ЗдоровьеВопрос эксперту: Правда ли, что большинство людей заражены паразитами
Как для продажи БАД искажают официальные данные
ТЕКСТ: Алексей Водовозов
ОТВЕТЫ НА БОЛЬШИНСТВО ВОЛНУЮЩИХ НАС ВОПРОСОВ мы все привыкли искать онлайн. В этой серии материалов задаём именно такие вопросы — животрепещущие, неожиданные или распространённые — профессионалам в самых разных сферах.
Многие из нас сталкивались с пугающими данными о том, что паразитами заражён практически каждый первый житель планеты — и с рекламой самых разных «волшебных» средств для очищения организма от них. О том, что это такое — городская легенда или страшная правда, — мы поговорили с экспертом.
Алексей Водовозов
врач-токсиколог, научный журналист
Распространители «чудо-таблеток» любят рассказывать, что паразитами заражено огромное число людей — и самое интересное, что они почти не врут. Разве что переставляют акценты и передёргивают цифры, перекраивая реальность под свои нужды. Ведь из факта заражения делается вывод о необходимости раз в полгода всем поголовно «глистогониться» специальными наборами БАД, которые стоят иногда просто неприличных денег. Дьявол, как обычно, кроется в деталях, а в случае с паразитами они очень важны. Например, говоря о распространённости паразитарных инвазий, граждане с тёмной стороны медицины выдают за неё суммарные данные по всему классу «Инфекционные и паразитарные болезни». Получаются очень внушительные цифры, ведь теми или иными инфекциями действительно болеют абсолютно все.
Ещё один приём — продавать «чудо-средства» от гельминтов (глистов), но при этом говорить вообще обо всех паразитах. Малярию, например, тоже вызывает паразит — и лечат от неё очень специфической группой препаратов, причём даже они не всегда справляются. Никакие тройчатки, чёрные орехи и другие растительные «волшебные» таблетки не изгонят возбудителей малярии из крови и могут сделать только хуже. Зато, приравнивая всех паразитов к глистам, можно записать на их счёт 212 миллионов случаев заболевания и 429 тысяч смертей от малярии за 2016 год (по данным ВОЗ) — кто будет разбираться, какие именно паразиты виновны?
Конечно, помогает и умалчивание некоторых подробностей. Например, геогельминтами, то есть глистами, распространяющимися через почву, действительно заражены 1,5 миллиарда человек. Достаточно опустить всего одну фразу из бюллетеня ВОЗ: «Такие инфекции широко распространены в тропических и субтропических районах — самое большое их число приходится на Африку к югу от Сахары, Америку, Китай и Восточную Азию», — чтобы создать впечатление, что ощутимая часть страдальцев живёт на территории России. А с землёй мы постоянно контактируем — ходим по ней — значит, нас надо регулярно глистогонить.
Как ещё убедить человека, что он заселён Чужими по самую макушку? Придумать несуществующие симптомы. В одном очень популярном «глистогонном» фильме в качестве признаков наличия паразитов в организме называются ранние морщины на лице, повышенное количество веснушек, трещины на пятках, скрежет зубами по ночам, частые простуды, запоры или, наоборот, поносы, боли в суставах и мышцах, нарушения менструального цикла у женщин и проблемы с эрекцией у мужчин. Если вы не обнаружите у себя всё вышеперечисленное, то уж «упадок сил» у вас точно когда-нибудь был. И это, по мнению авторов фильма, тоже свидетельствует о глистной инвазии.
Даже если не погружаться в научные источники, английской Википедии хватит, чтобы увидеть: среди причин того же бруксизма, ночного скрежета зубами, гельминтов нет — но, конечно, любая бабушка быстро докажет обратное, приведя кучу неверифицируемых примеров из жизни.
Если удалось посеять в человеке зерно сомнения, то следующий этап — загнать его на какую-нибудь шарлатанскую методику диагностики: гемосканирование (диагностику по живой капле крови), диагностику по Фоллю, биорезонансную диагностику. Там глистов и прочих паразитов находят чуть ли не у каждого первого. При этом альтернативным диагностам почему-то принято верить на слово, хотя они неоднократно с треском проваливали эксперименты, будучи не в состоянии, например, отличить пациентов с доказанной аллергией от людей без нее. А иридодиагносты, ставящие диагноз по радужке глаза, во главе с гуру этого направления в США Бернардом Йенсеном ещё в 1979 году не нашли патологии у 74 % пациентов, нуждавшихся в гемодиализе (искусственной почке), и объявили больными 88 % процентов здоровых участников контрольной группы.
Реально работающие лекарства назначают только по показаниям — никаких «на всякий случай», никаких «профилактических курсов дважды в год»
Самое интересное, что современные методы настоящей диагностики позволяют диагностировать паразитарные заболевания с очень высокой вероятностью, чувствительность в некоторых случаях достигает 92,7 %. Но это, как вы понимаете, не аргумент. А вот «врачи скрывают настоящую распространённость гельминтозов» — это очень даже аргумент. Как и «аптечная химия не способна справляться с паразитами, в отличие от нашего натурального чудо-средства».
Переходим к лечению. Точнее, к «лечению», потому что все настоящие, реально работающие лекарственные средства, действующие на тех или иных паразитов, хорошо известны. И их назначают только по показаниям — никаких «на всякий случай», никаких «профилактических курсов дважды в год». Препараты убивают или как минимум ощутимо калечат живые организмы — а людей спасает только то, что паразиты погибают первыми, как меньшие по размерам.
Разработка таких средств очень сложна — и наиболее знаковые открытия отмечаются научными наградами, в том числе Нобелевской премией. В 2015 году она была целиком паразитарной: в номинации «Медицина или физиология» лауреатами стали изобретатели авермектина (универсального средства против круглых червей) и артемизинина (растительного средства против малярии). Когда последний раз Нобелевку получила тройчатка? А чёрный орех? А «Тригельм»? Ну хоть что-нибудь из безудержно рекламируемого по радио и интернету? Медалями различных выставок они обвешаны как новогодняя елка, но к науке ни одна из них никакого отношения не имеет.
Или вот цитата из описания механизма действия одного из чудо-средств: «Действует мягко и эффективно, провоцирует инстинкт самосохранения паразитов, побуждая их к активному движению и выходу из организма естественным путём». Конечно, ни о каких инстинктах самосохранения у червей речи быть не может. Гельминты с их до предела упрощённой нервной системой способны разве что к некому подобию хемотаксиса — перемещению из неблагоприятной среды в более благоприятную. Но это не значит, что если мы создадим в кишечнике химически невыносимые условия, то гельминт сразу отправится с вещами на выход — максимум он сможет поглубже зарыться в слизистую, даже если для этого её придется повредить.
Нельзя забывать и о косвенном вреде: симптоматика, которую принимают за гельминтоз, на самом деле может свидетельствовать о совершенно других заболеваниях, а чудо-средства вместо нормального лечения могут оказаться опасными. Например, при неспецифическом язвенном колите грубые «очищающие» волокна или химически активные ингредиенты будут только усугублять картину. Да и прямой вред никто не отменял: «проверенные» народные средства, например очищенная головка чеснока в задний проход, могут стать причиной травм и отравлений.
Да, действительно, даже на территории России можно заразиться глистами — по разным оценкам, носителями гельминтов у нас оказывается около 1 % населения. Но наши традиционные паразиты — острицы, аскариды, лентецы, трихинеллы — неплохо диагностируются и хорошо лечатся. Известны и меры профилактики: мыть руки, овощи и фрукты, не приобретать с рук мясо и рыбу, правильно их обрабатывать при готовке. И не вестись на агрессивную рекламу «антипаразитарных средств», от которой не только нет пользы, но и достаточно вреда.
Фотографии: sinhyu — stock.adobe.com, kostrez — stock.adobe.com