Книжная полкаРежиссёрка театра
и кино Вика Привалова
о любимых книгах
10 книг, которые украсят любую библиотеку
В РУБРИКЕ «КНИЖНАЯ ПОЛКА» мы расспрашиваем героинь об их литературных предпочтениях и изданиях, которые занимают важное место в книжном шкафу. Сегодня о любимых книгах рассказывает режиссёрка театра и кино, художница и кураторка, постановщица спектаклей «Мам, привет», «Совместные переживания», «Тихая революция. Коллонтай» Вика Привалова.
ИНТЕРВЬЮ: Алиса Таёжная
ФОТОГРАФИИ: Клим Богданов
МАКИЯЖ: Виктория Вакулюк
Вика Привалова
режиссёрка театра и кино
В школе читать было легко и просто, потому что почти всегда была потребность уйти
от реального мира. Всегда хотелось пережить что-то ещё
Думаю, как и во многом другом, меня сформировало бабушкино воспитание — привычка читать вечером с лампой под одеялом у меня от неё. В детстве я обожала приключения и всевозможные энциклопедии — моей любимой была про динозавров. Когда мне было четыре года, мне подарили книжку, которая открывалась как объёмная открытка, и там была история Золушки — меня поразили иллюстрации и то, что они были трёхмерными. Лет в десять я прочитала большую энциклопедию для девочек с картинками. Спасибо, что эта книга каким-то образом оказалась у нас дома. Так я узнала, как устроено моё тело, потому что взрослые не рассказывали мне о теле, сексуальности и гендере.
В школе читать было легко и просто, потому что почти всегда была потребность уйти от реального мира. Всегда хотелось пережить что-то ещё. Я родилась в Сибири, в простой семье, у нас часто не было денег, и книги помогали уйти от реальности. Я прочитала «Над пропастью во ржи», когда мне было пятнадцать, и невероятно влюбилась в героя книги. А больше всего я влюбилась в этот другой мир, в Америку из книжки. Часто мечтала, что вот я уеду, встречу Холдена и мы поженимся. Серьёзно — вот такие мысли маленькой девочки из Нижневартовска. Сейчас понимаю, что тогда для пятнадцатилетней девчонки Холден был привлекательным мужчиной, и я рада, что прочитала этот культовый роман в том возрасте, а не позже.
Больше всего я благодарна Серебряному веку в литературе и книгам, которые написали люди моей профессии. То, что я ищу в литературе, — это другие ракурсы, другие миры или поддержка. Например, когда я читаю «Уроки режиссуры» Тарковского, я думаю о себе в профессии, о своём месте в мире. Или: «Ух, я его так понимаю». Важная способность литературы — рождать желание задавать самому себе вопросы. Я люблю выстраивать этот диалог. Долго думаю потом, а где тут я или что это говорит обо мне.
Я каждый день могу читать любимые поэтические тексты. Иронические стихотворения Пригова, странные стихи Бротигана, растворяющие — Бродского, тонкие и звонкие — Рупи Каур и сатирические — Саши Чёрного. На столе лежит Лев Рубинштейн «Регулярное письмо» — важная книга, вдохновившая меня на спектакль «Совместные переживания». И ещё мне близка грязноватая речь, потому что я работаю в театре c документальными текстами и дневниками.
Я люблю выстраивать диалог
с литературой. Долго думаю, а где тут я или что это говорит обо мне
Дэвид Фостер Уоллес
«Бесконечная шутка»
Для меня эта книга — вызов самой себе. Я взялась за неё после того, как увлеклась биографией Уоллеса в 2017 году. Решила читать на английском и читала её почти два года, делая большие перерывы. Было сложно переучить себя воспринимать нетривиально устроенный нарратив — его там в целом нет, но есть тысяча сюжетов и имён. Это как огромный фильм, который снимается у тебя в голове. При этом прочитала её я два раза подряд, чтобы уложить в голове всю многомерность и глубину созданного писателем мира. Действительно, это бесконечная книга, к которой хочется возвращаться. Она пришлась на жизненный этап после того, как я пережила органическую депрессию, и вдохновила на кучу размышлений.
Дмитрий Пригов
«Москва. Вирши на каждый день»
Сборник стихотворений, которые действительно можно читать каждый день. Меткие, точные строчки. Горькие и смешные, как и вся жизнь.
Женщины особенно страдают в этом мире
И одинокие, и в замужестве, и даже в собственной квартире
Потому что их печальный народ
На привязанность уповает, ею только и живёт
И в утверждение упования привязывать начинает
Ну, тут уж всё ясно: где влезет — там и слезет, где начинает — там и кончает
Потому что этот мир — не мир собственно, а — перерыв
Не квартира собственно — а пропасть, не связь собственно — а разрыв
Давид Гроссман
«Как-то лошадь входит в бар»
Вся книга — стендап на бумаге, но с ней не стоит рассчитывать на безудержное веселье. Я поклонница американского стендапа, а это скорее откровенные истории, в которых есть юмор, но также и драматические рассказы о смерти, в которых каждый может узнать себя. Читала книгу во время подготовки к спектаклю «Мам, привет». С ней у меня подтвердилось ощущение, что клоун на самом деле всегда очень печален внутри.
Джозеф Кэмпбелл
«Тысячеликий герой»
Для меня это пособие о создании истории героя. Основа основ. Скажем, перед тем, как читать «Историю на миллион долларов» Роберта Макки, необходимо прочитать «Героя». Кэмпбелл полагает, что у мифов и сновидений одна и та же природа, что они отражают психические процессы. Вся мифология лежит в бессознательном, всякий миф — это путешествие в страну снов, возвращение в мир детства человечества. Осознавая все эти механизмы мифотворчества, можно научиться создавать свой миф, свою историю. А это очень важно для режиссёра. В дополнение к ней можно прочитать «Морфологию волшебной сказки» Владимира Проппа — она тоже ужасно полезна для тех, кто создаёт истории.
Генрих Теодор Бёлль
«Глазами клоуна»
Честная, грустная, красивая и глубокая история клоуна. Про любовь, смерть и фашизм. Прочитала совсем недавно — и книга показалась мне крайне чувственной и очень печальной. Я поплакала — и мне стало легче переживать собственную печаль. Иногда я тоже этот клоун. Эта история не про то, чтобы научиться чему-то, а про чувственность и чувствование.
Элиезер Юдковский
«Гарри Поттер и методы рационального мышления»
Эту книгу я начала читать совсем недавно, потому что услышала от близких людей интересные отзывы. Она о том, как задавать вопросы — себе, сюжету Роулинг. Книга изменила мой взгляд на привычный сюжет, очень интересно пораскручивать его в разные стороны.
Мэтт Ридли
«Геном. Автобиография вида в 23 главах»
Просто классная интересная книга. Научно-популярное размышление о генетике, написанное увлекательным и понятным языком. Люблю всё подобное. Читала, делая пометки и выписывая фразы. Не могу сказать, что книга меня поменяла, она скорее о ещё одном способе понимать существование.
Уолт Уитмен
«Листья травы»
Поэтический сборник о красоте и человеке. Для меня эта книга важна настроением: я читаю её, когда грустно и хочется откровенности без шуточек и постиронии. Это оптимистическая и восхищающаяся поэзия — в реальном мире мне не хватает такого чувства. К этой книге я до сих пор чувствую трепет и хочу часто её цитировать:
Я верю, что листик травы не меньше подёнщины звёзд,
И что не хуже их муравей, и песчинка, и яйцо королька,
И что древесная лягушка — шедевр, выше которого нет,
И что ежевика достойна быть украшением небесных гостиных,
И что малейший сустав моих пальцев посрамляет всякую машину,
И что корова, понуро жующая жвачку, превосходит любую статую,
И что мышь — это чудо, которое может одно сразить секстильоны неверных.
Майкл Баскар
«Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка»
Очень интересная и актуальная книга, главная идея которой — в наш век перепроизводства главным человеком становится куратор. Человек, который умеет не создавать, а находить важное в бесконечном потоке товаров, информации, идей и знаний. Она будет полезна не только тем, кто занимается кураторством или искусством, а всем, кому интересно подумать о том, что актуально и действительно имеет значение. Мне близка эта идея. Потому что информации и так много, и это лишает нас чего-то главного — сейчас важно уметь видеть это главное и делать выбор. Курировать ведь можно и свою жизнь.
Сьюзен Зонтаг
«I, etcetera» / «Я, и так далее»
Этот сборник я закончила читать буквально вчера. В декабре я впервые была в Нью-Йорке и купила эту книгу на английском, а открыла только недавно. Моё ощущение от творчества Зонтаг всегда стабильно. Мне безумно приятно от чтения, и я как будто осознаю, что я не одна. Хочется, чтобы каждый попытался открыть её для себя, возможно с «О фотографии» — далее уже ты либо влюбляешься в Сьюзен, либо нет. Я влюбилась. А конкретно этот сборник теперь напоминает мне о приключении в Америке, которого я так ждала.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ фотостудию QWEEX.CAMPUS за помощь в организации съемки