доказать обратное.
Братья Стругацкие
«Гадкие лебеди»
Вообще люблю Стругацких — это, видимо, влияние папы, потому что у него была большая библиотека, а «Гадкие лебеди» так вообще у нас были в самиздате на перфорированной бумаге, который папа печатал в закрытом институте с друзьями по ночам. Книга произвела на меня сильное впечатление, особенно в середине 90-х — всё очень гармонично легло на впечатления от окружающего мира. Давно её не перечитывала, возможно, сейчас как раз самое время.
Мишель Пастуро
«История цвета»
Отличная серия книг про основные цвета в рассказе французского историка. Всё, что связано с одеждой, украшениями и модой, попалось мне в годы, когда у меня был шоурум украшений. Мне кажется, в повседневной жизни мы вообще не задумываемся о том, какие цвета мы носим, как они попали в наш обиход, как это делалось ранее и что тогда значили те или иные цвета.
Оссиан Уорд
«Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство»
Не могу зайти в музей «Гараж» и выйти оттуда без книг — пару раз я вообще еле доносила сумки до машины. Эту книгу я нашла в их подборках на сайте для начинающих и не очень любителей искусства. Очень рекомендую её всем, кто не понимает, как воспринимать современное искусство и с какой стороны к нему вообще подступиться. Автор на простых примерах рассказывает, на что обратить внимание, как правильно смотреть и почему нельзя спешить с выводами без глубокой проработки предмета и контекста.
Мэттью Уолкер
«Зачем мы спим»
Новая наука о сне и сновидениях — рекомендация одного знакомого в ленте фейсбука. Я люблю научпоп и ещё больше люблю, когда развеивают мифы или аргументированно объясняют какие-то вещи из доказательной медицины. А может быть, я люблю «Зачем мы спим», потому что эта книга подтвердила моё отношение ко сну: я не могу спать меньше восьми часов, иначе я просто не жилец. Особенно рекомендую книгу родителям подростков: суперважно знать, почему они так много спят и это нормально.
Стивен Фрай
«Миф. Греческие мифы в пересказе»
Я вообще люблю Стивена Фрая, его лёгкий слог и иронию. Я с огромным удовольствием окунулась в мир мифов Древней Греции и Рима в его пересказе. Особенно актуально, если ваши дети проходят мифы Древней Греции в школе: обычно перечитать их в классическом пересказе ужасно скучно, а в таком формате — одно удовольствие.
Бернхард Шлинк
«Чтец»
Эта книга была впервые опубликована в 1995 году, и прочла я её в рамках школьной программы зарубежной школы. Меня тогда поразило, что в школьную программу немцы очень часто включают современных авторов, а не только классиков. Они вообще много читают и говорят о Холокосте, особенно в поколении тех, кому за тридцать пять. Книга вскрывает пласт «личной вины» и оставляет читателя с очень неоднозначным отношением к героине романа и к пониманию, на что мы сейчас имеем моральное право по отношению к тем событиям. Мне кажется важным показывать исторические события с разных ракурсов, особенно через призмы личных историй: тогда многие вещи воспримутся вами совсем по-другому. В подростковом возрасте «Дневник Анны Франк», который тоже был частью обязательной немецкой школьной программы, поразил меня до глубины души. В России тогда не говорили про эти вещи, а в школе уж точно не читали и не обсуждали историю войны или революции со стороны жертвы.
Сет Стивенс-Давидовиц
«Все лгут»
Эту книгу, я считаю, надо прочитать каждому человеку, который пользуется интернетом и поисковиками, — для понимания того, как всё работает, какие данные собираются IT-компаниями и как их потом можно использовать. Правда в том, что поисковики знают о вас больше, чем ваш психолог: огромное количество наших данных можно получить незаметно для нас, а проанализировав, использовать для управления общественным мнением. И самое главное — данные не врут, в отличие от людей.
Альберто Тозо Феи
«Римские тайны», «Венецианские тайны»
Я обожаю Италию, Рим и, конечно же, всё загадочное. После этих книг хочется поехать ещё раз и в Рим, и в Венецию и пройтись по всем маршрутам прямо с книгой в руках. Откуда ещё вы узнаете про рассказы очевидцев НЛО над базиликой Святого Петра в XIII веке или что, возможно, именно венецианцам принадлежит изобретение сигарет? Жаль, но я больше так и не нашла похожих по наполнению гидов по городам Европы.