Совет психологаКак отличить клиническую депрессию от хандры
Раз в неделю задаем психологу животрепещущий вопрос
У ВСЕХ НАС НАКОПИЛАСЬ МАССА ВОПРОСОВ К СЕБЕ И МИРУ, с которыми вроде бы некогда или не стоит идти к психологу. Но убедительные ответы не рождаются ни при разговоре с собой, ни с друзьями, ни с родителями. Поэтому мы попросили профессионального психотерапевта Ольгу Милорадову раз в неделю отвечать на насущные вопросы. Кстати, если они у вас есть, присылайте на ask@wonderzine.com.
Как отличить клиническую депрессию от хандры?
Тут и там можно услышать: «у меня такааая депрессия», потому что «осень», «не высыпаюсь», «на работе проблемы» или, например, «с бойфрендом все сложно». Именно из-за такого употребления термина сложился стереотип, что депрессия — это вовсе не болезнь, а удобное оправдание для ленивых и нытиков, или, на крайний случай, временный упадок, который рано или поздно пройдет. К сожалению, это вовсе не уловка, а абсолютно реальная и по-настоящему серьезная болезнь. Но в силу сложившихся стереотипов порой нелегко понять, где же проходит эта грань между здоровьем и болезнью и до какого момента можно пытаться собраться и справляться самому, а в какой момент — честно сдаться и попросить о помощи?
Ольга Милорадова психотерапевт
Многие термины, пришедшие в наш обиход из «большой» психиатрии, имеют тенденцию закреплять за собой новое, чаще всего негативное значение и в итоге портить людям, и без того страдающим каким-либо психическим заболеванием, жизнь. Например, слова, ранее определявшие степень умственной отсталости (идиотия, имбецильность, дебильность), в итоге стали ругательствами, и для заболеваний пришлось придумывать другие, корректные и не имеющие негативной истории определения. А вот депрессию постигла диаметрально противоположная участь. Она как болезнь в общественном представлении более благородная также превратилась в понятие нарицательное — но людям, на самом деле страдающим депрессией, это сослужило плохую службу.
Для начала разберемся с причинами, которые приводят к развитию депрессии. Во-первых, важно понимать, что постоянно испытывать счастье и радость невозможно, и такие эмоции, как грусть, тоска или тревога, абсолютно нормальны. Конечно, грустно, если есть неприятности на работе; печально, если вы с кем-то поссорились; очень тяжело и мрачно переносить разрыв или развод; невыносимо больно переживать смерть близкого, но все это — ваши нормальные, естественные эмоции, какими бы невыносимыми и разрушительными они ни казались.
Другой вопрос, если проходит время: месяц, за ним еще один — а боль вовсе не утихает, и совладать ни с нею, ни с собой невозможно. Тогда уже можно говорить о том, что у вас развилась реактивная депрессия, то есть депрессия, возникшая не на ровном месте иллюзорного благополучия, а по каким-то реальным, выбивающим из колеи причинам. Впрочем, такой вид депрессии никто сомнениям не подвергает, так как в данной ситуации всем более-менее понятно, отчего человек страдает. Хотя даже тут порой окружающим начинает казаться, что он страдает слишком долго и пора бы уже взять себя в руки.
При хандре вы можете посмеяться внезапной шутке, при депрессии вас не рассмешит даже Луи Си Кей
Бывает депрессия и вовсе без видимых причин, отчего человеку, в ней пребывающему, ничуть не легче, а порой даже и наоборот — тяжелее, так как он сам начинает в себе видеть никчемного слабого неудачника и с головой уходит в самобичевание, что настроение отнюдь не повышает. Такая депрессия считается эндогенной, то есть вызванной внутренними, биохимическими причинами. По наиболее популярной теории, этими причинами является дефицит биогенных аминов (серотонина, дофамина, норадреналина), предрасположенность к которому можно унаследовать генетически. Упомянуть о данных веществах важно еще потому, что их дефицит может возникнуть из-за внешних воздействий, например, такой эффект часто возникает при употреблении психостимуляторов (например, амфетамина и кокаина). Также к дефициту биогенных аминов может привести длительное употребление алкоголя.
Каковы же признаки депрессии? Почти все знают про снижение настроения. Менее известный факт — человек в депрессии как бы замедляется, такое явление носит название психомоторной заторможенности. Замедляется как сознание человека (ощущение отупения, сложно формулировать мысли, принимать решения), так и движения. Зачастую человек в депрессии залеживается в кровати не только потому, что вставать незачем/ не хочется/ все бессмысленно, но также ему попросту тяжело сделать это физически. Ощущается постоянное утомление, отсутствие энергии, утрачивается способность получать удовольствие от чего-либо, снижается самооценка, появляется убежденность в своей ненужности, ощущение себя неудачником и обузой. Часто нарушается сон (ранние пробуждения или, напротив, невозможность подняться с утра), аппетит (кто-то перестает есть вовсе, кто-то, наоборот, «заедает» тоску), снижается половое влечение, часто появляются запоры, возможно физическое ощущение боли в груди. Иногда вообще депрессия выражается скорее общим плохим самочувствием и всевозможными болями в разнообразных органах, нежели снижением настроения.
Итак, хандра и депрессия — это не одно и то же. Хандра не пропитывает каждый момент вашего состояния так, как депрессия. Хандра преходяща, депрессия постоянна. При хандре вы можете посмеяться внезапной шутке — при депрессии вас не рассмешит даже Луи Си Кей. Хандра не заставит вас думать о суициде. Она может мешать вам наслаждаться жизнью, но не разнесет всю вашу жизнь как таковую вдребезги. Хандра, конечно, неприятна и болезненна, но она пройдет сама. Депрессия — зачастую за гранью боли, за гранью переносимого, когда мысли о смерти лезут в голову не потому, что хочется умереть, а потому, что невыносимо так жить. Но при этом как бы вам ни казалось, что каждый имеет право сам решать, жить ему или умирать, в этом состоянии решает не человек, но депрессия. И если вам кажется, что антидепрессанты делают из человека «овоща», забирают его эмоции — овощем вас делает болезнь, лишающая сил сопротивляться и трезво мыслить. Болезнь, заставляющая прятаться под одеялом, ненавидя себя. И эта болезнь, кстати, лечится.