ЗдоровьеРукоделие и терапия: Как творчество помогает нам справиться с тревогой
И что об этом думают специалисты
2020-й и начало 2021 года для всех нас выдались непростыми: в мире по-прежнему бушует пандемия COVID-19, во многих странах усиливается локдаун, а в России продолжаются мирные протесты, сопровождающиеся массовыми задержаниями наших друзей и знакомых, — в таких условиях спокойствие сохранять трудно даже самым устойчивым к стрессу людям. В качестве отдушины люди стали обращаться к творчеству — даже те, кто прежде никогда не занимался рукоделием, стали пробовать себя в шитье, вязании, макраме, керамике и других созидательных практиках, позволяющих хотя бы ненадолго отвлечься от всего происходящего в мире и сосредоточиться на механической работе, а также скрасить образовавшееся в пандемию свободное время. Интерес к творчеству подкреплён и цифрами: согласно данным Etsy, в 2020 году спрос на наборы для рукоделия возрос аж на 221 %.
Мы решили разобраться, правда ли творчество помогает нам прийти в себя, что о рукоделии как вспомогательном методе терапии думают психологи, а также люди, нашедшие себе новое занятие по душе.
текст: Анна Аристова
О благодатном воздействии творчества на ментальное здоровье говорят не первый год — ещё в двадцатом веке, после Первой мировой войны вышивку использовали в качестве вспомогательного метода лечения посттравматического расстройства у солдат. Одним из известных примеров был английский актёр Эрнест Тесингер, получивший тяжёлую травму рук, — вернуться к былой жизни ему помогло рукоделие. Впоследствии Тесингер запустил производство швейных наборов для солдат, получивших аналогичные травмы, чтобы помочь им в реабилитации после физических и психических ран, а также обеспечить небольшой, но заработок. Компания получила название Disabled Soldiers’ Embroidery Industry («Вышивальное производство солдат с инвалидностью»), а заказчиками выступали как люди из среднего класса, так и аристократия и даже королевская семья. Результат выглядел действительно красиво и убедительно: солдаты не боялись браться за самые миниатюрные и замысловатые узоры — а плоды их работ были представлены на международных выставках и до сих пор украшают некоторые исторические монументы (в том числе собор Святого Павла в Лондоне).
Ещё одним примером из истории, иллюстрировавшим влияние творчества на поддержание морального духа, была южноафриканская активистка Рут Фёрст, выступавшая против апартеида. В 1963 году женщина подверглась репрессиям со стороны правительства и была заключена в одиночную камеру на 117 дней. Как рассказывает автор книги «Threads of Life: A History of the World Through the Eye of a Needle» Клер Хантер, взять контроль над временем ей помогла вышивка. Женщина считала дни, вышивая на обратной стороне своего одеяния по чёрной чёрточке каждый день, перечёркивая их через каждые шесть суток. Порой Фёрст нагоняла время, вышивая линии уже постфактум через несколько дней, а иногда, наоборот, возвращалась назад. «Ей было отказано в письменных принадлежностях, так что это простое рукоделие, скрытое от посторонних глаз, было небольшим актом восстания против потери свободы», — рассказывает писательница.
Исследования, проведённые на сегодняшний день, показывают, что занятия творчеством напрямую влияют на наше ментальное здоровье. Например, в 2018 году исследователи Миннесотского университета собрали порядка семисот подростков, попросив их в течение тринадцати дней заниматься разнообразными созидательными практиками, документируя свой опыт в отдельном дневнике. Учёные опубликовали результат своей работы в Journal of Positive Psychology — выяснилось, что в те дни, когда участники исследования занимались творчеством, их «положительная аффективность» (говоря простым языком, хорошее настроение) была гораздо выше, чем обычно.
В тюремной камере Рут Фёрст считала дни, вышивая на обратной стороне своего одеяния по чёрной чёрточке каждый день, перечёркивая их через каждые шесть суток
Если говорить о каких-то конкретных практиках, то, согласно британским учёным, заядлые вязальщики гораздо чаще чувствуют себя счастливыми и умиротворёнными, что сказывается на их когнитивной функции, а также общении с окружающими. Работа с глиной тоже способна эффективно снять ситуативный стресс — об этом рассказывает исследователь Университета Аркадии Стивен Роббинс. Кроме того, авторы научного обзора «The Connection Between Art, Healing, and Public Health: A Review of Current Literature», опубликованного в American Journal of Public Health, утверждают, что «вовлечение в творческую деятельность может способствовать снижению стресса и депрессии, а также служить средством облегчения бремени хронических заболеваний». По данным авторов, занятия искусством существенно влияют на уровень тревожности, а в некоторых случаях способны даже облегчить боль: в изученных ими исследованиях рассказывается о том, что порой использование арт-терапии в госпиталях способно сократить продолжительность пребывания пациента в больнице. Кроме того, некоторые пациенты, прошедшие хирургическое вмешательство или находящиеся в реанимации в критическом состоянии, испытывали меньшую потребность в болеутоляющих препаратах, если соседствующую с их кроватью стену украшала картина или изображение красивого пейзажа. Кроме того, учёные отметили тактильные практики вроде керамики как эффективное средство выражения чувств и выведения на поверхность бессознательных переживаний.
Мария увлеклась керамикой летом 2020 года — по её словам, это было тяжёлое время в её жизни: она потеряла любимую работу и постоянный источник дохода, папа погиб в ДТП — масла в огонь подлил локдаун и развернувшаяся в мире пандемия. По словам Марии, она чувствовала себя разбитой и потеряла уверенность в себе. Вернуть прежнюю радость к жизни ей помогла керамика. «Когда прежняя спокойная и безоблачная жизнь развалилась на куски, ощущение контроля вернула мне именно керамика. Под чутким руководством мастера с глиной можно делать всё что угодно — а пока изделие не побывало в обжиге, можно исправить практически любую ошибку. Можно прилепить обратно отломившийся кусок, затереть царапину или неровность, стереть губкой неидеально выведенную линию подглазурной краски и нарисовать заново. Это очень помогает справиться с тревожностью и неуверенностью в себе. На три часа по субботам я выпадала из реальности, процесс полностью меня поглощал. На занятия приходили приятные и интересные люди, в мастерской играла музыка, были фрукты и иногда даже вино, и за общением и лепкой я могла на какое-то время забыть обо всём, что со мной случилось, что не давало мне покоя день за днём. Я чувствовала огромное удовлетворение от того, что я, человек без художественного образования, могу вот так просто уже на первом занятии из шмата сырой глины создать тарелку, в которой потом можно будет подавать настоящую еду. Это был восторг. Встречая меня с первого занятия, мой партнёр не преминул отметить, что у меня горят глаза и я улыбаюсь», — рассказывает она. По словам Марии, новое увлечение повлияло не только на неё, но и на окружающих: её партнёр стал больше рисовать, а дочка проявила интерес к лепке и теперь у них дома появился уголок для творчества, где они вместе проводят время. «Керамика сама по себе не вывела меня из депрессии — главным образом это сделала всё же психотерапия. Но занятия керамикой подарили мне некое позитивное подкрепление и веру в себя, вернули удовольствие к жизни, жажду создавать что-то настоящее, ожидание чуда и предвкушение — какими же будут изделия, когда вернутся из обжига?» — отмечает она.
Положительное влияние рукоделия на стресс и тревожные расстройства психологи, как правило, объясняют тем, что это занятие обеспечивает относительно быстрый и наглядный результат вложенных усилий — это сильно повышает нашу самооценку, а тревога уходит на второй план. «Польза рукоделия, на мой взгляд, состоит из нескольких компонентов: во-первых, это деятельность, которая приносит удовольствие и может переключить наше внимание (хотя бы отчасти); во-вторых, рукоделие — это понятный процесс, у которого есть конечный результат, а это очень хорошо помогает справиться с ощущением неопределённости. Также у человека снижается чувство вины из-за того, что он якобы „ничего не делает“ в текущий период своей жизни. Кроме того, концентрация внимания при кропотливой и монотонной работе несёт в себе элементы „майндфулнес“ (техники осознанности также рекомендованы для снижения стресса). Но при всех очевидных плюсах рукоделия это не может быть самостоятельным методом лечения различных расстройств (в том числе ПТСР), но может быть хорошим дополнением как ресурсное занятие и способ, снижающий тревогу и ощущение неопределённости», — рассказывает клинический психолог Михаил Березин.
С Михаилом согласна и Елена Болюбах, руководительница «ИНГО. Кризисный центр для женщин». По её словам, рукоделие хорошо работает для снятия ситуативной тревожности, хотя и не может стать панацеей в работе с травмой. «Это гораздо более сложный процесс — поскольку у каждого индивидуальные механизмы совладания с болезненными воспоминаниями. В 2018 году мы запустили проект и фотовыставку „О чём молчат женщины“, в рамках которой женщины рассказали об эпизодах насилия и выходе из насильственных отношений — или, наоборот, о том, как их жизнь складывается сейчас, — с помощью коллажей, созданных на сеансах арт-терапии. На создание каждой работы уходило три-четыре часа, а после мы предлагали женщинам очно-психологические консультации, чтобы проработать вновь нахлынувшие воспоминания. Рукоделие — это хороший вспомогательный инструмент при проработке травмы, но важно помнить, что оно не заменит разговор с близкими и профессиональную помощь, если она необходима», — отмечает она.
У человека снижается чувство вины из-за того, что он якобы «ничего не делает». А концентрация внимания при кропотливой и монотонной работе несёт в себе элементы «майндфулнес»
У Юлии, авторки подкаста «Блестяще!» о проблемах, связанных с жизнью с ментальными расстройствами, диагностировано биполярное расстройство (БАР) II типа. Справиться со сложными моментами в жизни ей помогает макраме. «Всё началось, как и у многих, с пандемии. Дома было очень грустно, а снаружи — страшно. Редкие вылазки чаще всего начинались и заканчивались походами в цветочный магазин у дома (растения — это тоже медитативная ежедневная работа), и в какой-то момент в квартире стремительно начало заканчиваться место. Поэтому я решила попробовать делать подвесы (плетёные держатели для горшков) — заказала 400 метров корда (так называют верёвки для макраме) и начала изучать ютьюб, — рассказывает она. — В период локдауна мы с партнёром пытались заняться чем угодно — делали друг другу татуировки, пекли хлеб, но зацепило меня именно макраме. Из-за болезни для меня очень важен быстрый и видимый результат в чём бы то ни было, поэтому плетение узлов оказалось фантастическим процессом, упорядоченным и складным». По словам Юлии, макраме стало для неё ресурсным занятием, быстрый результат придавал мотивацию и силы. Сейчас она не ограничивается подвесами и делает более масштабные работы, хотя выкроить время на любимое занятие удаётся реже.
Наша жизнь всё ещё лишь отдалённо напоминает прежнюю, и переживать по этому поводу абсолютно нормально, даже если со стороны кажется, что мир потихоньку входит в прежнее русло. И если вы полагаете, что творчество действительно поможет вам вернуть контроль над своими эмоциями и успокоить тревогу, то когда, как не сейчас, вспомнить давно забытое хобби или найти новое занятие по душе? Главное — помните: если вы чувствуете себя совсем плохо, скорее всего, лучше обратиться к профессиональному терапевту.