СпортЧто говорят
о решении Наоми Осаки покинуть «Ролан Гаррос»
«Психические проблемы — это серьёзно»
Антон Данилов
Наоми Осака, вторая ракетка мира, снялась с турнира «Ролан Гаррос» из-за ментальных трудностей. О своём решении теннисистка объявила в инстаграме: «Я думаю, лучшим решением сейчас для чемпионата, других игроков и моего самочувствия будет уйти: так все смогут сосредоточиться на теннисе», — написала она. В том же посте Осака рассказала, что страдает от депрессии с 2018 года — а точнее, с печально известного финала Открытого чемпионата США, где Наоми выиграла у Серены Уильямс, которая во время матча обвинила судью в сексизме. В том же длинном посте Наоми признаётся, что ей тяжело даётся общение с прессой — даже несмотря на то, что журналисты всегда были по отношению к ней добры. «Я правда волнуюсь, чтобы ответить лучшим образом», — сказала теннисистка.
Отказу продолжать турнир предшествовал отказ Наоми участвовать в послематчевой пресс-конференции. Осака объяснила и это своё решение проблемами с ментальным здоровьем, но от штрафа теннисистку это не спасло: организаторы «Ролан Гаррос» выписали ей пятнадцать тысяч долларов и пригрозили дисквалификацией. Сейчас беспрецедентное решение Осаки широко обсуждается в западной прессе, и смысл дискуссии в том, допустимы ли подобные действия и где проходит граница между контрактными обязательствами и заботой о собственном здоровье.
Вчера же на сайте «Ролан Гаррос» появилось заявление, подписанное председателями всех четырёх турниров «Большого шлема». Ничего конкретного в нём нет — кроме обещаний «улучшить впечатления игроков на турнирах, в том числе и от взаимодействия с прессой». При этом они намекнули, что ни у кого не будет преференций (их, по мнению некоторых критиков решения Осаки, теннисистка и требует, хотя подобных требований она не предъявляла). «Спорт требует правил и положений, гарантирующих, что ни у одного игрока не будет несправедливых преимуществ перед другим», — написано на сайте.
Вообще, недопустимость требования каких-то преференций — главный мотив критиков решения Осаки. Теннисистка, по их логике, не согласилась с общепринятыми правилами турнира, а это недопустимо по отношению к другим спортсменам и спортсменкам, которые согласны играть по ним. Так, с яростной критикой на Наоми обрушился журналист Пирс Морган: в своей колонке на сайте Daily Mail он обвинил спортсменку в том, что она действует «по методичке» принца Гарри и Меган Маркл (которые в последнее время также отказывались общаться с прессой, ссылаясь на ментальные трудности). «Госпожа Осака — высокомерная, избалованная соплячка, а слава и богатство, которые она получила, раздули её эго до гигантских размеров. Это очень похоже на историю герцогов Сассекских, которые всегда хотят заполучить самый большой кусок и съесть его. Они используют СМИ для навязчивой саморекламы, но, когда нужно, прикрываясь состоянием психического здоровья, блокируют любую критику в свой адрес», — пишет он.
Эта риторика оказалась очень популярной среди оппонентов Осаки: по их мнению, именно слава и богатство позволяют Наоми принимать категоричные решения. В прошлом году Осака заработала почти шестьдесят миллионов долларов, став не только самой высокооплачиваемой теннисисткой, но и самой высокооплачиваемой спортсменкой в принципе. Годом раньше она заработала тридцать семь миллионов, и эта разница позволила ей подняться до первой дюжины в списке самых высокооплачиваемых спортсменов вне зависимости от их гендера. С такой постановкой вопроса категорически не согласен, в частности, тренер Осаки Вим Фиссет: он считает, что его подопечная действует с точностью до наоборот. «У Наоми есть возможность использовать свой статус, чтобы решать проблемы, и она пытается это делать. Наоми прекрасно понимает важность взаимодействия с прессой, но она пытается добиться изменений не ради себя одной», — заявил он.
Решение Наоми Осаки критикуют ещё и за то, что оно якобы может навредить ей самой: теннисистка не сможет побороть систему в одиночку. Есть мнение, что от неё вскоре откажутся спонсоры, а у Осаки их больше двадцати. Но сейчас такие выводы безосновательны — тем более что многие из рекламных партнёров теннисистки открыто поддержали её решение. «Мы поддерживаем Наоми и признаём её смелость в решении поделиться собственным опытом [переживания проблем] психического здоровья», — сказано в заявлении Nike. «Решение Наоми Осаки напоминает всем нам, насколько важно уделять первоочередное внимание личному здоровью и благополучию. Мы поддерживаем её и восхищаемся смелостью решать важные вопросы как на корте, так и за его пределами», — написано в твиттере Mastercard.
Наконец, решение Осаки пытаются объяснить её лукавством: некоторые спортивные журналисты намекают, что так теннисистка будто бы пытается отвлечь внимание от собственных трудностей игры на грунтовом покрытии. В прошлом она не проходила на грунте дальше третьего тура. При этом покрытие не помешало ей выиграть прошлый матч, в котором она состязалась с румынской теннисисткой Патричей Марией Циг.
Наоми Осака не первая теннисистка, которая говорит о своих ментальных трудностях. Осенью прошлого года о депрессии рассказал австралийский теннисист Ник Кирьос — так же поступил и другой спортсмен из Австралии Бернард Томич. О тяжёлом опыте переживания детского абьюза рассказала теннисистка Елена Докич. Наоми даже не первая, кто отказывается от пресс-конференций: поклонники сербского теннисиста Новака Джоковича помнят, как того оштрафовали на семь с половиной тысяч долларов за отказ прийти на пресс-конференцию после дисквалификации на Открытом чемпионате США. Впрочем, в случае с Джоковичем речь шла об отказе участвовать в конкретной пресс-конференции после того, как он был со скандалом дисквалифицирован и вылетел из турнира. Осака же выступила с манифестом, а не в сердцах — и заявила о том, что не будет ходить на пресс-конференции, ещё перед турниром.
Резонанс от выступления Осаки объяснить легко: «Ролан Гаррос» потерял одну из сильнейших спортсменок, а зрители — возможность посмотреть её игру. Однако даже журналисты, которые стали невольными заложниками этой ситуации, поддерживают Осаку в её решении уделить больше времени своему психическому здоровью. «Наоми Осака приняла правильное решение. Психические проблемы — это серьёзно, отойти в сторону для решения личных проблем — это демонстрация мужества», — написала журналистка The New York Times Кэндис Оуэнс.
Вступились за Наоми и спортсмены — и теннисисты, и те, кто занимается другими видами спорта. С поддержкой выступил Новак Джокович, первая ракетка мира среди мужчин: спортсмен назвал поступок Наоми «очень смелым». «Мне очень жаль, что она проходит через такой болезненный период и испытывает трудности в психологическом плане. Если ей нужно время, чтобы оценить ситуацию и просто перезарядиться, то именно так и нужно было поступить. Я уважаю её решение. Надеюсь, она вернётся ещё более сильной», — сказал он. Давняя соперница Осаки, теннисистка Серена Уильямс сказала, что хочет «обнять» Наоми. «Я знаю, что это значит, — сказала спортсменка на пресс-конференции. — Как я уже говорила, я была на её месте». Беларуская теннисистка Виктория Азаренко сказала, что прессе нужно проявлять «больше эмпатии». Усэйн Болт, Винус Уильямс, Льюис Хэмилтон, Кайри Ирвинг — все эти спортсмены и спортсменки поддержали решение Наоми.
Что будет дальше, сейчас не знает никто: Наоми Осака не говорила, когда сможет вернуться на корт. Однако даже самые консервативные спортивные журналисты не отрицают огромного давления на спортсменов, которое иногда совсем не связано со спортом. В этом смысле решение теннисистки сосредоточиться на собственном благополучии вместо соревнований, очевидно, правильное решение, которое, вероятно, сможет изменить систему изматывающих контрактных обязательств. «Наоми Осака ничего не должна ни теннису, ни прессе. Отсутствие сострадания и минимальных правил приличия у множества людей по отношению к теннисистке очень показательно», — считает журналист Майк Фриман.
ФОТОГРАФИИ: Wikimedia Commons