ЗдоровьеВопрос эксперту: Повышает ли ЭКО риск рака
Онколог и гинекологи о последних научных данных
Текст: Анна Корытина
ОТВЕТЫ НА БОЛЬШИНСТВО ВОЛНУЮЩИХ НАС ВОПРОСОВ мы привыкли искать онлайн. В этой серии материалов задаём именно такие вопросы — животрепещущие, неожиданные или распространённые — профессионалам в самых разных сферах.
Метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) практикуется в мире уже четыре десятилетия, а в России каждый год проводят порядка 70 тысяч протоколов ЭКО. И всё же этот альтернативный метод зачатия до сих пор окружает много страхов, в том числе спровоцированных пугающими заголовками в медиа. Сейчас заговорили о том, что ЭКО может быть связано с опухолями головного мозга — и мы попросили экспертов рассказать, так ли это.
Маргарита Аншина
кандидат медицинских наук, врач — гинеколог-эндокринолог, репродуктолог, директор Центра репродукции и генетики «Фертимед»
Подготовка к ЭКО включает стимуляцию яичников, и это многих пугает. Тем не менее ЭКО — это только инструмент, с помощью которого достигается зачатие, так что, если на процедуру идёт в целом здоровая женщина, негативных последствий для организма не будет. Во время беременности есть риск прогрессирования уже имеющихся серьёзных заболеваний — например, сахарного диабета, болезней щитовидной железы, надпочечников, и злокачественных опухолей в том числе.
Иногда люди не знают о серьёзных заболеваниях, а бывает, что знают, но намеренно не обращают на них внимания. Была одна пациентка, которая жаловалась на боли в животе. Терапевт направил её на гастроскопию, а она вместо этого пошла на ЭКО. Получилась двойня. А через несколько месяцев выяснилось, что у неё рак желудка. Это пример того, как пренебрежение рекомендацией специалиста может привести к трагическим последствиям.
Владимир Носов
врач — хирург-онкогинеколог, руководитель клиники гинекологии и онкогинекологии EMC
Тема связи ЭКО и опухолей мозга сейчас активно поднимается в медиапространстве, но оснований для паники нет. Поскольку речь идёт о стимуляции репродуктивной системы гормонами, логично, что опасения вызывает риск рака яичника, эндометрия, молочной железы — и этим темам посвящено множество исследований.
Чем больше овуляций у женщины происходит за жизнь, тем выше вероятность рака яичника. Например, у женщин, которые в течение пяти лет за свою жизнь используют контрацептивные таблетки, то есть пропускают около 60 овуляций, риск рака яичников снижается на 40 %. Из-за этого когда-то возникла идея, что если число овуляций повысить — а при ЭКО их может быть 15–20 вместо одной в месяц, — то и риск рака яичника возрастёт. Но на сегодня нет данных, подтверждающих эту теорию.
Американское общество репродуктивной медицины (ASRM) выпустило доклад о том, что нет никаких данных о повышении риска рака яичника в связи с ЭКО. Тем не менее мы не знаем, сколько циклов ЭКО можно делать безопасно. Я думаю, что 3-4 — и это потолок для большинства. Делать 10-12 циклов мы точно не рекомендуем. В редких исследованиях сообщалось о повышении риска рака молочной железы — но речь шла о конкретных препаратах, которыми уже давно никто не пользуется.
Многие репродуктологи перед ЭКО отправляют пациенток на анализы онкомаркеров — и очень зря. Дело в том, что у многих женщин, обращающихся за помощью к этим специалистам, есть эндометриоз, а при этом заболевании уровень онкомаркера может быть сильно повышен. И наоборот, у половины женщин с раком яичника на ранней стадии этот показатель будет в норме, так что он не служит для диагностики. А пациентки приходят и говорят, что их не допускают к ЭКО, пока я не скажу, что у них нет рака яичника. Бывает, что женщина идёт сдавать кровь на холестерин, ей предлагают онкомаркеры «по акции», она получает результаты, сама себе ставит страшный диагноз и потом неделю не спит, пока врач не убедит её, что всё в порядке. Анализы онкомаркеров без показаний — это плохая практика.
Ольга Александровна Белоконь
врач — акушер-гинеколог, автор книги «Я беременна, что делать?»
У каждой опухоли свои причины и факторы риска, и с применением гормонов некоторые из них (в том числе в головном мозге) точно не связаны. Существуют гормонозависимые ткани — это яичники, матка (особенно эндометрий), молочные железы; рецепторы к эстрогенам есть также в щитовидной железе, кишечнике, коже. Связь ЭКО с риском гормонозависимых опухолей изучается с тех пор, как появились первые методы лечения бесплодия.
В метаанализе 2019 года (база Cochrane), куда вошло 37 исследований, проведённых с участием почти пяти миллионов женщин, не найдено убедительных доказательств повышения риска рака яичника среди женщин, получавших препараты от бесплодия. В отдельных исследованиях, вошедших в этот анализ, говорится о более высоком риске среди нерожавших женщин по сравнению с рожавшими, а в одном — о двукратном увеличении риска пограничной опухоли яичника после приёма прогестерона более чем в четырёх циклах; правда, выборка была маленькой, что делает эти данные неубедительными. В исследованиях, где отмечалось увеличение риска, методология была слабой, периоды наблюдения — слишком краткими, не было поправок на важные дополнительные факторы.
Нужно понимать, что основные факторы риска рака яичника — отсутствие беременности и родов, поздняя менопауза, семейный анамнез и генетическая предрасположенность. При устранении этих факторов ЭКО само по себе вряд ли увеличивает риск. К профилактике рака яичника относятся приём комбинированных оральных контрацептивов, беременность, грудное вскармливание. В общем, нельзя однозначно сказать, что нет связи между риском рака яичника и ЭКО, но нельзя и сказать, что она есть и более значимая, чем, например, с отсутствием беременности за всю жизнь.
Что касается рака эндометрия — в последнем метаанализе повышенного риска не выявлено. В отдельных исследованиях он был, но там использовалась очень высокая доза препарата и большая длительность применения (больше семи циклов). Опять же риск рака эндометрия повышает отсутствие беременности и родов, синдром поликистозных яичников, ожирение и другие факторы — и вряд ли ЭКО само по себе способно на него влиять.
Рак молочной железы вызывает у меня самые большие опасения. В 2019 году на ежегодной конференции ESHRE (Европейская ассоциация репродуктологов) были озвучены результаты датского исследования с участием более 600 тысяч женщин. Некоторые из этих женщин с бесплодием использовали вспомогательные репродуктивные технологии (ЭКО, например), другие не лечились вовсе. Среди тех женщин, кто лечил бесплодие, вероятность возникновения рака молочной железы была немного выше в сравнении с теми, кто не использовал вспомогательные репродуктивные технологии. Риск значительно возрастал среди женщин, у которых первый ребёнок родился в результате ЭКО в возрасте сорока лет и старше. В предыдущих исследованиях таких результатов не было.
Эксперты пришли к следующим выводам: возможно, риск был связан именно с возрастной уязвимостью к применению гормонов в схемах стимуляции яичников — и эти схемы улучшились на текущий момент (наблюдения в исследованиях проводились с 1994 по 2015 год). Врачи должны проявлять осторожность с женщинами старше сорока лет, а дозы препаратов и длительность их применения нужно сводить к минимуму. И, конечно, есть другие факторы риска рака груди, поэтому нельзя дать окончательный ответ о том, повышается ли этот риск из-за ЭКО.
Пока все данные говорят о том, что при правильном проведении, то есть в соответствии с всеми стандартами, ЭКО не повышает риск рака. Другое дело, что практика иногда расходится со стандартом, поэтому надо тщательно подходить к выбору врача. Бывает, что женщина после ЭКО до 37-й недели беременности получает три разных вида прогестерона — в инъекциях, свечах, и таблетках, всё сразу и во все места. Ни в какие стандарты и рекомендации это не входит, шансы на успешную беременность не повышает, а какие может иметь последствия — неизвестно.
ФОТОГРАФИИ: olando — stock.adobe.com