ЗдоровьеЛазерная коррекция: Можно ли вернуть идеальное зрение
раз и навсегда
И кому подходит такая операция
Текст: Гаяна Демурина
Проблемы со зрением беспокоят миллионы людей во всём мире. Мы нечасто задумываемся о том, как сохранить здоровье глаз, и бьём тревогу лишь тогда, когда нарушения мешают нормально жить. Привычные в этом смысле оптические очки или контактные линзы, казалось бы, решают дело, но для многих эти меры связаны с большим физическим и психологическим дискомфортом.
Альтернативным решением проблемы всё чаще становится лазерная коррекция зрения, но не каждый готов поверить в эффективность этой процедуры из-за связанных с ней опасений и мифов. Мы поговорили с врачом-офтальмологом, начальником офтальмологического отделения ЛРКЦ Министерства обороны Российской Федерации Алексеем Щекатуровым и выяснили, как проводят эту процедуру, насколько она безопасна и правда ли, что её не стоит делать тем, кто в будущем планирует детей.
Во сколько обойдутся «новые» глаза
Как ни странно, лазерная коррекция остроты зрения в медицине считается косметической операцией — то есть медицинских показаний для неё не существует. Она помогает исправить врождённые или приобретённые недуги: близорукость, дальнозоркость или астигматизм, так называемые аномалии рефракции. Столь же успешно с этой задачей справляются традиционные средства — очки или линзы, но у них есть очевидный недостаток — их нужно носить. Очки не всегда удобны, иному из-за них кажется, будто на лице есть что-то лишнее, а контактные линзы могут вызывать сухость глаз и требуют тщательной гигиены, которую не все могут соблюдать.
Цена на средства для коррекции зрения также имеет значение: по подсчётам Американской академии офтальмологии, ежегодно жители страны тратят свыше 15 миллионов долларов на очки и линзы. Конечно, стоимость лазерной коррекции тоже высока и обычно не покрывается страховкой, но эту процедуру проводят всего один раз. Возможно, поэтому в тех же США спрос на неё не уменьшается: каждый год там делают больше 700 тысяч операций.
В России ценовой диапазон только в столице может варьироваться от 30–40 до 80–100 тысяч рублей как за один, так и за оба глаза. Многое зависит от выбора клиники, врача, а также от вида самой коррекции. «Когда ты плохо видишь лет с десяти — рассказывает Анна Д., — возможность обрести нормальное зрение, а не мучаться с очками и линзами бесценна. У меня была близорукость, около минус восьми. Результатом коррекции я абсолютно довольна, могу сказать, что это стоит потраченных денег. Через пару дней после операции острота моего зрения равнялась почти единице — это примерно 95 %, а через неделю оба глаза видели уже на 100 %».
Как проводят процедуру
И близорукость, и дальнозоркость связаны с тем, что лучи света, пройдя через роговицу, хрусталик и стекловидное тело, фокусируются не на сетчатке, а за ней или перед ней. Это может быть вызвано и анатомическими особенностями глаза (слишком коротким или удлинённым глазным яблоком), и постепенной утратой способности к аккомодации. При этом хрусталик и поддерживающие его мышцы становятся менее эластичными; хрусталик перестаёт легко приспосабливаться к получаемому изображению, меняя свою форму — и фокус смещается, а изображение становится нечётким. Существуют и операции по замене хрусталика — но при лазерной коррекции поступают проще, меняя форму роговицы, самого поверхностного слоя глаза, и добиваясь фокусировки изображения в нужном месте. Задача — не истончить роговицу, а именно изменить её форму, то есть сделать более плоской или, наоборот, выпуклой.
Технически операция не очень сложна и занимает всего пару минут: при помощи лазерного луча «выпаривают» несколько слоёв роговицы (наиболее выпуклой части глаза) так, чтобы изображение вновь могло фокусироваться на сетчатке, как и положено. На сегодняшний день существует множество разновидностей процедуры, но принципиально важно определиться с одной особенностью — будет ли коррекция лоскутной или безлоскутной. В первом случае, например при использовании метода LASIK (Laser-Assisted in Situ Keratomileusis), на начальном этапе операции на роговице делают лоскут (его ещё могут называть «флэп» — от английского «flap»), который затем, как страницу книги, откидывают в сторону. На открывшейся площади лазером по индивидуальным параметрам, рассчитанным специальной программой ещё на этапе обследования, корректируют форму роговицы. По окончании процедуры лоскут прикладывают обратно. Зрение восстанавливается уже через два часа после операции; сразу проходит светобоязнь, уменьшается слезотечение, исчезает чувство «соринки в глазу». Человек видит чётко без каких-либо вспомогательных средств и может в этот же день сесть за руль (хотя врачи рекомендуют перестраховаться и попросить близких забрать вас из клиники).
«У меня была близорукость, минус 6,5 — рассказывает Полина. — Я носила линзы, но очень хотела сделать лазерную коррекцию. Процедура длилась примерно семь минут. Как только я встала с операционного стола, то начала видеть идеально, хотя поначалу всё было в лёгком тумане (это нормальный симптом, о нём предупреждают). После процедуры дискомфорт связан только с тем, что проходит анестезия: глаза слезятся, ощущается пощипывание. Но трогать их в этот момент ни в коем случае нельзя! Уже к вечеру всё окончательно восстановилось, как будто ничего и не было».
При безлоскутной коррекции, так называемой ФРК (фоторефракционной кератэктомии), врач не формирует флэп. Перед операцией поверхностный слой роговицы снимают механически (это называется скарификация), а затем уже на «очищенной» площади работают лазером. Поскольку лоскут не используется, то глаза после такой процедуры весьма уязвимы и им нужна дополнительная защита от внешних раздражителей: света, пыли и других. В этом случае пациент не сможет сразу пойти домой: два-три дня придётся провести в клинике, пока не восстановится поверхностный слой роговицы.
А есть ли ограничения?
Выбор метода зависит не только от пожеланий и финансовых возможностей пациента, но и от целого ряда медицинских факторов — решение необходимо принимать только после тщательного офтальмологического обследования и консультации со специалистом. В некоторых случаях от операции приходится отказываться совсем.
«Моя ситуация была довольно специфичной — рассказывает Александра, — у меня генетическое заболевание, муковисцидоз. Из-за того, что лёгкие не очень хорошо работают, я часто кашляю. Врачи в клинике после обследования сказали, что „вроде можно делать“ — и это „вроде“ меня насторожило. Вечером перед коррекцией я залезла в интернет и посмотрела видео о том, как именно это делается. И мне стало страшно: во время операции нужно лежать неподвижно, и если я вдруг начну кашлять, то это, возможно, всё испортит, и я останусь без глаз. В общем, я решила перестраховаться и до сих пор живу с минус 3,5 и минус 5,5».
В целом лазерная коррекция зрения относительно безопасна, если исключить некоторые противопоказания. Простой и распространённый LASIK позволяет почти сразу вернуться к повседневным делам, но бывают ситуации, когда нужно сделать ФРК-операцию. Так, например, если роговица глаза довольно тонкая (в среднем ей положено быть около 550–600 микрон), врач может рекомендовать безлоскутную коррекцию. Для профессий и видов спорта, где существует опасность механических повреждений глаз, также лучше подходит ФРК. Но важно понимать, что любой тип лазерной коррекции подразумевает уменьшение роговицы на 100–130 микрон, поэтому необходимо ещё раз взвесить все за и против, если ваши показатели, скажем, ниже 500. Сильное истончение роговицы может привести к появлению в ней отверстий (перфорации) и другим неприятным последствиям, которые придётся уже лечить.
Другое серьёзное противопоказание для лазерной коррекции — прогрессирующая близорукость, то есть ухудшение зрения на одну диоптрию и более в год. В этом случае следует подождать, пока «минус» не остановится самостоятельно, или провести ряд укрепляющих операций для стабилизации. Если при регулярной проверке у офтальмолога через каждые полгода-год ваши показатели некоторое время не меняются, а других противопоказаний нет, то можно смело делать операцию.
С какого возраста делают коррекцию и не помешает ли она в будущем?
«Я давно думаю о лазерной коррекцию зрения, но так и не могу решиться, — делится опасениями Настя, — мешает противоречивость мнений. Я говорю об операции уже восемь лет, и всё это время одни пугают тем, что коррекцию нельзя делать в молодости (мне 22 года) — якобы зрение потом опять падает. Другие считают, что операцию не стоит делать, ещё не родив, потому что потом могут возникнуть проблемы при родах. Когда я говорила по этому поводу с врачом, она тоже отмахнулась — молодая ещё». На самом деле, как утверждает Алексей Щекатуров, любой совершеннолетний человек может сделать лазерную коррекцию, независимо от своего возраста на момент процедуры. Рост глаз завершается ещё в подростковом периоде; если после операции происходит ухудшение зрения — это связано не с возрастом, а, например, с тем, что до коррекции не остановили прогрессирующую близорукость. Конечно, как при любой операции, невозможно абсолютно исключить риск, и даже опытный специалист не может гарантировать, что после лазерной коррекции зрения всё всегда будет хорошо. При этом общий процент осложнений после операции крайне низок, и от многих из них можно успешно избавиться на этапе реабилитации.
Отсутствие детей тоже не повод для беспокойства. Лазерная коррекция, проведённая до беременности, никак не скажется на её течении и на здоровье ребёнка, да и состояние глаз после родов не ухудшится. Гораздо серьёзнее наличие невыявленных и нескорректированных изменений глазного дна, которые могут проявить себя позднее. Поэтому до беременности следует провериться у офтальмолога — как и у других специалистов — и постараться улучшить общее здоровье. Операцию не проводят во время беременности и вообще рекомендуют отложить до окончания грудного вскармливания.
Можно ли делать коррекцию после 40 лет?
«У меня астигматизм, врач прописал мне очки, которые я носила около двух лет, — рассказывает Аня Е., — от них всё время болела голова, таскать их было тяжело. Я подумала, что линзы лучше и попросила их у родителей в качестве подарка на Новый год, но папа предложил лазерную коррекцию. Он сам её делал более десяти лет назад и очень доволен. Сначала я сомневалась — меня пугает слово „операция“. Потом посмотрела сайт клиники, почитала отзывы. Но больше всего меня убедило посещение клиники, где меня осматривали более двух часов. Я была уверена, что там штампуют эту коррекцию всем — с показаниями и без них, но это не так. Маме не разрешили делать операцию из-за возраста, сказали, что после сорока уже нельзя».
Лазерная коррекция, по словам Алексея Щекатурова, не противопоказана после сорока лет и может улучшить зрение даже при возрастных изменениях (пресбиопии), хотя ещё несколько лет назад такой возможности не было. Это, однако, не означает, что глаза перестанут стареть; процедура не убережёт от дальнейшей пресбиопии, и через какое-то время зрение может снова ухудшиться. Кроме того, часто в пожилом возрасте развивается катаракта и другие заболевания, при которых лазерную коррекцию зрения не делают. И всё же главная причина запрета на операцию — это наличие противопоказаний, а не определённый возраст.
Как ухаживать за глазами после операции
Если вы поговорили со специалистом, сделали все обследования и поняли, что лазерная коррекция вам подходит, остаётся только не волноваться о боли. Операция проводится под местной анестезией, поэтому максимум, что можно почувствовать, — некоторые неудобства. «Был момент, — рассказывает Анна Д., — когда ты ненадолго как будто слепнешь: глаза открыты, но ты ничего не видишь — это немного неприятно психологически. Ещё на глаз ставят своеобразную присоску, чтобы зафиксировать зрачок — ощущения тоже так себе».
Реабилитация длится около двух недель. На это время врач назначает офтальмологические антибиотики, противовоспалительные средства, чтобы уменьшить отёк, а также так называемые заменители слезы, которые могут понадобиться на какой-то срок и после отмены остальных лекарств. Пока глаза восстанавливаются, стоит отказаться от посещения бассейна, сауны или бани. Коррекцию можно делать и летом, когда солнце наиболее активно, но тогда ни в коем случае нельзя пренебрегать солнцезащитными очками, поскольку прямое воздействие ультрафиолета после операции намного опаснее. В остальном образ жизни никак не изменится, и зрительная нагрузка, если вы, например, много читаете или работаете за компьютером, не противопоказана.
«Сама операция занимает не более пяти минут, — рассказывает Аня Е., — всё было быстро и спокойно. После этого ставят защитные линзы (раньше давали смешные повязки). На следующий день приезжаешь, всё снимают, и тут начинается новая жизнь. Я ехала в метро и думала: „Зачем мне сделали новые глаза, я же теперь вижу все недостатки“. Вернулась домой и радостно забросила очки на верхнюю полку. Сейчас прошло уже более двух лет, я хорошо вижу. Периодически начинаю паниковать, когда болят глаза — боюсь, что проверю зрение и выяснится, что оно ухудшилось. Но на самом деле это происходит из-за сильного напряжения, и стоит просто меньше сидеть меньше за компьютером и телефоном».
Лазерная коррекция зрения может существенно облегчить жизнь тем, кого заставляют страдать очки и контактные линзы. Конечно, задуматься о ней рациональнее, когда глаза видят очень плохо. Помимо прочего, это именно тот случай, когда принципу «семь раз отмерь, один — отрежь» нужно следовать чуть ли не буквально: неграмотная консультация не только сведёт на нет эффект от процедуры, но и доставит массу проблем со здоровьем. Статистика, однако, показывает, что 90 % пациентов остаются довольны результатами лазерной коррекции. По словам Алексея Щекатурова, в наше время такая операция позволяет легко, безопасно и, как правило, навсегда избавиться от проблем со зрением. Решать, нужна ли она лично вам, придётся самостоятельно после консультации с врачом — хотя пара отзывов от знакомых и рекомендации близких точно не будут лишними.
Фотографии: Roman Milert — stock.adobe.com, vvvita — stock.adobe.com