Здоровье«Вирус Х»:
Какие эпидемии угрожают человечеству
Всё об опасностях и методах защиты
Текст: Марина Левичева
Мы живём в мире, где вот-вот изобретут вакцину от рака, но даже суперсовременные методы, технологии и инновации не могут затормозить развитие вирусов: каждый месяц мы слышим о новых или устойчивых к лечению старых инфекциях — и не запаниковать в таких условиях сложно. Разбираемся, почему нас так пугает идея эпидемии, какие угрозы существуют в реальности и как себя защитить.
Вспышка, эпидемия, пандемия — в чём разница
Вспышка заболевания происходит, когда в определённом месте врачи регистрируют больше случаев, чем ожидалось. Вспышка может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет, а последствия могут быть самыми непредсказуемыми, если речь идёт о неизвестной, новой для сообщества или отсутствовавшей в течение долгого времени болезни. Один из примеров — это вспышка чёрной оспы в Москве 1959-1960 годов, о которой рассказывает в мемуарах знаменитый хирург Юрий Шапиро.
Вернувшись в Москву из творческой командировки на день раньше, художник Кукарекин отправился на квартиру к любовнице, с которой провёл ночь — после чего, сверившись с прибытием рейса из Дели, «официально» прибыл домой к жене. Ночью Кукарекин почувствовал себя плохо, и скорая доставила художника в инфекционное отделение Боткинской больницы, где он через какое-то время умер. Патологоанатом из Ленинграда, зашедший навестить одного из коллег, посмотрев на труп, сказал, что это не что иное, как чёрная оспа — заболевание, казалось бы, побеждённое в СССР. Сначала карантин был наложен на инфекционное отделение, затем на всю больницу, а после того как компетентные органы узнали, что и жена, и любовница Кукарекина отнесли его индийские подарки в комиссионку, было принято решение привить против оспы всё население Москвы. За это время, впрочем, успело заразиться сорок шесть человек, трое из которых умерли.
Эпидемия возникает, когда инфекционное заболевание распространяется очень быстро, так что риску заражения подвержено максимальное количество людей. В 2003 году в результате эпидемии тяжёлого острого респираторного синдрома (SARS) умерли около 800 человек: всё началось с интенсивной вспышки атипичной пневмонии, которая впоследствии получила название SARS, в китайской провинции Гуандун в ноябре 2002 года; позже такие же вспышки были зарегистрированы в других провинциях и городах материкового Китая, включая Шаньси, Пекин, а затем и Гонконг.
Страх в буквальном смысле —
и это подтвердила наука — заразен. В связи
с «разбушевавшимся» вирусом Эбола жителей США охватила такая массовая паника, что американские СМИ придумали специальный термин — fearbola
Общественное внимание эпидемия привлекла, когда американский бизнесмен, летевший из Китая в Сингапур, почувствовал себя плохо. Самолёт посадили в Ханое, где вскоре после госпитализации бизнесмен скончался. Его успел осмотреть итальянский врач Карло Урбани, который первым понял, что перед ним нечто новое и опасное, и немедленно сообщил об этом ВОЗ и правительству Вьетнама. Сам Урбани умер в марте 2003 года в возрасте сорока шести лет в результате инфекции, полученной от кого-то из пациентов; меры, принятые ВОЗ по его рекомендациям, предположительно спасли миллионы жизней. Если говорить о современных эпидемиях, опасения у ВОЗ вызывает холера в Йемене (в основном из-за недостатка качественной питьевой воды и медикаментов, поскольку в целом кишечная инфекция, возбудителем которой является холерный вибрион, легко вылечивается) и Эбола в Конго.
Наконец, пандемия — это глобальная вспышка заболевания, одним из самых разрушительных примеров которой является ВИЧ/СПИД. Предполагается, что вирус происходит из Конго и мог быть передан человеку от обезьян при контакте с кровью во время охоты. Исследования идут постоянно, но эффективной вакцины против ВИЧ пока не существует. С другой стороны, высокоактивная антиретровирусная терапия замедляет прогрессирование заболевания и позволяет инфицированным ВИЧ людям вести полноценную жизнь, пока учёные пытаются что-то придумать. Помочь с этим должны полная расшифровка структуры ВИЧ и особенностей строения белка gp41, участвующего в процессе инфицирования, а также впервые заснятый на видео процесс заражения. Учёные из Гарвардского университета уже успешно испытали препарат, призванный спасти от заражения, на обезьянах — и совсем недавно продемонстрировали безопасность потенциальной вакцины у здоровых добровольцев.
Эпидемия страха: почему мы боимся эпидемий
Профессор психологии и нейробиологии из Нью-Йоркского университета Джозеф Леду уверен, что паттерны страха мы усваиваем так же, как и многие другие — с детства. Иными словами, чтобы бояться не всего подряд, а только реальных опасностей, нужно получить определённый опыт, информацию и пример окружающих. Страх в буквальном смысле — и это подтвердила наука — заразен. В связи с «разбушевавшимся» вирусом Эбола жителей США охватила такая массовая паника, что американские СМИ придумали специальный термин — fearbola. По словам Пола Словича, доктора философии из Орегонского университета, сообщения о потенциальной угрозе «ударили одновременно по всем красным кнопкам»: вирус может быть смертельным, он невидим, от него трудно защититься, механизмы не ясны и неизвестно, кто и как контролирует ситуацию.
Изучая, как люди воспринимают риски, психологи пришли к интересному выводу: на эпидемии, террористические акты и другие экстремальные события мы, как правило, реагируем сильнее, даже когда личный риск сведён к минимуму, а вот на опасные конкретно для нас вещи, вроде гриппа, можем не реагировать вообще. Исследования показывают, что ответственной за происходящее может быть миндалина — область мозга, одновременно связанная со страхом и новизной, которая активнее реагирует на что-то незнакомое. Кроме того, больше подвержены панике оказываются люди, которые в целом плохо переносят неопределённость.
СМИ и кричащие заголовки, конечно, тоже не помогают. Исследования на тему позволяют говорить, чем больше информационное покрытие определённого события, тем сильнее беспокойство людей в связи с происходящим. Эксперты полагают, что не дать страху взять над собой контроль можно, как минимум получая максимальное количество взвешенной информации о вирусе или самой эпидемии. Правительствам стран рекомендуется активно задействовать СМИ, когда речь идёт о вакцинации или необходимых мерах предосторожности.
Самый опасный — загадочный «вирус Х»
История эпидемий и пандемий пугающе разнообразна. В 430 году до нашей эры оспа убила более 30 тысяч человек в Афинах, сократив население города как минимум на 20 %. Юстинианова чума, продолжавшаяся с 541 по 750 год в виде отдельных вспышек, суммарно убила почти 50 миллионов человек. С 1347 по 1351 год шёл «чёрный мор», пандемия чумы, в результате которой погибли, по разным оценкам, до 200 миллионов человек. В 1918-1919 годах испанкой было заражено почти 30 % населения планеты, а унесла самая массовая пандемия гриппа 50–100 миллионов жизней. В 1952 году полиомиелитом были заражены почти 60 тысяч американских детей, из них более 3 тысяч умерли (вакцина была изобретена спустя три года).
С момента идентификации ВИЧ как причины СПИДа умерло более 25 миллионов человек. В 2016 году ВОЗ выразила озабоченность в связи с распространением вируса Зика, передающегося через укусы комаров в тропических регионах и вызывающего серьёзные неврологические нарушения. Это лишь выдержки из куда более обширного списка, к которому можно добавить случаи массовых психогенных заболеваний, когда группа людей испытывает одни и те же симптомы без очевидной физической или экологической причины. Такой, например, была танцевальная чума 1518 года в Страсбурге, эпидемия смеха в Танганьике в 1962 году или эпидемия коро, связанная со страхом втягивания полового члена в брюшную полость, в 1967 году в Сингапуре.
Следующая пандемия может начаться из болезни, о которой мы не знаем, и вызвана она может быть патогеном, который пока вообще не открыт. Он может быть создан природой, а может — в лаборатории
Помимо вездесущего вируса Эбола и пока не поддающегося лечению ВИЧ, в числе самых опасных вирусов, существующих на планете, называют вирус Марбург, вызывающий геморрагическую лихорадку, вирус бешенства, разрушающий мозг без своевременного лечения, хантавирусы, распространяющиеся через грызунов, вирус лихорадки денге, также известной как костоломная лихорадка, и вирус гриппа, за сезон от которого, по данным ВОЗ, умирает около 50 тысяч человек по всему миру. В список потенциальных эпидемий 2018 года, ежегодно составляемый ВОЗ, попал также «вирус Х». В отличие от других перечисленных патогенов, о нём не известно вообще ничего.
Представители ВОЗ поясняют, что добавили «вирус X» в список угроз, признавая факт: следующая пандемия может начаться из болезни, о которой мы не знаем, и вызвана она может быть патогеном, который пока вообще не открыт. Он может быть создан природой, а может — в лаборатории; синтетическая биология позволяет создавать смертельно опасные новые вирусы, которые очень быстро распространяются. В любом случае внесением «вируса X» в этот список учёные не хотели никого пугать — лишь обратить внимание, что миру нужно быть готовым к чему-то подобному. Исследователи, например, уже точно знают, что человечество ждёт ещё одна глобальная эпидемия гриппа. Другой вопрос — насколько серьёзной она окажется.
Вакцинация как решение
ВОЗ отмечает, что на 2017 год сразу 25 стран сообщили о снижении объёмов вакцинации в сравнении с 2010 годом, и напоминает, что прививки крайне важны, даже если речь о вроде бы искоренённых смертельно опасных болезнях — у них, увы, есть тенденция к возвращению. Самый свежий пример — вспышка кори в Европе, предположительно связанная с неоптимальным охватом вакцинации.
Неправильно думать, что вакцинация нужна только детям. Понятно, что вам могут потребоваться прививки для путешествий (в Саудовской Аравии, скажем, паломникам настоятельно рекомендуется сделать прививку от менингококкового менингита и некоторых других инфекций). Но и стандартные «детские вакцины» имеет смысл обновлять во взрослом возрасте; например, прививку против коклюша рекомендуют беременным и всем, кто планирует контактировать с младенцами. Во время инфекционных вспышек вакцинация не просто полезна, но совершенно необходима — поэтому прививку против гриппа рекомендуется делать каждый год.
Напомним, что два самых частых опасения в отношении прививок — об их связи с аутизмом и о том, что они могут ухудшить иммунитет — не обоснованы. Нашумевшая статья о связи вакцинации с аутизмом была отозвана, а её автор лишён медицинской лицензии. Что касается угнетения иммунитета — оно тоже мнимое, о чём заявили американские исследователи, проверившие на этот счёт 944 ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет. Кроме того, если в первые месяцы после рождения малыш действительно защищён естественными родительскими антителами, то очень скоро он становится уязвим перед большинством заболеваний. Естественный иммунитет против опасных болезней, вроде кори, коклюша, дифтерии или столбняка, может сформироваться лишь после болезни — а она, к сожалению, может привести к тяжёлым последствиям или смерти. Очевидно, что нет смысла подвергать маленького человека такой опасности, когда существует эффективная вакцинация.
Фотографии: kasto — stock.adobe.com, shotsstudio — stock.adobe.com