ЗдоровьеЭпидемия страха:
Почему мы боимся — с точки зрения науки
Что говорят учёные о массовых закупках гречки
Страх — эмоция, которую мы испытываем если не каждый день, то всё же довольно часто. Как часть эволюционного механизма, призванного защитить наших предков от таящихся повсюду опасностей, сегодня боязнь чего-либо далеко не всегда рациональна. Рассказываем, как появляются страхи и что заставляет людей скупать гречку с туалетной бумагой в период вирусной пандемии.
Текст: Марина Левичева
Врождённый и приобретённый, популярный и не очень
Считается, что у человека только два врождённых страха: страх падения (высоты) и шума (громких звуков). Остальные — приобретённые. Исследования на тему показали, что взрослые, например, быстрее реагируют на стимулы в виде змей и пауков на картинках, в сравнении с детьми — как и во многих других типичных случаях, мы имеем дело с выученными страхами. Помимо уже упомянутых пресмыкающихся, членистоногих и высоты, в число самых пугающих человека вещей входят публичные выступления, замкнутые пространства и глубина. А в число самых редких фобий — боязнь ветра, мытья и арахисового масла, прилипающего к нёбу.
Подобно другим животным, человек обучается страху через личный опыт и опыт тех, за кем он наблюдает. Правда, в отличие от животных, люди могут обучаться страху и, наоборот, ощущению безопасности с помощью вербальных и письменных знаков.
Почему иногда людям нравится бояться
Несмотря на то, что страх — слово скорее с негативной коннотацией, порой мы намеренно к нему тянемся. Причина, полагают учёные, в том, что в реакции «бей или беги», характерной для состояния стресса и страха, задействованы те же гормоны (адреналин, норадреналин), которые ответственны за состояние счастья и возбуждения. Именно поэтому иногда одно чувство подменяет другое.
Реакция страха зарождается в области мозга, известной как миндалевидное тело, и приводит к физиологическим изменениям: расширению зрачков и лёгких, увеличению частоты сердечных сокращений и артериального давления, замедлению работы органов, которые не являются жизненно важными (например, пищеварительной системы), и активизации работы мозга.
Исследования показывают, что тип страха, который мы испытываем, почти всегда связан с контекстом. И когда «думающая» часть нашего мозга сообщает «эмоциональной» части, что обстановка в целом безопасна, состояние страха как чего-то плохого подменяется состоянием чего-то волнительного, но позитивного (лев в дикой природе и лев в сафари-парке, согласитесь, не одно и то же). Именно поэтому страх может доставлять удовольствие, когда мы смотрим хорроры или отправляемся в «Дом с привидениями» в парке аттракционов.
Важно понимать, что примерно в тот момент, когда человек начинает воспринимать искусственный страх как нечто реальное, любое удовольствие сменяется дискомфортом.
Почему людей так пугает новый коронавирус
Чем больше случаев COVID-19 диагностируется в мире и чем чаще мы заглядываем в ту самую карту, тем больше мы, вполне логично, тревожимся. СМИ не улучшают ситуацию, привлекая внимание громкими заголовками о количестве смертей и заражённых. А отмена мероприятий вкупе с постоянными призывами мыть руки и оставаться дома провоцирует компульсивные закупки и ещё большую тревожность. И это не говоря уже о расистских нападениях на людей азиатского происхождения, которые случались в первое время.
Но если вы следуете экспертным советам, но не перегибаете палку, то почему же вам так страшно? Без паники. Бояться — это нормально, и особенно в подобной ситуации, когда пугать может не только риск болезни, но и многое другое — вроде вероятности потерять работу и остаться без денег. К тому же страх может буквально передаваться от одного человека к другому.
Распространение страха — эволюционное явление, которое встречается у многих животных (например, у стада антилоп, одна из которых замечает приближение льва). Исследования показали, что для способности «чувствовать» страх важна и нужна передняя поясная кора мозга. Она окружает пучок волокон, которые соединяют левое и правое полушария головного мозга, так что когда мы наблюдаем, как кто-то испытывает страх, то и сами начинаем бояться.
В 1998 году в средней школе штата Теннесси учительница пожаловалась на резкий запах бензина в классе. Через несколько дней она осталась дома, сообщив о тошноте, одышке, мигрени и головокружении. Ещё немного позже несколько человек из её класса столкнулись с аналогичными симптомами. И чем больше проходило времени — тем больше учеников школы обнаруживали у себя нечто подобное. Самое удивительное в истории то, что анализы крови не выявили ничего необычного. Как, впрочем, и тщательное исследование помещения на предмет присутствия в нём потенциально опасного летучего вещества. А вот в докладе, опубликованном в New England Journal of Medicine, учёные пришли к выводу, что здесь имело место массовое психогенное расстройство, основанное на распространении не токсических веществ, а страха.
Что важно: исследования показали, что передача страха более эффективна между знакомыми людьми, нежели между незнакомцами. Получается, что когда родственники нагнетают ситуацию, для нас это особенно опасно. Правда, многие животные в результате эволюции получали способность воспринимать тревожные сигналы других видов — так что и для самого совершенного из животных это будет справедливо.
Возвращаясь к СOVID-19, стоит понимать, что средства массовой информации, к сожалению, даже слишком хорошо справляются с задачей распространения эпидемии страха, выполняя в целом важную задачу информирования общества. И чем чаще вы читаете новости, тем устойчивее чувство страха. Так что, находясь на карантине, в самоизоляции или даже на работе, не забывайте устраивать себе диджитал-детокс для поддержки психического здоровья.
Как справляться со страхом по науке
Невероятно, но факт — компания спокойного и уверенного в том, что всё будет хорошо, человека способна заметно снизить тревожность. Но особенно эффективно это работает, когда речь идёт о родителе или другом авторитете.
Значимый момент: помните, что страх — совершенно нормальная человеческая реакция на угрозу. Тем не менее, если у вас есть тревожное расстройство или вы чувствуете, что страх постепенно превращается в панику, обязательно поговорите об этом со специалистом.
Есть и другие психологические практики, которые помогут чувствовать себя лучше:
Будьте в курсе. Исследование, проведённое во время пандемии свиного гриппа в 2009 году, показало, что люди, которые находились в состоянии неопределённости, сталкивались с повышенной тревожностью.
Дышите глубже. Доказано, что чувство тревоги возрастает тем быстрее, чем сильнее вы стараетесь от него избавиться. Так что не тревожьтесь о своей тревожности, а сделайте пару глубоких вдохов — и посмотрите любимый сериал.
Рассуждайте трезво. Беспокоитесь о том, что вирус проникнет в вашу семью? Тогда вам полезно будет узнать, что люди склонны переоценивать степень того, насколько они будут затронуты негативными событиями. И, напротив, недооценивать степень того, насколько хорошо они могут с этими негативными событиями справляться.
Признайте уязвимость. В своих работах Брин Браун, писательница и профессор Хьюстонского университета, доказала нечто парадоксальное: чем более уязвимыми мы позволяем себе быть, тем сильнее мы на самом деле становимся. Так что порой лучшее решение — признать, что вы не всесильны, и попросить помощи или поддержки.
Поработайте над проблемой. Исследования показывают, что для эффективной борьбы со страхом требуется его проработка. Конечно, вы можете попробовать сделать это самостоятельно, погрузившись в чертоги разума, но лучше — и быстрее — это получится в кабинете врача или, с учётом эпидемиологической ситуации, в беседе по скайпу с ним.
Посмотрите в лицо страху. Учёные уверены, что каждое повторное воздействие снижает активность в областях мозга, ответственных за реакцию страха. Иными словами, вы можете продолжать ходить в террариум до тех пор, пока боязнь змей не исчезнет или, по крайней мере, не притупится. Правда, это определённо работает не со всеми вещами — довольно глупо начинать курить, если у вас канцерофобия, или осознанно нарушать карантин сегодня.
Почему всё-таки туалетная бумага
Если гречку скупают преимущественно в России, такая уж у нас к ней странная любовь, то туалетную бумагу — по всему миру. Причём несмотря на внутренние поставки в достаточном количестве. Можно встретить и более или менее рациональные объяснения — например, в отличие от риса или пасты гречку можно приготовить, просто залив водой на ночь, то есть в гипотетических условиях без плиты и электричества. А листочки туалетной бумаги можно использовать, чтобы прикасаться к дверным ручкам, выходя за необходимыми товарами в период карантина. Но всё же многие из забивших провизией шкафы не руководствовались этими соображениями.
Эксперты полагают, что дело здесь в ощущении контроля над ситуацией при относительной дешевизне продукта, с помощью которого этот контроль осуществляется. Или, иначе говоря, в предпочтении нулевого риска — ситуации, при которой один риск (остаться без нужных запасов) исключается полностью вместо того, чтобы лишь снизить, но не исключить другие риски (например, болезни).