ЗдоровьеЧто нужно знать об эффекте плацебо: Почему это работает
Цветные таблетки и не только
Плацебо существует сотни лет и является одним из самых хорошо изученных методов в истории медицины. Как так получилось? Возможно, потому что ещё Платон предлагал лечить головную боль неким «лекарством» (ничего общего с современными препаратами, конечно) в комплекте с «заклинанием», без которого оно не работало. Так что сегодня каждый раз, когда мы принимаем ту или иную таблетку с доказанной эффективностью, мы понимаем, что в клинических испытаниях она показала себя лучше, чем плацебо.
текст: Марина Левичева
«Петь плацебо»
Хотя сегодня слово «плацебо» ассоциируется у нас в основном с медицинскими историями, изначально под ним понималось немного другое. Когда Римско-католическая церковь создала свод правил для погребальных ритуалов, в нём предполагалось обязательное пение во время похорон. В тексте псалмов многократно повторялась строчка «Рlacebo Domino in regione vivorum» («Буду благоугоден Господу в земле живых»). Часто, завидев похоронную процессию, малоимущие и просто желающие поесть за чужой счёт люди присоединялись к пению, выдавая себя за друзей и родственников умершего. Так появилось выражение «петь плацебо» в смысле «делать что-то искусственное и фальшивое».
Сила против слабости
К середине ХХ века плацебо-контролируемые испытания стали достаточно распространены, чтобы американский анестезиолог Генри Ноулз Бичер выпустил своё громкое исследование The Powerful Placebo («Всесильное плацебо»). Поводом для работы послужило то, что он увидел во время службы в армии США во время Второй мировой войны. Когда поставки морфия заканчивались, перед операцией медсестры вводили раненым солдатам солёную воду — но эффект обезболивания всё равно наступал. После войны Бичер оценил 15 плацебо-контролируемых исследований, в которых суммарно приняли участие больше 1000 человек. Так выяснилось, что плацебо смогло купировать симптомы у 35 % пациентов.
Уже в 90-х выводы анестезиолога были подвергнуты сомнению. Научное сообщество ссылалось на то, что люди, которым стало лучше после приёма плацебо, могли бы почувствовать себя лучше и в том случае, если бы вообще ничего не принимали.
Вооружившись этой мыслью, датские медики провели исследование, в котором использовалось активное лечение, плацебо-лечение или не использовалось вообще никакого лечения. В итоге они обнаружили небольшой эффект плацебо, который не сочли статистически значимым. А следом выпустили статью «Is the Placebo Powerless?» («Всё же плацебо бессильно?»), название которой прямо отсылает к работе Бичера. Проблема была лишь в том, что методология этого исследования тоже оставляла желать лучшего.
Плацебо-хирургия
Хотя мы часто думаем о плацебо как о витаминках, которые применяются в ходе испытаний нового препарата, чтобы проверить его действие, этим список вариантов не ограничивается. На самом деле лучшие результаты даёт плацебо-хирургия — когда пациенту говорят, что провели операцию, но ничего на самом деле не делают. А улучшение состояния всё равно происходит (причём в 75 % случаев).
Один из самых известных таких экспериментов американский хирург Брюс Мозли провёл на 180 пациентах с сильными болями в колене. Половине из них он сделал настоящую артроскопию, а другой половине — плацебо-артроскопию. Чтобы всё было максимально похоже на правду, пациентам из группы плацебо-артроскопии тоже делали обезболивающий укол и небольшой разрез в колене, но не восстанавливали повреждённый хрящ. Также врачи и медсестры условились даже во время «поддельной» операции говорить и вести себя так, как это было бы на операции реальной. В итоге плацебо-артроскопия сработала так же хорошо, как и настоящая.
Красная или синяя
Что интересно, плацебо-препараты вообще работают неодинаково. Известно, например, что розовые таблетки, в отличие от синих, повышают уровень адреналина, тем самым оказывая на организм большее стимулирующее действие (но это не распространяется на итальянских мужчин). Цветные таблетки, кстати, и в целом эффективнее, чем белые. Фирменные и дорогие таблетки, как правило, обладают большим обезболивающим действием, чем дешёвые дженерики. И точно так же два плацебо-препарата обычно действуют лучше, чем один.
Некоторые данные также говорят о том, что плацебо-инъекции могут быть более эффективны, чем таблетки. А ещё есть подозрение, что плацебо, предлагаемое в больнице, будет работать быстрее и лучше, чем то, что предлагается принимать дома.
Открытое плацебо
Невероятно, но факт: даже если пациентам сообщать, что сейчас им будут давать не настоящее лекарство, а плацебо, лечение может дать положительный результат. Такой подход называется открытым плацебо. Ещё в 1965 году два американских врача давали открытое плацебо своим невротическим пациентам, предупреждая, что это сахарные пилюли, которые, впрочем, часто помогают людям с таким состоянием. В результате многим из пациентов (хотя справедливо ли это «многим», если группа состояла всего из 15 человек?) становилось лучше, несмотря на то, что они знали, что из действующих веществ в «лекарстве» только сахар.
Данные новых исследований тоже показывают, что применение открытого плацебо может принести пользу. В частности — пациентам с болями в спине, депрессией, аллергическим ринитом, синдромом раздражённого кишечника (СРК) и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Учёные думают, что это связано с тем, почему эффект плацебо вообще действует на человека.
Почему плацебо работает
Можно было бы предположить, что метод будет эффективен только для доверчивых или легко внушаемых людей. Но многочисленные эксперименты в истории науки показали, что это не так. У науки для эффекта плацебо много объяснений, но вот самые популярные из них:
Хоторнский эффект
Если у человека есть проблема со здоровьем и он обратился за помощью, высока вероятность, что он вместе с этим начнёт принимать другие решения, направленные на устранение симптомов. Например, пациент с больным коленом почти наверняка начнёт меньше этим коленом двигать и аккуратнее передвигаться. А человек с больным горлом, даже если он курильщик со стажем, скорее всего, сократит количество выкуриваемых в день сигарет, чтобы не провоцировать раздражение слизистой. Вместе с эффектом новизны это поможет улучшить симптомы независимо от того, насколько хорошим было лечение.
Регрессия к среднему значению
Когда человек приходит к врачу, его симптомы могут быть особенно сильными. Но при естественном течении болезни у каждого пациента бывают дни, когда ему становится немного лучше или немного хуже. Если приём препарата или плацебо-препарата совпадает с днём, когда симптомы как раз улучшились, мозг обязательно свяжет две эти вещи.
Обучение
Точно так же, как собаки Павлова научились ассоциировать звук колокольчика с едой, наше тело может научиться определённым образом реагировать на приём лекарства. Например, если в течение пяти дней пациенту дают обезболивающую таблетку, мозг начинает ассоциировать её с облегчением симптомов. И когда на шестой день таблетку заменят точно таким же по виду сахарным плацебо, он ничего не заподозрит — и боль отступит. В исследовании 2012 года как раз это и произошло: когда участникам заменили препарат для подавления иммунитета на плацебо без предупреждения, их организм продолжал давать пониженный иммунный ответ.
Социальность
Наконец, являясь социальным существом, человек не может не взаимодействовать с людьми вокруг себя. Так, когда участники экспериментов видят, что другим пациентам лечение помогает, вероятность того, что им оно тоже поможет, увеличивается. Точно так же на улучшение самочувствия может повлиять эмпатичный и внимательный доктор: в одном гарвардском эксперименте было установлено, что группа пациентов с синдромом раздражённого кишечника, получавшая плацебо-лечение от врача, который интересовался их жизнью и сопереживал тому, через что им пришлось пройти, быстрее почувствовала себя лучше.
Интересно, кстати, что плацебо влияет не на всех. Доказано, что обезболивающее действие заметно снижается у людей с повреждением лобных долей: перенёсших инсульт, пострадавших от черепно-мозговых травм или страдающих деменцией. Но эффект плацебо, без сомнения, реален и очень интересен, так что в будущем науке предстоит узнать о нём много нового.