ЗдоровьеВопрос эксперту: Почему даже профессиональные певцы теряют голос
Разбираемся с врачом и педагогом по вокалу, как устроены голосовые связки
Текст: Гаяна Демурина
ОТВЕТЫ НА БОЛЬШИНСТВО ВОЛНУЮЩИХ НАС ВОПРОСОВ мы все привыкли искать онлайн. В этой серии материалов задаём именно такие вопросы — животрепещущие, неожиданные или распространённые — профессионалам в самых разных сферах.
Вернуться с концерта любимой группы без голоса или охрипнуть из-за сезонной простуды — для большинства из нас просто досадный пустяк. Но для профессиональных артистов любая проблема с голосом — серьёзный удар и возможная угроза карьере; в этом году Адель именно по этой причине отменила концерты, оставив разочарованными и даже разгневанными двести тысяч поклонников. Звёзды — и российские, и зарубежные — страхуют свои голоса на миллионы долларов. Как же получается, что голосовые связки подводят опытных певцов, которые, казалось бы, прекрасно ими владеют? Почему иногда пропадает голос, как этого избежать и что делать, если момент упущен? Мы попросили специалистов ответить на эти вопросы.
Ольга Леви
педагог по голосу и вокалу
Красивый голос на 90 % зависит от внутреннего спокойствия и лишь на 10 % — от вокальной техники. Если связки работают нормально, то любой может научиться владеть голосом, хотя для этого требуется время. Но даже натренированному человеку бывает трудно справиться с волнением. Во время стресса гортань приподнимается, голос перестаёт слушаться, начинает срываться. Существуют методики, которые позволяют преодолеть это состояние, а специальные упражнения учат даже правильно кричать, не навредив при этом голосу. Если человек усердно занимается вокалом, а запеть не может — вероятно, у него остались какие-то непроработанные психологические зажимы. В этом случае нужно найти корень проблем, которые не позволяют расслабиться.
Певцы срывают голос по той же причине. При психологическом напряжении происходит спазм голосовых связок. Вообще, если в организме хоть что-то спазмировано, нет полного расслабления — голос уже не будет усиливаться, он становится тише. Человек волнуется, напрягает голосовые связки сильнее, старается усилить ослабший голос — и срывает его. Это не означает, что нельзя, например, петь очень громко. Можно значительно развить свой диапазон, брать очень высокие и очень низкие звуки, чтобы сформировать рабочую зону, определить тональность. Рабочая зона — это и есть тембр, по которому оценивают музыканта. Но чтобы определить её, необходимо всё же знать вокальные техники, делать упражнения и понимать, как устроен голос.
К сожалению, даже при работе с профессионалом есть риск научиться петь «неправильно». Но всё же стоит найти проверенного вокального педагога. Люди, которые обладают природными задатками, часто не знают о масштабе своих способностей, а преподаватель при помощи разных методик сможет привить человеку правильные механические ощущения; это поможет максимально развить собственный голос и собственный тембр.
Вернуть утраченное звучание можно, если работать с фонопедом, специалистом, помогающим восстановить голос после операций и других повреждений. В случае с узлами или рубцами специальным фонофизическим занятиям придётся уделить больше времени, чем при утрате тонуса мышц. Для второго варианта подойдут специальные фонетические приёмы, например пение на вдохе и выдохе. При этом происходит массаж нужных мышц давлением воздуха, и связки постепенно приходят в здоровое состояние.
Татьяна Черешнева
врач-оториноларинголог, начальник ЛОР-отделения поликлиники Большого театра
Чтобы понять, почему пропадает голос, нужно знать, как работают голосовые складки — их чаще называют голосовыми связками, но в действительности они состоят в основном из мышц и покрыты слизистой оболочкой. Звук возникает тогда, когда из-за потоков выдыхаемого воздуха две складки начинают вибрировать. На вдохе они расходятся и пропускают воздух внутрь, а если мы разговариваем или поём, плотно смыкаются, и голос слышится хорошо и отчётливо. Проблемы возникают, как только что-то мешает складкам правильно сойтись.
Как и любые мышцы, голосовые складки приводятся в действие нервным импульсом. Поэтому очень важно, чтобы нервная система в целом была в порядке. Длительные нагрузки без должного отдыха (чем часто грешат вокалисты) и даже смена климата могут лишить связки тонуса, а слабость не позволит им полностью смыкаться; тогда между ними образуется зазор, из-за чего голос звучит нечисто, возникает охриплость или меняется тон. То же случается, когда мы болеем, только теперь голосу вредят симптомы ларингита: гортань воспаляется, появляются краснота и отёчность.
Бывают и механические препятствия, например «певческие узелки» — скопления клеток, которые вырастают на связках из-за серьёзных голосовых нагрузок или невылеченных воспалений. Чаще они появляются у певцов, но вообще встречаются у всех, кому приходится много использовать голос. Такие образования ни во что не перерождаются и не опасны, если не относятся к полипам или вирусным папилломам. Но узелки мешают связкам соединиться и портят звучание, что особенно мешает артистам, поэтому их удаляют. После микрооперации край складки вновь становится ровным — проблема уходит, и остаётся только один-два раза в год проверять, всё ли в порядке.
О механическом воздействии можно ещё говорить, когда мы срываем голос из-за резкого, изо всех сил, крика. Крику необязательно быть долгим, но перенапряжение, которое в этот момент возникает в голосовых мышцах, может повлечь за собой воспаление или даже кровоизлияние. Последнее, кстати, самое опасное — после него на складках может остаться рубец, и мышцы потеряют в эластичности. Соответственно, качество звука тоже изменится. В таком случае необходимо делать операцию, но как будет проходить реабилитация, сложно предугадать. Порой вокалисты больше не могут продолжать карьеру, но бывает, что кровоизлияние удалось вовремя ликвидировать и всё обходится без последствий.
Если вы охрипли, главное — обеспечить себе полный голосовой покой, то есть перестать разговаривать до выздоровления. Если не соблюдать ограничение, выходить из этого состояния придётся дольше и мучительнее. Поддерживать общение можно (и нужно) только с помощью ручки и бумаги или текстовых сообщений. Если человек сорвал голос, ему ни в коем случае нельзя переходить на шёпот, так как это усилит напряжение мышц и усугубит основную проблему. Читать книги и слушать музыку тоже запрещено, поскольку при этих процессах связки незаметно для нас продолжают вибрировать. Особенно у профессиональных музыкантов.
Нужно понимать, что на реабилитацию каждому требуется разное время. При соблюдении предписанного режима прийти в форму удаётся быстрее. В среднем запрет на голосовые нагрузки и лечение лекарствами продолжаются около месяца. Пациент получает противовоспалительные и антигистаминные препараты в таблетках, а ещё кальций в инъекциях — он помогает восстановить состояние голосовых связок. Могут применяться и местные средства, которые вводятся прямо в гортань.
Предупредить проблемы с голосом тоже можно. Профилактика для любого человека сводится к простым правилам здорового образа жизни: стоит равномерно распределять нагрузки и не уходить в работу с головой, не пренебрегать полноценным сном, бороться с последствиями стресса и стараться не болеть. А ещё не лениться поддерживать «гигиену» голоса: полоскания, промывания, ингаляции после консультации со специалистом и при необходимости сделают жизнь немного приятнее.
Фотографии: Tiler84 — stock.adobe.com, benschonewille — stock.adobe.com