СпортНа равных: 5 женщин, которые сделали себе имя
в мужском футболе
На тренировочном поле и за столом переговоров
дмитрий куркин
Едва ли женский футбол в ближайшее время сравнится с мужским по популярности, масштабу и размеру гонораров: несмотря на то, что сто лет назад на «родине футбола», в Англии, он был не менее востребован, а счёт женских команд шёл на сотни, предрассудки вытеснили его на обочину, отбросив развитие спорта на многие годы. Сейчас подпорченная сексизмом репутация женского футбола понемногу восстанавливается, но даже в тех странах, где женские сборные добиваются большего, чем мужские, уровень интереса аудитории и, как следствие, уровень зарплат игроков, тренеров и функционеров несопоставимы с теми, что характерны для футбола мужского.
Женщины, о которых речь пойдёт ниже, не были готовы ждать, пока статус-кво изменится. Они пришли в мужской футбол несмотря на предубеждения — и добились уважения даже тех, кто поначалу не принимал их всерьёз или считал гендерный барьер в самой популярной игре планеты непреодолимым.
Корин Дьякр
тренер
Корин Дьякр не была первой женщиной-тренером, возглавившей мужскую команду: молва приписывает это достижение бывшей футболистке хорватской сборной Тихане Немчич. И даже не была первой женщиной-тренером во французском клубе «Клермон»: её предшественницей на этом посту была Хелена Кошта. Но история Немчич и клуба пятого хорватского дивизиона, формально представлявшего деревню с населением около 250 человек, грешит нестыковками и больше похожа на плохо состряпанную газетную сенсацию. А Кошта не продержалась у руля «Клермона» и пятидесяти дней: не проведя ни одного официального матча в качестве тренера, она уволилась, прозрачно намекнув на сексистскую атмосферу в клубе. У сменившей её Дьякр совсем другая история: командой относительно высокого профессионального уровня (второй французской лиги) она руководила на протяжении трёх сезонов, параллельно исполняя обязанности спортивного директора, и заставила окружающих относиться к себе как к профессионалу, а не просто «экзотическому эксперименту» президента клуба Клода Миши.
Дьякр не удалось сломать клубное проклятие и впервые в истории вывести «Клермон» в высший дивизион. Но мальчиками для битья команда при ней никак не была, а в сезоне 15/16, несмотря на более чем скромный бюджет, шла в лидирующей группе, всерьёз претендуя на повышение в классе. В 2017 году Корин возглавила женскую сборную Франции, но её возвращению в мужской футбол едва ли кто-нибудь удивится.
Чжань Юаньдин
тренер
Если у Дьякр с трофеями не заладилось, то Чжань Юаньдин справилась с задачей в первые же полгода. В биографии уроженки Гонконга есть всё, что нужно для жизнеутверждающего байопика: будучи в юности фанаткой Дэвида Бекхэма, вопреки воле родителей она получила спортивное образование вдобавок к диплому географа; начав с юношеского уровня и работы ассистентом, к 2015 году Юаньдин доросла до поста главного тренера. Возглавив клуб «Истерн», Чжань довела его до титула чемпионов Гонконга (чего с клубом до того не случалось двадцать лет) и вписала своё имя в Книгу рекордов Гиннесса. Возвеличивать это достижение едва ли стоит: уровень гонконгского клубного футбола по-прежнему невысок (а сборная страны занимает 144-е из 211 мест в рейтинге ФИФА) и конкуренция среди тренеров в стране не то чтобы огромная.
Развить успех Юаньдин не удалось, и в мае 2017 года она попросила перевести себя обратно на пост ассистента тренера. Но учитывая, что сейчас ей всего двадцать девять лет, говорить о конце красивой карьеры явно преждевременно.
Рэйчел Андерсон
футбольный агент
В большом бизнесе с многомиллиардным оборотом, каким стал современный футбол, агенты, ведущие дела игроков и тренеров, превратились в крайне влиятельную касту. Женщинам вход в неё, как ни странно, открылся сравнительно рано, и человека, единолично ответственного за это, зовут Рэйчел Андерсон. В 1997 году её, к тому времени признанного коллегами-мужчинами профи (несколькими годами ранее она устроила переход защитника «Вест Хэма» Джулиана Дикса в «Ливерпуль» за 3 миллиона фунтов, установив новый рекорд английской премьер-лиги), не пустили на ежегодную церемонию английской Футбольной ассоциации: организация, которая сама же прислала приглашение Андерсон, забыла известить её о том, что правила запрещают женщинам посещать заседания ФА. Два года спустя, потратив более 200 тысяч фунтов, Рэйчел через суд добилась отмены дискриминационной практики.
Андерсон ещё не раз приходилось сталкиваться с мизогинией в футболе, но железная хватка и непреклонность на переговорах сделали своё. «Футболу нужно больше женщин, — считает она. — Среди нас много настоящих профессионалов. Не обязательно знать всю изнанку игры — необходимо разбираться в переговорах и уметь находить общий язык с людьми. И у меня это отлично получается».
Бибиана Штайнхаус
арбитр
Женщины-судьи не такая уж редкость в современном футболе, но до высшего уровня добираются единицы — в буквальном смысле. 39-летний офицер полиции Бибиана Штайнхаус, в минувшем сезоне дебютировавшая в Бундеслиге (и ставшая первой женщиной-арбитром в европейских топ-лигах), хорошо известна в немецком футболе. За плечами у неё девятнадцать лет судейского стажа, из них десять — во втором дивизионе Германии, где она и заработала авторитет, необходимый любому рефери серьёзного уровня.
Путь пионера труден, и Штайнхаус прочувствовала это на собственном опыте. За время работы в мужском футболе она не раз попадала в центры сексистских скандалов и просто неловких эпизодов. В одном из матчей игрок «Герты» Петер Нимайер умудрился облапать её грудь, после другого её фривольно приобнял тогдашний тренер «Баварии» Пеп Гвардиола (и тот и другой позже принесли арбитру извинения). Удалённый Штайнхаус с поля Керем Демирбай сгоряча заявил, что женщинам-арбитрам не место в футболе. Немецкий футбольный союз не согласился с игроком и дисквалифицировал его на пять матчей, заодно оштрафовав на 10 тысяч евро.
«Наступило время женщин-арбитров, потому что пол футбольного арбитра не имеет значения», — заявил Юрген Клопп после одного из матчей «Майнца», который судила Штайнхаус. Благодаря её терпению и опыту оно и правда наступило. По крайней мере, в Германии: в Иране при показе матча «Баварии» с «Кёльном» Бибиану из трансляции вырезали.
Марина Грановская
исполнительный директор
Назвав Марину Грановскую «самой влиятельной женщиной в футболе», издание The Times если и преувеличило масштаб, то лишь самую малость. Правая рука Романа Абрамовича в лондонском «Челси», она ведёт крайне непубличную жизнь, но слава серого кардинала и главного бизнес-стратега в клубе закрепилась за ней достаточно давно — задолго до того, как она была назначена на пост исполнительного директора в 2014 году.
Грановская известна как жёсткий переговорщик, и во многом благодаря этому умению «Челси» из «мешка с деньгами», разбрасывавшегося десятками миллионов, превратился в клуб, который не только покупает игроков за большие деньги, но и продаёт их — за не меньшие. Кроме того, ей удалось перенастроить систему работы с молодыми игроками и заключить выгодную сделку с Nike (техническое спонсорство принесло в казну «Челси» 60 миллионов фунтов). Не менее важная способность Грановской, которую отмечают инсайдеры, — умение сглаживать конфликты: именно она поспособствовала возвращению в «Челси» одного из самых успешных тренеров современности Жозе Моуринью, с которым Абрамович не слишком дружелюбно расстался в 2007 году. Результатом стал ещё один чемпионский титул.
Фотографии: Feng Yu – stock.adobe.com, Getty Images (2)