ЗдоровьеВопрос эксперту: Вызывают ли гормональные контрацептивы депрессию
И правда ли, что от них снижается либидо
ольга лукинская
ОТВЕТЫ НА БОЛЬШИНСТВО ВОЛНУЮЩИХ НАС ВОПРОСОВ мы привыкли искать онлайн. В новой серии материалов задаём именно такие вопросы: животрепещущие, неожиданные или распространённые — профессионалам в самых разных сферах.
Вокруг гормональных контрацептивов не утихают споры: с одной стороны, это самое эффективное средство профилактики беременности, кроме полного воздержания от секса, с другой — многие женщины боятся их использовать из-за доказанных или недоказанных рисков. Один из камней преткновения — вероятность ухудшения настроения, появления депрессии или снижения либидо. Вместе с экспертом разбираемся, что говорят об этих рисках исследования и что с этим делать на практике.
Оксана Богдашевская
врач — акушер-гинеколог, главный гинеколог сети «Клиника Фомина», автор блога «Самый неблагодарный труд»
Нарушения настроения на фоне приёма гормональных контрацептивов — горячая тема. Я много работаю с вопросами планирования семьи и контрацепции и сталкиваюсь с такими жалобами часто. Сразу скажу: научные данные противоречивы. С одной стороны, за последние пятнадцать лет проведено четыре крупных популяционных исследования, в двух из которых не обнаружили никакой связи между применением контрацептивов и дисфорией, а ещё в двух было подтверждено снижение депрессивной симптоматики, в том числе у пациенток с аффективными расстройствами.
С другой стороны, эксперты всё чаще обращают внимание на предвзятость этих оценок. Большинство женщин просто прекращает приём КОК, если замечают, что жизнь на фоне приёма утратила краски, поэтому опросы тех, кто принимает препарат постоянно, могут не отражать всей картины. Особенно активную позицию занимают исследователи из Дании, где давно ведутся национальные реестры и проведение крупномасштабных исследований не представляет большого труда.
В 2016 году опубликованы результаты проспективного исследования, в котором участвовало более миллиона женщин. По данным авторов, пользовательницы гормональной контрацепции чаще принимают антидепрессанты. Правда, абсолютный риск остаётся очень низким: антидепрессанты принимали 2,2 % женщин, получающих КОК, и 1,7 % в контрольной группе, то есть разница была на 0,5 % — одну женщину из двухсот. Через год вышла гораздо более кричащая работа тех же авторов — когортное исследование с участием пациенток в возрасте пятнадцати лет и старше, где изучался риск попыток суицида.
Почти полмиллиона женщин наблюдались в среднем 8,3 года. В исследование не включали тех, кто в прошлом принимал антидепрессанты, пациенток с психиатрическим диагнозом и тех, у кого были попытки суицида в прошлом. В этой когорте произошло 71 самоубийство и 6999 первых попыток суицида. Относительный риск и первой попытки, и собственно суицида был повышен среди тех, кто использовал гормональные контрацептивы в настоящий момент или недавно, по сравнению с теми, кто никогда их не применял; больше всего риск повышался у подростков и у тех, кто использовал гормональные пластыри. Связь между применением контрацептивов и первой попыткой самоубийства достигала пика после 2 месяцев использования и снижалась после 1 года — снижение риска исследователи связывают с тем, что женщины просто бросали принимать препарат.
Авторы исследования считают, что предыдущие попытки найти связь между гормональной контрацепцией и депрессией провалились, потому что выборка не включала подростков, а группа в возрасте 15–25 лет наиболее уязвима. И гинекологи, и психиатры стали обсуждать, что в инструкции по применению можно внести дополнение — а на этапе консультирования предупреждать пациенток о возможном появлении суицидальных мыслей.
Тем не менее в научном сообществе есть сомнения насчёт качества этих исследований. Гинекологи хорошо помнят предыдущие провальные работы того же автора Ойвинда Лидегаарда по риску тромбозов на фоне гормональной контрацепции. Психиатры, оценив масштаб проведённой работы, согласились, что данные впечатляют, но, к сожалению, не имеют никакого клинического значения. Нет надёжных доказательств причинно-следственной связи между гормональной контрацепцией и суицидальным поведением. Начало контрацептивной истории может совпадать со стрессами из-за формирования новых сексуальных отношений, возможного психологического или физического насилия.
Проблема изучения депрессии сейчас на пике популярности, и связать риски нарушений настроения можно с чем угодно. В 2017 году опубликован крупный метаанализ на основе 43 исследований (общий размер выборки включал 8519 человек с депрессией и 27 282 человека без депрессии). Выяснилось, что у людей с депрессией в крови ниже уровень фолатов и с пищей они получают меньше фолиевой кислоты, чем людей без депрессии. С этой точки зрения КОК с производными фолиевой кислоты даже полезны. Укорочение безгормонального интервала (перерыва в поступлении гормонов) связано со снижением риска развития анемии и депрессии — тоже польза.
Такая пикировка может продолжаться бесконечно, поэтому вывод всегда один — нужны новые исследования. Больше, больше новых исследований. В реальной жизни и врачу, и пациентке стоит обращать внимание на изменения настроения. Врачу — спрашивать, пациентке — активно рассказывать. Если жизнь действительно потеряла краски — нужно пройти скрининг на депрессию и принять меры. Сохранить при этом контрацепцию или отменить — решать надо индивидуально.
Что касается либидо, данные всё так же противоречивы. Мы до сих пор не можем достоверно доказать, влияет ли контрацепция на женскую сексуальность. В одних исследованиях сексуальное влечение растёт, в других снижается, в третьих остаётся без изменений. В рекомендациях ВОЗ (2015 г.) и CDC (2016 г.) нет упоминаний о влиянии КОК на сексуальную функцию. Тем не менее проблема существует и волнует женщин.
Почти двадцать лет назад, в 2000 году, появился специальный термин «гипоактивное расстройство сексуального влечения» (Hypoactive sexual desire disorder, HSDD). Это расстройство полового влечения с постоянным снижением (или отсутствием) сексуальных фантазий и желания, сексуальной активности. Однако HSDD считают проблемой только в том случае, если это отравляет жизнь — можно жить с полным набором симптомов HSDD и не переживать. И это важный момент: женщина, спокойно и счастливо принимающая КОК, может случайно пройти тестирование где-нибудь в блоге и погрузиться в печаль и тоску от результатов: жила себе спокойно, а тут, оказывается, HSDD.
Распространённость HSDD среди женщин составляет около 10 % и слегка повышается или снижается в разных возрастных группах. C возрастом сексуальное влечение снижается, но одновременно снижается напряжённость в этом вопросе, поэтому эксперты считают распространённость HSDD относительно постоянной величиной. Причин для снижения сексуальности много, они переплетаются и усиливают друг друга. Женщины становятся старше, меняется стиль жизни, появляются новые заботы, меняется самооценка, стрессоустойчивость, отношения с партнёром. Конечно, и собственные гормоны, и введённые извне вносят лепту.
В США провели исследование «Выбор контрацептивов», где по телефону опросили 1938 женщин в возрасте от 14 до 45 лет после 6 месяцев использования разных методов контрацепции. Выяснилось, что комбинированные и чисто прогестиновые оральные контрацептивы, трансдермальные комбинированные контрацептивы, гормональные ВМС не оказывали влияния на сексуальность. Снижение либидо отмечали пользовательницы инъекционных контрацептивов, вагинальных колец и прогестиновых имплантатов.
Систематический обзор 36 наблюдательных исследований (всего 13 673 женщины), из которых 8422 принимали КОК, показал, что 85 % участниц отметили повышение либидо (1826) или отсутствие влияния (5358). Однако 15 % (1238) пожаловались на снижение. Безусловно, есть проблема интерпретации результатов: на сексуальность может влиять слишком много факторов. Женщины, применяющие гормональную контрацепцию, как правило, в стабильных отношениях, более сексуально активны, лишены страхов нежелательной беременности. Но есть и другая сторона медали: рутина, предсказуемость, потеря новизны ощущений.
Теоретически потеря сексуального интереса может быть связана со снижением андрогенного влияния — ведь за либидо отвечает тестостерон. Но при сравнении контрацептивов с антиандрогенным действием (которые эффективны, например, при акне или гирсутизме) и препаратов с остаточным андрогенным действием разницы не было. Исследования время от времени повторяют, а разработчики ещё с 1980-х годов пытаются решить проблему, то добавляя андрогены, то используя новые формы эстрогенов в препаратах.
Если изменение либидо вас беспокоит и отравляет жизнь, надо обращаться к специалисту. Гинеколог может попробовать изменить контрацептивную комбинацию, и, возможно, это сработает. Но лучше разобраться в ситуации может только сексолог, это — его работа; вполне вероятно, что решить проблему удастся без отказа от контрацепции, ведь не предохраняться — часто не лучшая стратегия.
ФОТОГРАФИИ: Rose & Rex