Книжная полкаСценограф
Галя Солодовникова
о любимых книгах
10 книг, которые украсят любую библиотеку
На Wonderzine давно есть постоянные рубрики, где девушки рассказывают о своих любимых нарядах и столь же любимой косметике. Теперь мы запускаем новую серию, в которой будем расспрашивать журналисток, писательниц, ученых, кураторов и кого только не об их литературных предпочтениях и об изданиях, которые занимают важное место на их книжных полках. Сегодня у нас в гостях сценограф, художник, модельер и преподаватель Галя Солодовникова, которая также курирует курс «Театральный дизайн» БВШД. Как театральная художница она оформляла спектакли как в России, так и в Британии — включая «Поле» по Пряжко в «Школе современной пьесы», «The Trunk» в лондонском центре искусств Battersea и оперу «Золотой петушок» в постановке Серебренникова в Большом театре.
Интервью: Алиса Таёжная
ФОТОГРАФИИ: Сергей Иванютин
Галя Солодовникова
сценограф и художник
по костюмам
Мне важна
бумажная книга, которую можно листать
Читать ради чтения — это почти непозволительная роскошь, которую я могу себе позволить только во время путешествия. У меня появляется немного свободного времени, которое не занято работой и профессиональным чтением. Наслаждение — это готовить себе книги в путешествие, а потом лежать на пляже, ни о чём не думать и читать ни ради знаний, ни ради навыков. Вообще по работе я летаю очень много, и самое простое — брать небольшую книгу, которая помещается в ручную кладь. В последнее время со мной ездила книга рассказов Бунина «Темные аллеи», потому что я нашла издание, которое помещается в ладонь.
Я страшный фанат книг по искусству и всему, что имеет отношение к визуальной среде. Мне важны книги, которые могут подталкивать меня к мыслительному процессу или обладают потенциалом образов, которые могут сработать. Из путешествия я привожу с собой по полчемодана, и в городе, куда я люблю возвращаться, Берлине, есть два любимых книжных, в которых я могу потратить уйму денег. Это Dussman и Walther König, оба мне показал режиссер Кирилл Серебренников, когда мы в Берлине с ним работали, за что ему огромное спасибо.
Нет ничего приятнее чтения в постели, когда можно трогать бумажные листы. Одна из моих любимых прикроватных книг — «Тибетская йога сновидений», посвященная осознанным сновидениям и управлению своими мыслями во время сна. По-английски я читаю много, в Лондоне и США читала только по-английски, но радость от чтения на родном языке невозможно переоценить. Из русских писателей у меня долгие и сложные отношения с Владимиром Сорокиным. Я вообще в электронном виде читаю только по работе, сценарии или что-то, что приходит по почте. Мне важна бумажная книга, которую можно листать. Чтение с бумаги — это другой способ восприятия, взаимодействие с предметом, структурой листа, иллюстрациями. Открыть книгу, полистать, замедлиться и подумать — это совсем другой процесс.
«Постдраматический театр»
Ханс-Тис Леман
Тоже одна из прикроватных моих книг. Я изучала современный театр на английском и неидеально владею русской лексикой и терминологией для уже знакомых мне явлений. Приятно почитать грамотный перевод. Хорошо, что наконец опубликовано и переведено издание, которое адекватно говорит о современном театре и его теории.
«Light Fantastic»
max keller
Это книга для художников, которые в своих работах учитывают сценическое освещение. Сейчас я преподаю в Британской высшей школе дизайна и заказала два экземпляра этой книги: для меня и в библиотеку «Британки» для моих студентов. Здесь не только показано, как решены разные спектакли, но и подробно нарисованы технические схемы освещения. Плюс этой книги в том, что она держит баланс между техническим и художественным.
«Making the Scene»
Oscar G. Brockett, Margaret Mitchell
Очень основательная книга по истории сценографии от античности до наших дней. Это замечательное издание с иллюстрациями, схемами, чертежами механизмов и отличными текстами. Подробная и необходимая для меня книга, учитывая, сколько я работаю в театре. Здесь подробно рассказывается о театральных механизмах разных эпох, устройстве театральных декораций — типа подвижных волн, приемов для создания иллюзий движения воды, которые вручную выполнялись людьми за сценой.
«Мифогенная
любовь каст»
Павел Пепперштейн
Я лично знаю Пашу и очень восхищаюсь им как художником и как писателем. Ко мне эта книга попала в юности в то время, когда смесь сказки и психоделики казалась реальностью, в которой ты живешь.
«Метель»
Владимир Сорокин
С текстами Сорокина у меня сложные отношения, не все его книги я могу читать. К другим же отношусь очень нежно. «Метель» кажется мне прекрасной его работой, поэтической, погружающей в атмосферу и глубокое состояние созданной им реальности. Мне посчастливилось познакомиться с автором, когда мы делали спектакль по его повести «Волны». Сорокин был на премьере и спектакль ему очень понравился, что было для меня большой похвалой: редко когда писателям нравится тот мир, который художники создают без их участия и точных указаний.
«Алиса в Зазеркалье»
Льюис Кэрролл
Я выбрала эту книгу из-за самого издания. Это редкое старинное издание, в котором потрясающие иллюстрации художника Калиновского — очень красивые, выполненные в черной графике. Эту книгу подарил мне друг, режиссер Филипп Григорян. Он нашел старинное издание, которое вдохновляло его в детстве.
«Performance Live Art
Since the 60s»
RoseLee Goldberg
У Роузли Голдберг есть известная книга, переведенная на русский язык, где рассказывается об истории перформанса от футуризма до наших дней. Это другое издание, здесь охвачен период более короткий, поэтому книга очень подробная и проиллюстрирована яркими фотографиями. Эта книга переехала со мной из Лондона, где я училась сценографии, и была моей настольной книгой, пока я получала степень магистра в Central Saint Martins College of Art.
«Psycho Buildings»
Brian Dillon, Jane Rendell
Эта книга тоже приехала ко мне из Лондона, но совсем недавно, я купила ее в Serpentine Gallery. В книге представлены работы художников в области инсталляционного искусства, пограничные с архитектурой. Здесь полно интересных идей и техник, которыми можно вдохновляться при разработке решений для сцены.
«Fashion Design
1800–1940»
Это замечательное собрание с очень хорошими отрисовками костюмов разных десятилетий вплоть до середины XX века. Я часто работаю в качестве художника по костюмам и совмещаю это со сценографией. По первому образованию я вообще модельер. Ясно понимая, какая эпоха у тебя в спектакле, ты обращаешься к разным историческим источникам за подробностями. Здесь очень четко прорисован крой, что важно учитывать, придумывая тот или иной костюм для образа героя.
«The Big Bento Box of Unuseless
Japanese Inventions»
Kenji Kawakami
Это сборник бесполезных японских изобретений, где очень много абсурдных идей. Я не нашла этой книжке практического применения, но когда я ее смотрела, то очень смеялась. Тут много нелепых изобретений типа кота с половыми щетками на лапах для чистки дома или специальный воротник на лицо, который защищает одежду от брызгов бульона с лапшой.