Здоровье«Пишут, что от вакцин умирают»: 10 мифов
о прививках против COVID-19
Фертильность, изменения ДНК и не только
текст: Марина Левичева
Вакцина от коронавируса — самая горячая тема. Врачи считают, что если нет ограничений по здоровью, привиться нужно обязательно. Это поможет нам быстрее выработать коллективный иммунитет и справиться с пандемией. При этом многие люди до сих пор боятся делать прививку от COVID-19. Отчасти потому, что вокруг вакцин и их потенциального влияния на здоровье циркулирует много мифов. Мы решили разобрать десять самых популярных вместе с экспертами.
1
Вакцина от коронавируса может влиять на женскую фертильность, так что беременным делать прививку опасно. А ещё она вызывает бесплодие
Правда в том, что вакцина от COVID-19 заставляет организм создавать копии спайкового белка, обнаруженного на поверхности коронавируса. Так она учит иммунную систему бороться с вирусом. Миф появился, когда начали писать о том, что этот спайковый белок такой же, как и белок, который участвует в росте и прикреплении плаценты во время беременности. Но на самом деле, отмечают учёные, это разные белки.
«Ни один официальный источник в России или любой другой стране не связывает вакцинацию от коронавируса с риском бесплодия. Здесь нужно понимать, что вакцина влияет на иммунную систему. Бесплодие чаще всего имеет органическую проблему. Исследование эффективности вакцины для нашей репродуктивной системы невозможно, потому что для этого нужно взять группу вакцинированных людей и наблюдать за этой группой 5–10 лет. Причём и до наступления беременности, и после, чтобы определить, есть ли какое-то влияние именно вакцины. Поэтому стандартное ограничение для вакцинации: беременность и период грудного вскармливания и, конечно, детский возраст до 18 лет», — говорит Мария Орджоникидзе, главный врач сети клиник «Ниармедик».
«Что касается других вакцин, то они, как и антибиотики, назначаются в случае, когда риск осложнений для матери и плода превышает возможный вред от заболевания. При планировании беременности специалисты Минздрава рекомендуют вакцинацию как меру защиты репродуктивной системы, которая также находится под угрозой при заражении», — добавляет Туйаара Санникова, заместитель главного врача по поликлинической работе филиала ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в Крыму.
2
Если человек уже переболел коронавирусом, ему точно не нужно вакцинироваться
Люди, которые переболели COVID-19, всё ещё должны прививаться. Как минимум потому, что заразиться новым коронавирусом, как выяснилось, можно повторно. Другой вопрос, что они будут делать это не в первой очереди, потому что в их организме уже есть антитела.
«При этом антитела в организме не существуют вечно. По данным исследований, в среднем они сохраняются примерно 3–4 месяца, — комментирует Мария Орджоникидзе. — Поэтому через 3–4 месяца рекомендуется повторно проверить уровень анти-rbd-антител, понаблюдать изменения и, если уровень существенно снизился, обсудить ситуацию с врачом и решать вопрос о необходимости вакцинации».
«Также не нужно забывать, что вирус имеет разные штаммы: в декабре 2020 года в нескольких западных странах началось быстрое распространение новой мутации COVID-19, поэтому перенесённая болезнь не повод отказываться от прививки. Однако, по рекомендации ВОЗ, перенёсшим болезнь людям стоит ставить прививку не раньше чем через полгода после выздоровления, опираясь на анализ крови на напряжённость иммунитета (IgM и IgG)», — объясняет Туйаара Санникова.
3
Вакцины появились слишком быстро (у нас коронавирусу-то всего год), так что они не могут быть эффективными.
Фармацевтические компании вложили значительные ресурсы в быструю разработку вакцины против COVID-19 из-за глобального характера пандемии. Экстренная ситуация требовала такого же реагирования — но это не означает, что кто-то обходил протоколы безопасности или не проводил адекватных испытаний.
«Сроки разработки и испытаний не были сокращены — эти процессы строго контролируются международными протоколами. Причина быстрого выпуска вакцины в мобилизации ресурсов: к разработке было привлечено рекордное число сотрудников, большое количество денежных и аппаратных средств, а вся бюрократия сведена к минимуму», — поясняет Туйаара Санникова.
«Векторными вакцинами НИИЦЭМ Гамалеи занимается уже пятнадцать лет. И больше шести лет назад они уже были выпущены и успешно использованы. В частности, по такому принципу была сделана вакцина от Эболы и вакцина от MERS, подобного коронавируса, но другого штамма, — говорит Мария Орджоникидзе о российской вакцине. — Учёным потребовалось несколько недель, чтобы изменить ген, который несёт аденовирус. Образно говоря, локомотив был изобретён давно, но у него перецепили вагон, который тоже успешно поехал».
Эксперт добавляет, что важным свидетельством эффективности вакцины является и статья в журнале The Lancet. «Это одно из старейших и авторитетнейших изданий о медицине вообще. Те, кто не понаслышке знают, как устроен международный научный мир, понимают, что наша вакцина и публикация о ней в журнале — большое достижение, которым стоит гордиться», — добавляет Мария Орджоникидзе.
4
В СМИ постоянно пишут о том, что от вакцин умирают, значит, они небезопасны и лучше не делать прививку
«Таких прецедентов с вакциной „Спутник V“ не зафиксировано, — комментирует миф Мария Орджоникидзе. — Со всеми несчастными случаями при вакцинации другими вакцинами надо разбираться индивидуально. Но стоит отметить, что продолжительность жизни в целом у человечества в двадцатом веке стала выше именно потому, что от многих болезней изобрели прививки, помогающие преодолеть болезнь, и именно благодаря различным прививкам детская смертность существенно снизилась, если сравнивать с другими историческими периодами».
5
Если прививка сделана, можно не носить маску и перчатки и перестать пользоваться антисептиком
Специалисты сходятся во мнении, что вакцинированные от COVID-19 всё ещё должны соблюдать меры предосторожности. Как минимум потому, что многие разрешённые вакцины требуют введения двух доз с определённым интервалом, плюс нужно время, чтобы начали вырабатываться антитела.
«Если вакцинация двухкомпонентная, как „Спутник V“, то формирование иммунитета начинается после первой фазы, а заканчивается через 3–4 недели после второго тура вакцинации. Так у пациента появляется окно
в 6–8 недель между первым туром и формированием окончательного иммунитета. Срок довольно-таки большой, поэтому врачи, исследователи и учёные рекомендуют в этот период беречь себя от посещения людных мест, переохлаждения, контактов с кем-то с симптомами ОРВИ», — говорит Мария Орджоникидзе.
«Вакцинация защищает от тяжёлого течения и осложнений, снижает риск самого заболевания, но не исключает его полностью, — добавляет Туйаара Санникова. — Человек по-прежнему может быть переносчиком вируса. Кроме того, соблюдение социальной дистанции и использование средств индивидуальной защиты снижает риск заражения не только COVID-19, но и любыми другими инфекциями, которые передаются воздушно-капельным и контактно-бытовым путём».
6
Побочные эффекты вакцин от COVID-19 бывают страшнее, чем сам коронавирус
«Реакцией на прививку может быть повышение температуры, чувство слабости и ломоты. При этом сама болезнь может протекать бессимптомно, а может — с осложнениями, такими как поражение лёгких, подключение пациента к аппарату ИВЛ, и даже привести к летальному исходу. К сожалению, такие случаи исчисляются не единицами, а тысячами, поэтому сравнивать их с побочными эффектами от прививки некорректно», — объясняет Туйаара Санникова.
Считается, что большинство побочных эффектов от применения вакцин против коронавируса кратковременные и неопасные. Исключение составляет наличие у человека аллергии, особенно тяжёлой, при которой возможность прививки обязательно нужно обсудить с врачом.
«Если есть гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины, тогда это медотвод от любой вакцинации. Точно так же, как мы получаем медотвод от вакцинации от гриппа, если у пациента есть аллергия на куриный белок», — говорит Мария Орджоникидзе. В случае с вакциной «Спутник V», добавляет эксперт, разработчик также даёт информацию о том, чтобы с осторожностью применять вакцину при поражении центральной нервной системы, эпилепсии, коронарном синдроме, перенесённых перикардитах и миокардитах, поскольку это может утяжелить процесс.
7
Вакцина может проникать в клетки и менять ДНК
Вакцины используют информационную РНК, чтобы проинструктировать наши клетки, как отличить спайковый белок коронавируса. РНК — это нечто, созданное из ДНК, но не предназначенное для интеграции с ней.
«Биомеханизм действия вакцины полностью исключает „техническую“ возможность компонентов встраиваться в геном человека», — отмечает Туйаара Санникова. С ней соглашается Мария Орджоникидзе: «Векторная вакцина „Спутник V“ — она как локомотив, доставляющий вагончик к нужному месту и блокирующий только шип, который цепляется за клетку организма. После этого вирус становится безвредным и через некоторое время, не сумев „зацепиться“ и проникнуть в организм, просто выходит из него».
8
От вакцины против коронавируса можно заразиться коронавирусом.
Вакцина против COVID-19 не заражает человека коронавирусом. Речь идёт лишь о белке, который является частью коронавируса SARS-CoV-2. Белок, в свою очередь, только помогает иммунной системе распознавать вирус и бороться с ним, но не вызывает никакой инфекции.
«Живого вируса в вакцине нет. Вектор, создаваемый при вакцинации, представляет собой „неживой“ вирус. Он не имеет гена размножения, поэтому полностью безопасен для человека», — объясняет Туйаара Санникова.
9
Российская вакцина точно хуже, чем все остальные. И вообще, её не испытали как следует, а уже вовсю нас прививают
В этом смысле врачи единодушны: вакцину испытали хорошо и она точно не хуже зарубежных вариантов. «Прививаться или нет — личное и добровольное решение каждого человека, — говорит по этому поводу Туйаара Санникова. — Но российские вакцины прошли доклинические и лабораторные исследования, в ходе которых доказали способность предотвратить заражение COVID-19. Они зарегистрированы и одобрены в том числе Всемирной организацией здравоохранения».
10
Все эти вакцины просто не работают. Иначе зачем их столько? Учёные всего мира могли бы объединиться, чтобы сделать только одну идеальную, ведь новый коронавирус — глобальная проблема
По словам специалистов, вакцина — это не супергеройский щит и стеклянный купол, который делает так, чтобы коронавирус прошёл от нас на расстоянии трёх километров. В первую очередь это способ облегчить состояние организма при встрече с вирусом, а сделать это можно разными способами.
«Сегодня есть несколько типов вакцин: инактивированные (когда живой вирус инактивируется физическими или химическими методами и вводится в организм), на основе вирусоподобных частиц (они сейчас только исследуются, потому что дорогие и не для массового производства), субъединичные (когда придумана полная копия вируса в виде определённых белков, как в вакцине „ЭпикВак“) и векторная (такая генная инженерия, когда из цельного вируса выделяют ген какого-либо белка и его используют). И все они имеют право на существование», — резюмирует Мария Орджоникидзе.
ФОТОГРАФИИ: adragan — stock.adobe.com (1, 2, 3)