ЗдоровьеВопрос эксперту: Можно ли заболеть менингитом,
если не носить шапку
Врач-инфекционист об истинных причинах этого заболевания
Текст: Гаяна Демурина
Пока холодный сезон набирает силу, температурный режим вполне щадящий, и для многих из нас это повод повременить с необходимостью носить шапку, которая часто бывает колючей, электризует волосы и сводит на нет любую укладку. Трудно не опасаться потом расплаты за свою легкомысленность, ведь с детства нам говорят: «Надень шапку, а то заболеешь». И хуже всего, когда для убеждения пугают ужасными последствиями менингита. Действительно ли защититься от этой болезни так просто или это всего лишь досадный миф? Из-за чего вообще развивается менингит, кто может с ним столкнуться и почему нельзя медлить с лечением? Мы задали эти вопросы эксперту.
Валентин Ковалёв
инфекционист, врач-педиатр
Многие люди достаточно хорошо представляют, насколько опасен менингит и к чему он может привести. А вот понимание того, как действует болезнь и какова её природа, распространено хуже, что и подпитывает некоторые заблуждения насчёт менингита. На самом деле чаще всего это инфекционное заболевание, при котором чужеродные микроорганизмы попадают на оболочки головного и спинного мозга. Там они размножаются, из-за чего воспаляются ткани и возникают характерные симптомы болезни. Сначала возбудитель попадает в носоглотку, оттуда проникает в кровь, разносится по организму и в конце концов добирается до оболочек мозга. Так что можно выдохнуть: носите ли вы шапку в холодную погоду или нет — с риском заболевания это никак не связано.
Менингиты бывают очень разными, но для России привычны вирусные и бактериальные формы. В более редких случаях возбудителями могут стать грибки и паразиты, или менингит спровоцирует совсем не инфекция. Виновники вирусных менингитов чаще всего энтеровирусы, но и другие, в том числе вирус гриппа, могут приводить к этому осложнению. Вспышки вирусного менингита чаще фиксируют летом и в начале осени. Подхватить соответствующий вирус можно, купаясь в водоёмах или бассейнах, где пренебрегли санитарными нормами, а также через прикосновения и воздушно-капельным путём.
У бактериального менингита сезонности не существует, а болезнь вызывают менингококки, пневмококки и гемофильная палочка типа B. Такой менингит распространяется через носителей: передаётся теми же путями, что вирусный, либо от старших детей (а наиболее восприимчивы к менингиту дети до двух лет), либо от взрослых взрослых носителей, у которых инфекция себя не проявляет. Если вирусные формы протекают сравнительно легко и оканчиваются обычно благоприятно, то бактериальный менингит проявляет себя гораздо агрессивнее, пациенту требуется реанимационная помощь. Такой менингит может окончиться летальным исходом (что бывает, по некоторым данным, в 10 % случаев, а для пневмококкового — и в 30 % ). Причём человек может буквально «сгореть» за несколько часов, так что при первых подозрениях действовать необходимо быстро и не мешкать с вызовом врача.
Заподозрить менингит, в общем-то, легко по ярко выраженным, специфичным симптомам. Пациента мучает сильная головная боль, которая не проходит от приёма обезболивающих. Ей сопутствуют светобоязнь, высокая температура, которую не сбивают жаропонижающие, становится трудно наклонить шею. Иногда отмечают также сонливость, нарушения сознания. В некоторых случаях эти симптомы сопровождаются ещё и судорогами, рвотой и кожной сыпью.
У детей младше трёх месяцев
в 70 раз больше шансов подхватить бактериальную инфекцию, вызывающую менингит, чем у взрослых
При такой картине пропустить менингит довольно сложно, но проблема в том, что болеют менингитами чаще дети. И чем младше ребёнок, тем уязвимее он перед заболеванием и тем оно опаснее. Так, у детей младше трёх месяцев в 70 раз больше шансов подхватить бактериальную инфекцию, вызывающую менингит, чем у взрослых. Но диагностировать заболевание у новорождённого гораздо сложнее, и высокая температура не всегда указывает на проблему. Стоит обратить внимание на сонливость, отказ от еды, трудности с дыханием и кожную сыпь. Кстати, чтобы проверить, говорят ли пятна на теле о менингите, на них слегка надавливают обычным стаканом — если они не бледнеют от нажима, стоит немедленно обратиться к врачу.
Взрослые тоже подвержены заболеванию. В группу риска попадают люди старше 65 лет (в этом возрасте некоторые виды менингита встречаются чаще), а также студенты-первокурсники, живущие в общежитиях, военнослужащие-новобранцы и те, кто долго находится в закрытых коллективах. Вспышки бактериальных менингитов в этом случае часто возникают из-за скученности, тесного контакта людей и под влиянием стресса, который ослабляет организм в целом. Стоит не забывать, что менингит ещё может быть вторичным, то есть развиться на фоне других заболеваний, тяжёлых бактериальных инфекций. Например, в виде осложнений отита или гайморита, если лечение начато несвоевременно. Или как осложнение при туберкулёзе у взрослых или детей, которые не привиты БЦЖ. В любом случае пациента с менингитом госпитализируют в стационар. Ему проведут люмбальную пункцию, чтобы взять спинномозговую жидкость для анализа. Это позволит поставить точный диагноз; пункция — наиболее надёжный метод диагностики менингита, остальные способы скорее вспомогательные.
Восстановление после вирусного менингита занимает в среднем около двух недель. А вот сколько времени понадобится, чтобы поправить здоровье после бактериальной формы, зависит от особенностей организма и от тяжести заболевания. Кроме того, в отличие от вирусных менингитов, бактериальные нередко приводят к серьёзным последствиям. У части детей после заболевания может развиться тугоухость. Это довольно часто бывает после пневмококкового и гемофильного менингита. Не исключены эпилептические проявления (судороги), разные степени поражения нервной системы — от довольно лёгких вроде утомляемости, головной боли и рассеянности до серьёзных изменений в поведении и способности к обучению. Вирусный менингит редко оставляет серьёзные последствия, хотя и после него могут возникать судороги. В этом вопросе всё зависит от возраста пациента, от агрессивности возбудителя, от того, как скоро обнаружилось заболевание. Даже при своевременном и полноценном лечении (в том числе реанимационном) для некоторых видов менингитов полное выздоровление наступает менее чем в 50 % случаев — то есть больше чем у половины детей наблюдаются те или иные остаточные дефекты.
Развитие менингита предугадать невозможно, но стоит попробовать защититься от него. Наиболее эффективная профилактика — вакцинация. Хотя не от всех видов заболевания существуют вакцины, но гнойные менингиты у детей, например, сегодня можно предотвратить. В рамках Национального календаря вакцинации в России с девятимесячного возраста делают прививку против менингококковой инфекции (хотя считается, что такие вакцины можно вводить и раньше), против гемофильной инфекции типа B — с трёх месяцев, а с 2015 года детей от двух месяцев прививают и против пневмококковой инфекции. Теоретически можно ещё проводить посевы на бактерии, вызывающие гнойные менингиты. Но такой способ «профилактики» гораздо сложнее, хотя бы потому, что не каждый найдёт в себе силы добросовестно следить за регулярностью анализов, да и денежный аспект не стоит списывать со счетов. Вакцинация в этом смысле намного проще и дешевле, и, как показывает мировая практика (например, в США), частоту те же гемофильных менингитов специалисты за рубежом встречают в значительно меньшем количестве.
Фотографии: Acne Studios, zakaz — stock.adobe.com