ЗдоровьеДоулы, акушерки
и гинекологи: Кто отвечает за беременность и роды
И чем они отличаются
ольга лукинская
К выбору специалиста, который будет вести беременность и роды, многие подходят серьёзно, но иногда принять решение мешает путаница в понятиях: одно и то же слово в разных странах может обозначать людей с разным образованием. Одни женщины, переехав в Европу, возмущаются, что к гинекологу так просто не попасть и по всем вопросам, связанным с беременностью, их направляют к акушерке. Другие, живя в России, избегают врачей, а то и вовсе выбирают домашние роды с акушеркой или даже доулой, аргументируя тем, что «весь мир так делает». Разбираемся, чем отличается акушер от акушера-гинеколога, каковы полномочия акушерок в разных странах и какие действия доул выходят за рамки закона.
Как устроено ведение беременности в России
Сейчас в нашей стране вести беременность имеет право только врач, и чаще всего это акушер-гинеколог. Это человек, который после шести лет учёбы на лечебном факультете вуза получил диплом по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», а после интернатуры или ординатуры — по специальности «акушерство и гинекология». Стоит уточнить, что в официальной номенклатуре нет, например, гинеколога-эндокринолога — по сути, это акушер-гинеколог, прошедший профессиональное усовершенствование по эндокринологии. Репродуктологи — врачи той же специальности, но обучившиеся ещё и вспомогательным репродуктивным технологиям.
Врач принимает все стратегические решения, а помогает ему акушер или, чаще, акушерка — медработник со средним образованием по специальности «акушерское дело». Выучиться на акушера можно за три года после одиннадцати классов школы — или за четыре после девяти. При качественной подготовке акушерка должна быть способной вести неосложнённую беременность от начала до конца и принимать роды, но в настоящее время ответственность за эти процессы всё же несёт врач.
Как это устроено в других странах
Высшее медицинское образование в Европе стоит дорого, а в США и вообще часто подразумевает кредит, выплачивать который нужно многие годы. Поэтому врачей-гинекологов относительно мало: в США в 2016 году на 10 тысяч женщин приходилось 2,7 практикующих врача-гинеколога (и 5,5 — на 10 тысяч женщин репродуктивного возраста). Более того, за последние годы стало меньше желающих получить эту специальность — и к 2020 году в некоторых штатах ожидается серьёзная нехватка акушеров-гинекологов. Японская медицинская ассоциация изучила, как обстоит вопрос в пятнадцати разных странах, — и выяснилось, что в одиннадцати из них этих специалистов слишком мало, а работать им приходится гораздо больше сорока часов в неделю (в Японии и Израиле — до 80 часов).
При корректно выстроенной практике врач не делает того, с чем может справиться медсестра, фельдшер или акушерка — в частности, не взвешивает пациенток, не измеряет им давление и не вводит вакцины. Кроме того, врачи с узкой специализацией во многих странах не ведут пациентов с типичными хроническими болезнями, которые могут много лет не прогрессировать и не осложняться. Если человек приходит каждые несколько месяцев на осмотр, чтобы убедиться, что всё в порядке и терапию менять не нужно, то осмотреть его может врач общей практики. Чтобы специалисты могли заниматься пациентками, которым никто другой не поможет, нагрузка по ведению нормально протекающей беременности ложится на плечи акушерок (например, «midwife» в англоговорящих странах и «comadrona» в испаноговорящих).
Нужно ли возрождать систему акушерских пунктов
Иногда говорят, что в России подход «с неосложнённой беременностью справится и акушерка» неактуален, потому что благодаря дешёвому или бесплатному образованию врачей-гинекологов у нас очень много. По данным Росстата за 2012 год, только в государственных учреждениях здравоохранения работало почти 44 тысячи акушеров-гинекологов — это около шести специалистов на 10 тысяч женщин, а с учётом тех, кто работает в частных клиниках, получается больше. Проблема не в абсолютном количестве врачей, а в их распределении: если в крупных городах гинекологические клиники на каждом шагу, то в сёлах и деревнях со специалистами большие проблемы.
Сейчас предпринимаются попытки возродить систему ФАП — фельдшерско-акушерских пунктов, которые обеспечили бы доступность медицинской помощи для всех; правда, с финансированием этих пунктов есть явные сложности. Буквально вчера глава Минздрава Вероника Скворцова пообещала построить 315 новых ФАПов (и обновить 1200) к концу 2021 года: «Уже к концу 2021 года мы полностью обеспечим доформирование первичной медико-санитарной помощи, в том числе на селе… У нас есть чёткая линейка: каждый год мы знаем, что мы будем делать, в 2021 году проблема перестанет существовать».
По словам врача-гинеколога Оксаны Богдашевской, система таких медпунктов, где беременность могли бы вести акушерки, просто необходима — иначе в огромной стране обеспечить помощь всем невозможно. «Есть данные о том, как служба ФАПов снизила риски материнской и детской смертности просто за счёт того, что практически под каждым кустом посадили акушерку с тонометром», — отмечает врач. Понятно, что и профессиональную подготовку нужно улучшать, чтобы женщины не боялись доверить свою беременность акушерке. В тех же США учёба занимает восемь лет (четыре из них уходят на получение степени бакалавра, без которой учиться дальше не получится).
На что имеют право доулы
К сожалению, люди, называющие себя доулами, могут вводить женщин в заблуждение. Сертифицированной медицинской специальности «доула» не существует — правда, есть организации, например, «Ассоциация профессиональных доул», которые следят за этичностью работы своих членов. Быть партнёршей по родам, которые проходят в больнице, — единственная функция законопослушной доулы. Она может принимать только немедицинское участие в родах, оказывая моральную поддержку и делая опыт в целом более приятным (по сути, это те же партнёрские роды).
К сожалению, к закону прислушиваются не все — и среди тех, кто называет себя доулами, встречаются агитирующие за домашние роды, в том числе роды соло, в ходе которых помощница даже не присутствует, а даёт рекомендации по скайпу. При этом роды дома связаны с очень высоким риском осложнений, и даже смертностью детей и матерей — а в России они ещё и незаконны для врача.
Фотографии: Etsy, Your Doula Bag