Здоровье«Вправить желудок»:
Кто такие остеопаты
и как они могут навредить
Разбираем очередное направление альтернативной медицины
Текст: Алексей Водовозов
В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ВСЁ ЧАЩЕ МОЖНО УСЛЫШАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ обратиться к остеопату — и не только для коррекции осанки или лечения боли в спине, но и практически с любой другой проблемой. Ходят легенды о том, что остепатия лечит заболевания желудка и кишечника, избавляет от аллергии и «улучшает» иммунитет. Сами «специалисты» рассказывают пациентам о всемирном заговоре фармкомпаний и о том, что остеопатию не преподают в медицинских вузах специально, чтобы люди побольше болели. Врач-токсиколог и медицинский журналист Алексей Водовозов разобрался, откуда появилась остеопатия и чем она может быть опасна.
Марк Твен рекомендует
Остеопатия, если брать за основу определение Российской остеопатической ассоциации, это «холистическая мануальная медицинская система профилактики, диагностики, лечения и реабилитации последствий соматических дисфункций, влекущих за собой нарушение здоровья, направленная на восстановление природных способностей организма к самокоррекции». К сожалению, уже не получится махнуть в сторону остеопатов рукой и сказать — не обращайте внимания, это лишь очередная вариация на тему альтернативной медицины. Дело в том, что, в соответствии с приказом Минздрава № 700н от 07.10.2015, остеопатия — легальная врачебная специальность. И если гомеопатию или биорезонансную диагностику можно смело называть альтернативными, остеопатия уже вполне официальна. Правда, более научной она от этого не стала.
Остеопаты утверждают, что любая патология в человеческом организме своей причиной имеет некую дисфункцию, состоящую из трёх компонентов: биомеханического, ритмогенного и неврального. С существованием неврального научная медицина более или менее согласна: при различных заболеваниях действительно может нарушаться контроль, или регуляция, тех или иных процессов со стороны нервной системы. Но два остальных компонента — чудеса параллельных вселенных. Исходя из остеопатической теории, при любой дисфункции происходит нарушение податливости и равновесия тканей тела человека (биомеханический компонент) и нарушение выработки и передачи каких-то внутренних ритмов, о которых доказательной медицине ничего неизвестно (это и есть ритмогенный компонент). И если эту составную дисфункцию исправить — болезнь отступит; например, можно «вправить» желудок или поставить посимметричнее кости черепа, восстановив «микроподвижность головного мозга».
«Ортодоксальные» доктора в XIX веке практиковали кровопускания и лечение ртутью, что иногда наносило пациентам больше вреда, чем сама болезнь, так что у альтернативщиков были достаточно сильные позиции
У остеопатической теории есть вполне конкретный автор — американский медик Эндрю Тейлор Стилл — и конкретная дата рождения — 1874 год. Примечательно, что примерно в то же время другой выдумщик и фантазёр — Дэниел Дэвид Палмер — придумал хиропрактику, и, как утверждают их адепты, эти два течения ни в коем случае нельзя путать между собой. Хотя общего достаточно много — абсолютно та же ненаучная основа, только хиропрактики ещё говорят о некоем врождённом интеллекте, потоку которого могут мешать «подвывихи позвонков», которые и нужно довольно интенсивно вправлять.
Создатель остеопатии Стилл был врачом, хирургом, одним из основателей достаточно известного в США частного вуза, аффилированного с Объединённой церковью методистов, — Университета Бейкера. При этом он придерживался идеи, что для восстановления здоровья не требуется вмешательства врача — достаточно помочь организму восстановить «нарушенное равновесие», а остальное он сделает сам. В рамках этой парадигмы действовали гомеопаты, гидропаты, томсонианцы и прочие альтернативщики XIX века. «Ортодоксальные» доктора того времени практиковали кровопускания и лечение ртутью, что иногда наносило пациентам больше вреда, чем сама болезнь, так что у альтернативщиков были достаточно сильные позиции — ведь если пациенту давать гомеопатические снадобья или «лечить» остеопатией, основная помощь будет в отсутствии дополнительного вреда. Cо стороны же это может выглядеть как действенный способ исцеления — без ртути, слабительных, опия и кровопусканий.
У Стилла были и личные мотивы — его жена и три дочери погибли от менингита; от этой болезни умирают и в наши дни, а уж медицина XIX века ничего не могла сделать. Но он посчитал, что нужно создать новую медицину, которая будет лучше и эффективнее. Известно, что анатомия (то есть строение тела и каждого отдельного органа) и физиология (функции и процессы) взаимосвязаны: каждая часть тела устроена именно так, чтобы лучше всего выполнять определённую задачу. И Стилл решил, что раз структура и функция взаимосвязаны, то достаточно лёгких и ненавязчивых воздействий извне на структуры организма, в первую очередь на опорно-двигательный аппарат (отсюда «остео», то есть «кость» в названии), чтобы передать внутренним органам информацию, «команды» на восстановление нарушенных функций. В 1892 году появилась первая остеопатическая школа, в которой начали готовить специалистов «новой медицины», в том же году вышел фундаментальный труд Стилла «Философия и механические принципы остеопатии».
Марк Твен в 1909 году, выступая
на ассамблее штата Нью-Йорк, напрямую обвинил врачей в том, что они просто боятся, что остеопаты, «реально исцеляющие людей», просто разрушат бизнес «ортодоксальной» медицины
Остеопатия встретила организованное и ожесточённое сопротивление со стороны медицинской общественности США. Американская медицинская ассоциация определяла это течение не иначе как культ, а этический кодекс ассоциации подразумевал, что нормальный врач не может по доброй воле общаться с остеопатом. Эффект получился обратный, «притесняемые и гонимые официальной медициной» альтернативщики быстро набирали бонусные баллы.
В этом им помогали многие политики, общественные деятели и известные личности, например писатель Марк Твен. Он уверовал в эффективность новой методики, когда остеопат вроде бы облегчил симптомы эпилепсии его дочери Джин, а также симптомы хронического бронхита самого Твена. Аргумент «а мне помогло» в устах выдающегося человека и признанного мастера слова звучал чрезвычайно убедительно.
«Просить мнение врача об остеопатии — всё равно что спрашивать сатану о христианстве», — язвительно заметил Марк Твен в 1901 году, а в 1909-м, выступая на ассамблее штата Нью-Йорк, напрямую обвинил врачей в том, что они просто боятся, что остеопаты, «реально исцеляющие людей», просто разрушат бизнес «ортодоксальной» медицины, которая ничего не умеет, кроме как препятствовать всему новому. Знакомая риторика — буквально в прошлом году мы наблюдали её в России, когда вышел меморандум о лженаучности гомеопатии.
Массажист с задранным ценником
Американская медицинская ассоциация долго боролась с остеопатией, но в конце концов пошла по пути «не можешь победить – возглавь», разрешив остеопатам становиться настоящими врачами и признав остеопатические школы медицинскими. Взамен остеопатов удалось нагрузить всей полнотой ответственности за пациентов — как и должно быть для лицензированных врачей. В результате с шестидесятых годов остеопаты в США превратились в семейных врачей, практикующих некие мануальные методики.
Этот подход набрал обороты. Под лозунгом «делайте что хотите, но несите врачебную ответственность за последствия своих действий» остеопатию в 1993 году легализовали в Великобритании, позже — в Канаде, во Франции, Бельгии, Германии, Австралии, Швейцарии, Новой Зеландии, Португалии, в Египте и Индии. Во всех странах, где остеопатия становилась официальной, наблюдалась примерно одна и та же картина: часть остеопатов постепенно перемещалась на научные рельсы, концентрируясь на различных методиках релаксации, реабилитации после травм, работы с контрактурами (ограничением движений в суставе). В этом случае они оказывались прикрытыми с юридической стороны — рекомендациями и руководствами, которыми до этого активно пользовались специалисты лечебной физкультуры, массажа, спортивной медицины и прочих смежных специальностей.
На самом деле в рандомизированном контролируемом исследовании остеопатические манипуляции не просто были неэффективными, но и снизили эффективность реабилитации
Коротко суть перемещения охарактеризовал в интервью один остеопат: «Мануальный терапевт — это массажист с задранным ценником. Остеопат — это мануальный терапевт с задранным ценником». То есть часть приверженцев остеопатии удачно влилась в мейнстримовую медицину, оставив лишь привлекательный для особо впечатлительных пациентов фасад, за который они готовы доплачивать. Плюсом такого подхода можно считать наличие у остеопата медицинского образования и возможность в случае чего спросить с него через суд как с обычного врача.
В СССР остеопаты начали активную работу в период перестройки. Отправной точкой считается лекция известного американского остеопата Виолы Фрайман в НИИ ортопедии и травматологии имени Турнера в Ленинграде в 1988 году. Автор этого материала на ней присутствовал — излагалось всё очень «вкусно», стройно и логично, и некоторые не избалованные альтернативщиной советские врачи загорелись новой идеей, съездили в США набраться опыта. Тот факт, что в 1992 году Фрайман обвинили в служебном несоответствии за халатное и непрофессиональное обращение с пациентом, недельным младенцем, уже мало кого интересовал: зёрна сорняков, упавшие на благодатную почву, бурно заколосились. В итоге к 1994 году уже в Санкт-Петербурге была создана первая российская негосударственная остеопатическая школа, в 2003-м Минздрав официально признал остеопатию методом лечения, в 2012-м началось документальное оформление специальности, которое закончилось три года назад.
Какие ваши доказательства
Как и у любой альтернативной методики, пусть и легализованной, у остеопатии большие проблемы с доказательной базой. Авторы одного из немногих научных обзоров по данной теме пришли к выводу о том, что «нет никакой клинически значимой разницы между остеопатическими и другими вмешательствами для уменьшения боли и улучшения функции у пациентов с хронической болью в нижней части спины». Если же разбирать результаты исследований, в которых была показана эффективность остеопатических манипуляций, обязательно обнаруживаются многочисленные нарушения дизайна, ошибки статистической обработки результатов или просто неверное толкование полученных данных. В одном из разборов оказалось, что на самом деле в рандомизированном контролируемом исследовании остеопатические манипуляции не просто были неэффективными, но и снизили эффективность реабилитации, хотя авторы, конечно, утверждали обратное.
И даже убеждённые остеопаты всё чаще высказываются о том, что не хватает хорошо проведённых исследований. В противном случае остеопаты рискуют застрять в колёсах истории — ведь научная медицина продолжает развиваться впечатляющими темпами.
Есть противопоказания
Навредить остеопатия, конечно, тоже может. Напрямую — вряд ли, остеопаты всё-таки не костоправы-хиропрактики, которые готовы «вправлять» позвонки и крутить голову пациентки так, что повреждается позвоночная артерия и развивается инсульт. К счастью, остеопаты действуют куда осторожнее — возможно, поэтому и легализовали именно их, а не хиропрактиков. А легализация, в свою очередь, привела к тому, что от утверждения об отсутствии противопоказаний остеопаты избавились. Раньше было «можно всем без исключений», теперь — «существует масса противопоказаний».
Например, на официальном сайте Российской остеопатической ассоциации приводится внушительный список противопоказаний: это самые разные инфекции, повышенная температура, заболевания кожи, крови, сердца и лёгких, доброкачественные и злокачественные опухоли и многое другое. Отдельной строчкой упомянуты острые и подострые воспалительные заболевания головного и спинного мозга и его оболочек — миелит, менингит и другие, что особенно интересно в контексте рождения остеопатии как способа чудесного исцеления, в том числе от менингита.
Если вы хотите обратиться к остеопату,
для начала убедитесь, что вам это не противопоказано. Также поинтересуйтесь наличием всех необходимых документов вроде диплома и лицензии. И, конечно, имейте в виду, что чудес не будет
Опосредованный вред от остеопатии, как обычно бывает в таких случаях, может быть нанесён по двум направлениям. Первое — диагностика несуществующей болезни и её лечение за ощутимую сумму денег. Характерным признаком «развода» можно считать слова остеопата о необходимости вправить некий внутренний орган, исправить симметрию костей черепа, восстановить некий краниосакральный ритм. Второе — пустая трата времени при реально существующем заболевании, когда требуется помощь профильного специалиста. В основном это касается заболеваний из перечня противопоказаний — в том случае, если остеопат не удосуживается сообщить о нём пациенту.
Если у вас есть жгучее желание обратиться к остеопату, для начала убедитесь, что вам это не противопоказано. Также поинтересуйтесь наличием всех необходимых документов вроде диплома и лицензии. И, конечно, имейте в виду, что чудес не будет — вам просто могут помочь расслабиться. Если необходимо именно это — можно обратиться к остеопату, а во всех остальных случаях лучше начинать со специалистов с более научным бэкграундом.
Фотографии: glisic_albina — stock.adobe.com (1, 2, 3)