Здоровье«Сухая и совсем не пахнет»: Почему мы стесняемся потеть
И что с этим делать
Текст: Ольга Лукинская
Мы с детства слышали о том, что дарить дезодоранты или гели для душа неприлично, потому что это воспринимается как намёк на отсутствие надлежащей гигиены. Но между запахом человека, не принимавшего душ пару месяцев, и идеальной сухостью подмышек в обтягивающем белом платье — масса промежуточных вариантов. До какой степени в обществе «допустимо» потеть? Нужно ли переживать из-за мокрых пятен под мышками? И почему работать «в поте лица» похвально только на словах, а на деле считается неприличным?
Почему мы потеем и это нормально
Потоотделение — мощный механизм терморегуляции, защищающий организм от перегрева. Испаряясь с поверхности кожи, выделения потовых желёз охлаждают нас. Именно поэтому у людей, неспособных потеть, резко возрастает риск теплового удара. Потовые железы реагируют на сигналы головного мозга о повышенной температуре, а также на гормональные сигналы и нейромедиаторы, вырабатывающиеся при стрессе. В целом мужчины потеют несколько больше, чем женщины, и окончательного объяснения этому пока не найдено. Согласно одной из теорий, древние мужчины-охотники были вынужедны приспосабливаться к длительному нахождению под палящим солнцем, что обусловило более интенсивное потоотделение. Правда, вероятнее всего, причиной тому, что в среднем мужчины потеют больше, чем женщины, служат гормональные различия. Окончательный ответ на вопрос о том, почему это происходит, учёным ещё предстоит узнать. Конечно же, речь идёт об усреднённых мужчине и женщине, и не стоит забывать об индивидуальных различиях. Диапазон нормы очень широк, и два абсолютно здоровых человека с нормальным гормональным фоном могут потеть по-разному.
Существует и проблема гипергидроза — состояния, при котором человек потеет во много раз сильнее среднего. Гипергидроз может быть первичным, когда гиперфункция потовых желёз возникает сама по себе, и вторичным, когда она обусловлена другими состояниями или заболеваниями — например, менопаузой, сахарным диабетом, ожирением или стрессом. Приём некоторых лекарственных средств тоже может усилить потоотделение. Стрессовый гипергидроз — одна из сложнейших ситуаций, состояние по принципу «порочного круга»: человек переживает, что вспотеет на публике, и от волнения потеет ещё сильнее.
Когда мы занимаемся спортом, мы не стесняемся потеть и даже с гордостью об этом рассказываем: «Новый тренер дал такую нагрузку, что через три минуты вся спина была мокрая». Активное потение ассоциируется с качественной тренировкой, а ещё с оздоровлением и очищением организма от токсинов, пусть даже мифических (на самом деле токсины выводятся в первую очередь с мочой и калом, а не с потом). Никто не морщит нос, услышав, что при высокой температуре не помешает как следует «пропотеть» под одеялом. Мы ходим в сауны и бани специально для того, чтобы хорошенько вспотеть, и расцениваем это как часть надлежащего ухода за собой. Устойчивые выражения, связанные с потом, тоже не указывают, что это что-то плохое. «Работает в поте лица» —значит, трудолюбиво и старательно; деньги, заработанные «потом и кровью» — честно заслуженные.
Откуда взялись предрассудки по поводу пота
Так почему же, если потеть — это хорошо, существует стигма, связанная с мокрыми пятнами на одежде, каплями пота на лбу и влажными ладонями? Когда полезное перестаёт быть приличным? Откуда взялся культ идеально сухих подмышек? Оттуда же, откуда и культ отсутствия целлюлита или морщин вокруг глаз. Известно, что задача маркетинга — не просто продать что-то нужное, а заставить покупателя думать, что ему нужна именно эта вещь. Реклама преподносит нам антиперспиранты как нечто жизненно необходимое: «футболка сухая и совсем не пахнет» — это «круто и правильно», значит, мокрая футболка — это что-то неприличное. Типичная реклама дезодорантов или прокладок, впитывающих пот, основана на том, что быть живым человеком с нормальными физиологическими функциями стыдно. Мы скупаем дезодоранты один за другим, а проклятые мокрые пятна продолжают появляться. Поймали на себе чей-то задумчивый взгляд — и всё, здравствуйте, комплексы, «наверняка на меня все смотрят, потому что я потею».
Потливость преподносится в таком свете без каких-либо оснований — как сам собой разумеющийся недостаток. В США в ходе предвыборных дебатов, где хороши все средства, Дональд Трамп неоднократно заявлял, что другой кандидат, Марко Рубио, слишком сильно потеет: «Он весь мокрый, как будто только вылез из бассейна! Когда мы будем иметь дело с Путиным, нам понадобятся люди, которые не потеют». Глянец и фильмы тоже не снижают градус. Женщин на позициях лидеров изображают в ярких платьях идеально облегающего кроя, в том числе в области подмышек. Вероятно, современная бизнес-культура идеализирует людей, лишённых не только эмоциональных, но и физиологических реакций; нам предлагается стать в некотором роде роботами, которые не грустят, не менструируют и, конечно, не потеют. А поскольку обсуждать этот вопрос в обществе не принято, то многим начинает казаться, что другие люди действительно потеют в разы меньше (даже дизайнер британской королевы подтвердил в интервью, что Её величество никогда не потеет).
Как себя вести и почему не стоит стесняться
Повышенная потливость может доставлять серьёзные неудобства — от выскальзывающей из пальцев ручки и невыводимых пятен на одежде до стеснения подать руку при знакомстве или боязни выступать на публике. Половина пациентов с аксиллярным (подмышечным) гипергидрозом не уверены в себе из-за потливости, а 20% страдают депрессией. Среди людей с ладонным гипергидрозом 77% стесняются пожимать руки, а 90%, то есть почти все, чувствуют неловкость в социальных ситуациях. Женщины с гипергидрозом часто стесняются обратиться к врачу, ведь в обществе принято считать, что «леди не потеют».
Что со всем этим делать? Во-первых, постараться не комплексовать и не стесняться. Люди не роботы — потеют все. Диапазон нормального потоотделения очень широк: по разным данным, нормальное количество пота в сутки может составлять от 500 мл до 15 литров. Поэтому не стоит приписывать себе гипергидроз, если время от времени в жару футболка прилипает к спине или от волнения слегка потеют ладони.
Во-вторых, следует помнить, что наши подмышки, как и все остальные части тела, — наше личное дело, и бороться с потливостью стоит не из социальных, а из практических соображений. В конце концов, риск испортить кашемировую футболку — хороший повод для поиска отличного дезодоранта. Мы уже рассказывали, как выбрать подходящий, выясняли разницу между дезодорантами и антиперспирантами и разбирались в мифах и фактах о вреде этих средств для здоровья. В любом случае, каждый сам определяет для себя допустимый уровень природного запаха, так что не стоит изводить себя стеснением перед окружающими: возможно, это им стоит задуматься о своих предубеждениях на этот счет.
Если вы подозреваете у себя гипергидроз, обратитесь к врачу — это может помочь выявить заболевания, требующие лечения. Коррекция такого состояния может привести и к устранению симптоматики, то есть чрезмерной потливости. Первичный гипергидроз, особенно местный, а не генерализованный, корректируется клиническими антиперспирантами или инъекциями ботокса. Наконец, если гипергидрозом или стрессовой потливостью страдает кто-то из близких, постарайтесь проявить поддержку. Помните, что это состояние плохо поддаётся контролю. Влажная ладонь при рукопожатии — не повод презирать человека, не признак вирусных заболеваний и не свидетельство недостаточной гигиены.
Эми Ро, журналистка The Guardian, подверглась шеймингу из-за мокрых после тренировки волос и написала об этом: «Женское тело окружено мощными табу, но их сила не идёт в сравнение с силой, которую я чувствую после пробежки». Мы не должны стесняться того, что живы и что наши тела функционируют. И хорошо, что фраза «Ladies don't sweat, they glisten» («Леди не потеют, а блестят») из поучительно-укоризненной установки превращается в ироничную надпись на футболках девушек в спортзале.
Фотографии: Suddora, Luisa Leal - stock.adobe.com