Книжная полкаХудожница и куратор Ольга Широкоступ
о любимых книгах
10 книг, которые украсят любую библиотеку
В РУБРИКЕ «КНИЖНАЯ ПОЛКА» мы расспрашиваем журналисток, писательниц, учёных, кураторов и не только об их литературных предпочтениях и об изданиях, которые занимают важное место в их книжном шкафу. Сегодня своими историями о любимых книгах делится Ольга Широкоступ — художница, арт-менеджер, координатор проекта «Полевые исследования» МСИ «Гараж» и куратор программы СКВТ Политехнического музея.
Интервью: Алиса Таёжная
Фотографии: Люба Козорезова
Макияж: Маша Ворслав
Ольга Широкоступ
художница и куратор
Главное качество, которое мы развиваем в детстве и не должны терять, — это любопытство
В детстве я не очень-то любила читать, любовь к чтению сформировалась достаточно поздно — в подростковом возрасте. Школьные каникулы я проводила в маленьком городке в Ростовской области. У бабушки и дедушки была большая библиотека. Но особенно меня занимал книжный стеллаж дяди — там я нашла первую книгу, которая меня ужасно зацепила. Это был «Солярис» Станислава Лема. Потом я перечитала всего Булгакова («Мастера и Маргариту» я осилила, кажется, за пару бессонных ночей), советскую научную фантастику.
Я интересовалась археологией, историей, в старших классах занималась в «Клубе юных искусствоведов» при Пушкинском музее. Наверное, именно книги по искусству древнего мира натолкнули меня на мысль, что я хочу в будущем работать в музее. Я убеждена, что самое главное качество, которое мы развиваем в детстве и не должны терять, — это любопытство. Это почти профессиональное качество — без него в нашем деле никак.
Все книги, которые мне нравились, я всегда стремилась скорее дать кому-нибудь почитать. Я принималась расхваливать книгу, потом отдавала ее и забывала, кому. Вообще, строго говоря, никакой «книжной полки» у меня нет и быть не может. Долгое время я жила на чемоданах, постоянно меняя место жительства, и не позволяла себе обрастать вещами. Книги перенимают привычки своих владельцев. Мои книги хранятся в мастерской, на работе — где придется. Я легко приобретаю их и легко с ними расстаюсь, но за каждой всегда вижу человека, который повлиял на меня. Это воспоминание греет, делает мой читательский опыт по-настоящему ценным. Собирать библиотеку — это такой прекрасный, но утопический проект. С моим укладом жизни это пока невозможно.
Я легко приобретаю книги и легко с ними расстаюсь, но за каждой всегда вижу человека, который повлиял на меня
Я люблю эссе, рассказы, малую форму и современную поэзию. Люблю восточноевропейскую литературу, особенно Витольда Гомбровича, Богумила Грабала. Читаю фрагментарно, несколько книг одновременно и часто оставляю книги подолгу недочитанными, а затем возвращаюсь к ним. По работе я обычно интересуюсь несколькими темами параллельно — например, в этом году я работала над проектами об арабском и африканском кино, об Американской национальной выставке в Москве 1959 года и русском космизме. Мне повезло: по работе я общаюсь с интереснейшими людьми, крупными специалистами в своих областях, энтузиастами. Они советуют мне книги и направляют в поисках той или иной информации.
Я очень люблю ходить в библиотеки: в тишине читальных залов легко сосредоточиться и приятно работать. Замечательная библиотека работает при музее «Гараж» — последнее время хожу туда регулярно за профессиональной литературой.
«Записки бунтаря»
Альбер Камю
Я купила эту книгу, когда мне было лет пятнадцать, потому что мне просто понравился мужик на обложке. Тогда я даже не знала, кто такой Камю. Его тонкие и едкие заметки о любви, свободе, смерти, абсурде необыкновенно точно резонировали с подростковым томящимся состоянием души. Прошло столько лет, а я продолжаю обращаться к «Запискам» снова и снова. На фотографии более позднее издание — но не принести эту книгу я не могла, а «тот самый Камю» остался у кого-то из моих друзей.
Журналы «Транслит», «Политическая критика», «Вернуть будущее»: Альманах ШТАБа № 1
Я так люблю журналы — толстые, умные, с критикой и про искусство, про политику, со стихами, зины и пр. Их легко возить с собой, а читаю я обычно в пути. В городе — с работы/на работу в метро, в поездах и самолетах. Дорога — идеальное состояние для чтения.
«Столкновение цивилизаций. Крестовые походы, джихад и современность»
Тарик Али
История ислама через века, войны, триумф и трагедии, выдающихся и простых людей читается увлекательнее любого исторического романа. Добавьте к этому потрясающий разбор темы, глубину и ясность изложения. Левак, активист, замечательный исследователь, с потрясающей биографией, Тарик Али заслуживает более развернутого комментария, чем я могу дать в этом коротком формате общего обзора. Советую прочитать всем, вне зависимости от осведомленности и заинтересованности в данном вопросе (вы им точно заинтересуетесь) — книга того заслуживает.
«Кинотеатр военных действий»
Михаил Трофименков
Книгу «Кинотеатр военных действий» — настоящую энциклопедию политического кино и не только — мне посоветовал режиссер и исследователь из Петербурга Александр Марков. Подумала сейчас, что, наверное, мне очень нравится читать о кино, больше, чем смотреть экранизации.
«ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны»
Фрэнсис Стонор Сондерс
Это книга о влиянии ЦРУ на культурную политику США во времена холодной войны. В книге много занимательных фактов — из нее вы узнаете, почему абстрактный экспрессионизм был «тайным оружием» Штатов, а Поллока, в частности, продвигало и финансировало ЦРУ. Эту книгу мне посоветовала американист, профессор РГГУ Виктория Журавлева.
«Культура заговора»
Питер Найт
«Культуру заговора» посоветовал мне мой друг, историк Илья Будрайтскис, когда мы работали над его совместным с Машей Чехонадских проектом «Тень сомнения» в прошлом году. Тогда я погрузилась в изучение конспирологических теорий, взяла ее почитать и не вернула. К стыду своему, я часто поступаю так с чужими книгами. Мне смешно, оттого что Илья увидит и узнает ее, но, думаю, он будет тронут.
«Митин журнал»
«Митин журнал» — не просто несколько редких текстов под одной обложкой, а настоящий клад. О существовании скольких писателей я узнала благодаря издательству Kolonna Publications! Они выпускают на свет всё самое странное из прочитанного мной. Как-то я заказывала книжки прямо из Твери (это особое удовольствие). Тебе приходит посылка, аккуратно упакованная в крафт, помимо книг они кладут в нее магниты и открытки. Всё, что делает «Колонна», очень круто, правда.
«The New Jim Crow»
Michelle Alexander
Лидер московского оркестра, играющего новоорлеанский уличный джаз, Миша Грибоедов часто советует мне хорошие книжки про американскую культуру и политику. В частности, эту: книга американской юристки и правозащитницы Мишель Александер исследует, как работает институциональная машина угнетения от президентства Рейгана до наших дней. В 1980-е на волне борьбы с наркотиками увеличился процент заключенных афроамериканцев в тюрьмах — по словам Александер, такое социальное давление на чернокожее население стало ответом на подъем движения за гражданские права в США. Вывод: единственный способ бороться с расистскими законами — это солидарность и борьба за свои права. Очень правильная книжка, всем советую. Много параллелей с разгулом полицейского насилия в нашей стране в ситуации, когда общество безмолвствует.
«Эстетика перформативности»
Эрика Фишер-Лихте
Эту книгу я прочитала по настоянию Кети Чухров. Мы много вместе работаем, этим летом вели «Мастерскую поэтического действования» — всегда прислушиваюсь к ее рекомендациям, они для меня очень много значат. Я интересуюсь театром и перформансом и читала книгу Фишер-Лихте параллельно с другими участниками мастерской (она была в нашем ридинг-листе), а затем мы устраивали обсуждения, спорили. Я выбрала эту книгу для анонса именно потому, что читала ее вместе с коллективом, — это было очень здорово.
«Marx’s „Capital“ for Beginners»
David Smith, Phil Evans
«Капитал» в картинках, в формате комикса, также подаренный другом. Я смеялась, что эта книжка предназначена для агитации среди самых маленьких. Мне нравится, как просто сделана эта книжка, легко подан материал. Трогательный пример того, что политизироваться и учиться критически мыслить стоит как можно раньше, а хорошие книги как раз и учат нас этому.