Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЗдоровьеЭпидемия абьюза:
Как насилие влияет
на здоровье

Почему насилие — не только социальная, но и медицинская проблема

Эпидемия абьюза:
Как насилие влияет
на здоровье — Здоровье на Wonderzine

Абьюз, насилие, буллинг, дискриминация — не только социальные проблемы; они могут приводить к нарушениям физического, психического, сексуального и репродуктивного здоровья. В частности, насилие со стороны партнёра — самый значимый фактор риска развития заболеваний, потери трудоспособности и смерти среди молодых женщин. Женщины 18–45 лет и чуть в меньшей степени дети — самые уязвимые группы. По данным, опубликованным ВОЗ, во всём мире 30 % женщин, состоящих в отношениях, сообщают, что в течение жизни подвергались физическому или сексуальному насилию со стороны партнёра. До 38 % убийств женщин в мире совершается их сексуальными партнёрами-мужчинами. Рассказываем, как разные виды насилия и дискриминации ложатся в основу проблем со здоровьем и кто и как с этим борется.

Текст: Евдокия Цветкова

Абьюз и здоровье женщин

ВОЗ и другие медицинские организации обращают всё больше внимания на проблемы, связанные с насилием — ведь оно приводит к прямым и косвенным последствиям для здоровья, низкому качеству жизни и потере рабочих дней. Чуть меньше половины пострадавших от насилия со стороны партнёра сообщали о полученных травмах — в худшем же случае оно приводило к смерти. Другие прямые последствия — это нежелательная беременность (и её возможные осложнения или аборт) и ИППП. По результатам аналитического исследования 2013 года, у женщин, подвергшихся физическому или сексуальному насилию, в полтора раза чаще встречаются инфекции, передающиеся половым путём, в том числе ВПЧ и (в некоторых регионах) ВИЧ и инфекции мочевыделительного тракта. Абьюз во время беременности же повышает риск выкидыша, мертворождения, преждевременных родов, осложнений и рождения ребёнка с низкой массой тела.

Однако даже если физических повреждений нет, это ещё не значит, что абьюз не оставил психологическую травму. Непрямыми последствиями насилия в семье могут стать депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и другие тревожные расстройства, инсомния, расстройства пищевого поведения и попытки самоубийства. Люди, которые подвергались семейному насилию, чаще склонны к злоупотреблению алкоголем, курению и приёму наркотиков или сильнодействующих медикаментов. У пострадавших от абьюза женщин вероятность депрессии или алкоголизма повышается в два раза по сравнению с остальными.

АБЬЮЗ — это НАСИЛИЕ над близким человеком (психологическое, физическое, сексуальное, экономическое); буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива (учебного или рабочего) со стороны другого или других. Дискриминация — это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение прав людей по причине их принадлежности к определённой социальной группе


Сердечно-сосудистые заболевания также могут стать следствием насилия. Например, у жительниц Мексики, подвергавшихся физическому и сексуальному абьюзу, их ранние проявления встречались достоверно чаще, чем в контрольной группе (атеросклероз, ещё не сопровождающийся симптомами, и утолщение одного из слоёв сосудистой стенки). В США даже провели крупное исследование на тему — National Longitudinal Study of Adolescent to Adult. Оно продолжалось четырнадцать лет и включало 90 тысяч участников. По его данным, у молодых (средний возраст двадцать девять лет) женщин, пострадавших от абьюза в течение последнего года, был повышен риск развития болезней сердца в течение следующих тридцати лет. Увеличение риска было небольшим, но это связывают, например, с тем, что сообщалось не о всех случаях насилия, а эмоциональный абьюз вообще не учитывался в исследовании. Другие последствия для здоровья могут включать хроническую боль (головную, боли в спине, в животе) и желудочно-кишечные расстройства.

Последствия насилия над детьми и подростками

Абьюз по отношению к детям и подросткам — ещё одна огромная проблема; он не только делает людей восприимчивыми к разным болезням и зависимостям, но и запускает порочный круг, способствуя абьюзу в следующих поколениях. Сексуальное насилие, особенно перенесённое в детстве, на более поздних этапах жизни может приводить к развитию зависимости (курение, алкоголизм, пристрастие к наркотикам) и к рискованным видам сексуального поведения, при которых повышен риск инфекций или нежелательной беременности. Помимо этого, оно коррелирует со склонностью к абьюзу во взрослом возрасте и вероятностью самому стать жертвой насилия.

Согласно результатам всё того же National Longitudinal Study of Adolescent to Adult, у всех подвергшихся абьюзу в детском возрасте был впоследствии повышен риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Уже к совершеннолетию он увеличивался в три раза на каждые семь событий абьюза в детстве. «Насилие — распространённая форма предотвратимого бедствия, — объясняла доктор Мишель Альберт, профессор Университета Калифорнии в Сан-Франциско, на заседании American Heart Association в 2018 году. — Абьюз как причина сердечно-сосудистых заболеваний недостаточно хорошо изучен. Вероятно, воздействие насилия — одна из форм токсического стресса».

В США каждая четвёртая женщина и каждый седьмой мужчина были жертвами физического насилия со стороны партнёра. Каждой четвёртой и каждому девятому был причинён вред здоровью (каждой седьмой и каждому двадцать пятому — серьёзный) в результате насилия (в том числе сексуального) или преследования со стороны партнёра. Каждая седьмая и каждый восемнадцатый были преследуемы партнёром в течение жизни, испытывая при этом страх за себя или своих близких. Только 34 % людей с травмами в результате абьюза получают медицинскую помощь. Каждый пятнадцатый ребёнок становится жертвой физического насилия ежегодно


По словам Альберт, насилие влияет на мозг и автономную нервную систему. Обычно организм способен приспосабливаться к кратковременным стрессам, однако постоянный абьюз не даёт пространства для адаптации, что может привести к развитию метаболических нарушений, сахарного диабета и ишемической болезни сердца. Дети, которые подвергались абьюзу сами или были свидетелями насилия над своими матерями, чаще страдают от артериальной гипертензии, язвенной болезни желудка и кишечных расстройств, сахарного диабета, неврологических заболеваний, астмы и хронической обструктивной болезни лёгких.

Буллинг и дискриминация

Разные виды дискриминации и травли тоже ведут к многогранным проблемам: это не только психологический стресс или финансовые последствия неравноправия, но и болезни, причём относящиеся к ведущим причинам смерти во всём мире. В ноябре 2018 года были опубликованы результаты исследования, в котором приняли участие 79 тысяч работающих мужчин и женщин от 18 до 65 лет. Выяснилось, что буллинг и насилие на работе достоверно связаны с риском 5,0 % и 3,1 % сердечно-сосудистых заболеваний в популяции, причём эффект зависел от «дозы» воздействия. Как отметила Тяньвэй Сюй, возглавлявшая исследование, устранение издевательств на рабочем месте позволило бы избежать пяти процентов всех сердечно-сосудистых заболеваний, а искоренение насилия — более трёх процентов всех случаев.

Похожая работа была проведена в 2018 году той же командой исследователей — но уже в отношении риска развития сахарного диабета второго типа. Оказалось, что буллинг и насилие на работе увеличивали риск развития этого заболевания в 1,46 и 1,26 раза соответственно. 

Что касается дискриминации — она и её последствия (например, вынужденная миграция) приводят к стрессу и физическому и эмоциональному истощению. В США сердечно-сосудистые заболевания с самой высокой частотой встречаются у афроамериканцев. При этом в исследовании обнаружилось, что экспрессия генов, связанных с артериальной гипертензией, у афроамериканцев зависела от дискриминации, которой они подвергались. По результатам генетического анализа, чем чаще человек подвергался несправедливому обращению, тем сильнее «работали» эти гены.

Болезни и риск насилия

Итак, дискриминация и абьюз ухудшают здоровье — но есть и обратная тенденция, когда некоторые болезни повышают риск насилия. Существует взаимосвязь между некоторыми психическими заболеваниями и насилием: люди с этими болезнями чаще оказываются жертвами семейного и другого насилия, но и у них риск абьюзивного поведения может быть повышен. При этом агрессия реже бывает связана с самим заболеванием (например, когда у человека бред или галлюцинации), чем со злоупотреблением алкоголем или психоактивными веществами. Самое важное здесь — снимать табу с темы психических заболеваний, чтобы люди не боялись вовремя обратиться к врачу за помощью.

Люди с хроническими заболеваниями, от фибромиалгии до сахарного диабета или мигрени, часто сталкиваются с непониманием окружающих, невозможностью определить диагноз или получить лечение. Стигматизация вдобавок к физическому и психологическому истощению способствует повышению уровня стресса — который может приводить к депрессии или проявляться агрессией (когда говорят, что у человека «испортился характер»). Изменения в поведении могут возникать из-за эндокринных нарушений — например, «стероидная ярость» при гиперкортицизме или эмоциональная лабильность при гипертиреозе.

В Австралии каждая шестая и каждый шестнадцатый были жертвами физического насилия со стороны партнёра. Каждая четвёртая и каждый шестой были жертвами эмоционального абьюза. Каждая шестая девочка была жертвой эмоционального абьюза в возрасте младше 15 лет. Каждая шестая была жертвой преследования. Абьюз является причиной потери дома 72 тысячами женщин, 34 тысячами детей и 9 тысячами мужчин


Агрессивное поведение встречается при деменции (в том числе при болезни Альцгеймера) и обусловлено целым рядом причин. Это фрустрация из-за нарушений памяти и мышления, изменения структуры личности, депрессия, эпизоды делирия (двигательное возбуждение с помрачением сознания и нарушением восприятия реальности) или делюзий (искажения восприятия окружающего мира), нарушения зрения и слуха. На сегодня максимальный эффект лечения — это возможность несколько замедлить прогрессирование деменции. Кроме того, существуют стратегии поведения для работников людей, ухаживающих за пациентом, которые позволяют уменьшить риск возникновения агрессии.

Насилие как инфекция

Чтобы противостоять насилию, нужны серьёзные стратегии и участие разных организаций — от правительств до СМИ. В 2018 году в Этическом журнале Американской медицинской ассоциации разгорелись дебаты о том, нужно ли относиться к насилию, в том числе семейному, как к инфекционному заболеванию — а значит, «лечить» его. Одна группа авторов предложила относиться к насилию как к инфекции и вовлекать в решение проблемы систему здравоохранения — собственно, эта система, Cure Violence, в рамках эксперимента реализуется в некоторых городах США уже пятнадцать лет, и она достаточно эффективна.

Как и у инфекционного процесса, у насилия есть «инкубационный период» (авторы сравнили абьюз с туберкулёзом — он развивается медленно, и могут пройти годы с момента, когда ребёнок стал жертвой насилия, до того, как он сам станет абьюзером). Насилием можно «заразиться» — люди воспроизводят в собственных семьях модели абьюза, дискриминации, буллинга, которые они наблюдали. Как и у болезней, у насилия есть факторы риска — например, бедность и низкий уровень образования. Авторы говорят о необходимости «эпидемиологического контроля» (это сбор статистики и выделение опасных регионов) и «лечения».

В России каждая пятая женщина подвергается физическому насилию со стороны партнёра. Только 10–30 % женщин, страдающих от домашнего насилия, обращается за помощью в полицию


В этих процессах участвуют разные организации, каждой из которых отводится своя роль. Полицейские и социальные работники (группа «прерывателей насилия») выявляют «болезнь» и предотвращают её распространение. Созданы специальные опросники, которые позволяют рассчитать, подвергается ли человек абьюзу. «Пропагандисты» (учителя, медицинские и социальные работники) выявляют группы риска и стараются уменьшить вероятность насилия. Врачи и другие медработники лечат жертв насилия, в том числе от психологических последствий, и предотвращают месть со стороны абьюзеров.

Комплексный подход

Противники сравнения насилия с инфекцией предлагают другую модель — в ней главную роль играет токсичная среда, а «лечение» основано на снижении угнетающих факторов этой среды. В первую очередь речь идёт о низком уровне образования, низком качестве жизни, дискриминации, злоупотреблении алкоголем, терпимости общества к насилию и гендерном неравенстве. ВОЗ относит к факторам риска абьюза веру в честь семьи и «сексуальную чистоту», а также слабые правовые санкции за сексуальное насилие.

Очевидно, борьбой с абьюзом должен заниматься не один только сектор здравоохранения. Нужно то, что в медицине называется мультидисциплинарным подходом: вовлечение врачей (травматологов, хирургов, терапевтов, кардиологов, эндокринологов, неврологов, гастроэнтерологов, психиатров), психотерапевтов, работников социальных служб или частных центров (таких как «Сёстры», «Анна», «ИНГО»),  представителей законодательной, судебной и исполнительной власти. Нужна работа с «токсичной средой»: повышение качества образования и уровня жизни, благоприятная информационная атмосфера — например, устранение проявлений сексизма и других видов дискриминации.

Фотографии: BenStudioPRO - stock.adobe.com, Анна Давидовская - stock.adobe.com, zolotons - stock.adobe.com, Olga Berlet - stock.adobe.com (1, 2)

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться