СпортНикогда не поздно: Девушки о занятиях балетом вместо фитнеса
Балерина из Нью-Йорка, поэтесса из Киева, повар из Москвы и другие поклонницы классического танца
Интервью: Маша Васильева
Мы привыкли думать о балете как об изысканном искусстве, недоступном большинству людей: с детства мы слышим, что балерины самые стройные, тонкие и гибкие, но учиться этому мастерству нужно с ранних лет, иначе будет поздно. Кто-то из нас вырос, сохранив это убеждение, а кто-то преодолел себя и узнал балет с новой стороны. Сегодня это не только классическое представление, за которым подобает наблюдать с высоты бархатного стула, но и прекрасный способ держать себя в форме. Появляются балетные школы для взрослых, развиваются спортивные направления, вдохновлённые классическим танцем. Пять девушек, для которых балет с элементами фитнеса является основной физической нагрузкой, рассказали нам, что он им дает и почему начать танцевать может каждый из нас.
Анастасия Исаева
балерина, основательница
«Первой школы балета» (Москва)
В детстве у меня были гуттаперчевые суставы и феноменально мягкие связки, поэтому педиатр посоветовал маме отдать меня на художественную гимнастику. Когда мне было десять, мы всей семьей пошли в Большой театр на балет «Щелунчик». Меня впечатлило увиденное, я захотела так же танцевать. Родители были против гимнастической карьеры, так что поддержали моё желание, хотя никто в семье не сталкивался с балетной средой и не знал, сколько усилий нужно будет приложить и сколько травм вынести, прежде чем я смогу выйти на сцену.
Я стала прима-балериной, однажды танцевала ведущую партию в «Лебедином озере» и партнёр уронил меня во время поддержки. После спектакля меня с сотрясением мозга и множеством травм забрала скорая. Я закончила сценическую карьеру, но у меня возникло желание дать возможность заниматься балетом всем, кто этого хочет — независимо от возраста и способностей. Я проводила мастер-классы и видела множество балетных школ: где-то считали, что перед тем как выйти на сцену, дети должны выучить все основы классического танца и уметь выполнять экзерсис, где-то — что после 40 лет нельзя сесть на шпагат или встать на пуанты. Мне всё это не кажется помехой.
Основное направление, которое я развиваю — фитнес-балет. Оно построено на основах танца, но адаптировано для любого уровня подготовки. В занятиях по классическому балету много статических упражнений. Их сложно выполнить, если мышцы не натренированы: человек не сможет их задействовать. Для этого в фитнес-балете есть подготовительный этап на ковре, который помогает разогреть и почувствовать связки, суставы и мышцы. Я строю занятия по традиционной методике обучения балерин Агриппины Вагановой, но включаю в них элементы пилатеса, растяжки, гимнастики бодифлекса, методики лечения позвоночника Дикуля, а также собственные наработки (среди них смена типов упражнений, ступенчатый уровень нагрузки и упражнения на отдельные группы мышц).
Как и классический балет, такой комплекс даёт здоровую осанку, красивую походку и подтянутое тело. Кроме того, фитнес-балет развивает чувство ритма и координацию движений. Чтобы держать себя в форме, достаточно заниматься два раза в неделю, а если есть цель достичь особых успехов или сбросить вес — три или больше. Какой бы ни была задача, не стоит пытаться решить её за неделю. Главное — регулярная нагрузка. Не думайте, что у профессиональных балерин точёные фигуры потому, что они ничего не едят — в балете огромные физические нагрузки, которые невозможно выдержать, если голодать.
Мириам Драгина
радиоведущая, поэтесса (Киев)
Я начала заниматься балетом довольно поздно — в 23. Мне всегда хотелось танцевать, но всё не находила времени. Когда я пригласила балерину для занятий танцами с моей дочерью, попросила рассказать мне основы и втянулась. Сейчас занимаюсь три раза в неделю в школе La Prima. Благодаря балету я стала иначе воспринимать тело в пространстве, чувствовать и контролировать его. Вытянулись мышцы вокруг суставов и корпус, я стала гибче, а моя походка — мягче. А ещё теперь я поворачиваюсь не головой, а всем корпусом.
Первый год ничего не получалось. Я чувствовала себя несгибаемой башней, которая вот-вот треснет. Как-то я шла после очередного класса и встретила мужчину, который мне очень нравился. Он впервые предложил выпить с ним кофе. Я отказалась, понимая, что шаг в сторону от дома — и я не смогу вернуться, настолько все болит. Прошло время, мы встретились снова. И он признался, что тогда долго не решался меня куда-то позвать, а когда решился и я отказалась, ещё и с таким надменным лицом, понял, что не нравится мне совершенно. Так нас разлучили танцы.
Балет приносит не только боль — он даёт уверенность в своем теле, радость от побед, энергию, желание быть лучше. Классический танец расширяет кругозор: это не монотонная физкультура, тут нужно думать. Балет вынуждает прийти в форму: мышцы высушиваются и вытягиваются от интенсивных занятий. Обычно все начинают с разогрева до пота, затем по-разному. Если день посвящен растяжке спины, то следом идут махи, мостики и прочее. Если параллельный шпагат, то бóльшая часть занятия посвящена мышцам паха, а, собственно, шпагат отрабатываем уже в самом конце. Для станка тоже есть отдельные дни. В конце класса обычно занимаемся на пуантах.
Главная сложность — решиться на большее, заставить себя сделать ещё один подход, даже если уже совсем мало сил. Во время занятия работают все мышцы — даже такие, которых, казалось, никогда внутри и не было. Многое можно в себе открыть. Балет может быть травматичным — если неверно ставить ногу, недостаточно выворачивать суставы, неправильно распределять нагрузку. Это не простая зарядка, не танец в удовольствие — это серьёзно. Зато стоит только начать и регулярно прозаниматься хотя бы год — каждое достижение будет становиться открытием.
Мэри Хелен Боуэрс
основателница Ballet Beautiful (Нью-Йорк)
Я десять лет была частью труппы New York City Ballet и за это время научилась заботиться о своем теле. Создав методику Ballet Beautiful, я нашла способ поделиться знаниями с широким кругом людей. Это не занятия классическим балетом, а вдохновлённая им серия тренировок, которая даёт любому человеку возможность выстроить балетное тело: сухое, с длинными мышцами и точёными формами. Тела танцовщиц уникальны из-за большого количества мыщц, которые они задействуют в ежедневных тренировках. Классические упражнения я соединила с фитнесом. Это позволяет каждому прорабатывать мышцы ног, торса, ягодиц, рук и пресса так же, как балерины — без весов и оборудования.
Я начинаю занятие с растяжки, чтобы расслабить и согреть тело, затем привожу в тонус конкретные группы мыщц упражнениями на ковре. После начинается танцевальное кардио — около 15-20 минут связок из классического балета, прыжков и тренировки у станка. В конце — упражнения на пресс, которые включают статику и вакуум, и проработка мышц на руках — как с помощью балетных движений и позиций, так и на ковре. Для того чтобы функционально выстроить мышцы, растяжку нужно делать после каждого упражнения.
Чтобы держать себя в форме, я занимаюсь только фитнес-балетом, не считая возни с двумя дочками. На мой взгляд, ключ к здоровому телу с четко очерченными мышцами не в том, чтобы убивать себя часами кардионагрузок. Важно работать с сопротивлением своего организма и прорабатывать отдельные мышцы. Мои любимые методы — балетные приседания и упражнения на ягодицы и бёдра в позе «моста». Чтобы увидеть значительные изменения, я рекомендую заниматься по часу от трёх до пяти раз в неделю. За две-три недели тело придёт в тонус. В этом отличие моего метода от занятий классическим балетом, которых недостаточно, чтобы непрофессионал мог держать себя в форме. В фитнес-балете новички довольно быстро начинают чувствовать своё тело и владеть им — к этому привыкаешь. Натали Портман начала тренироваться со мной для подготовки к роли в фильме «Черный лебедь»: с премьеры прошло уже шесть лет, но даже сейчас время от времени она продолжает заниматься.
Наталья Головнина
педагог школы балета «Айседора»
(Санкт-Петербург)
Я пришла в балет из художественной гимнастики: после окончания карьеры была тренером детско-юношеской спортивной школы, а затем переквалифицировалась в артистку балета. Благодаря танцам тело становится гибким и координированным. Главный плюс в том, что активно работает весь мышечный корсет, этим балет отличается от обычной фитнес-тренировки.
Любое занятие — будь то классика или другие направления, проходит по одинаковой схеме: разогрев, основная часть, заминка и растяжка в конце тренировки. Если следить за питанием (для меня достаточно ограничивать углеводы), стабильно заниматься трижды в неделю, соединяя занятия классическим танцем с более энергичным фитнес-направлением боди-балет и добавить растяжку, можно не только поддерживать форму, но и, если пожелаете, избавиться от лишнего веса. Настроиться на правильный лад во время класса очень помогает музыка. Когда я преподаю боди-балет, мне по душе проводить занятия под современную музыку с явно выраженным ритмом, но для классических упражнений лучше всего подходит классическое же сопровождение.
Мне нравится, что балет приобретает популярность в широких кругах и его воспринимают как разновидность физической нагрузки. В современной форме преподавания это хорошая альтернатива спортзалу или бегу. Можно зарядиться энергией и получить эмоциональные бонусы: после занятий поднимается настроение, в теле и сознании появляется легкость, я заряжаюсь настолько, что хочется свернуть горы. Этому способствует полная отдача на тренировках и участие в «околобалетной» жизни — скажем, мы всегда с интересом следим за новыми постановками.
Анна Митрохова
повар Delicatessen, основательница школы Simple Ballet (Москва)
Пару лет назад я ходила в беговой лагерь. В моей группе была Катя, преподаватель хореографии в детском театре танца «Времена года». Я рассказала ей, что всегда хотела попробовать танцевать, но думала, что балетом нужно заниматься исключительно с юного возраста. До этого я присматривалась к классам для взрослых, но пугали отзывы: будто преподаватели хотят, чтобы ты всё понимал и запоминал. Страшно было прийти в группу и выглядеть дурой. Катя казалась профессионалом, её осанка вызывала хорошую зависть, и я решилась попробовать. Я начала заниматься с ней раз в неделю, потом два раза в неделю, а через год мы собрали группу, сняли зал и создали школу Simple Ballet. Теперь я три раза в неделю тренируюсь с девочками и ещё один — дома или с Катей. Без неё я бы не начала: Катя умеет хорошо объяснить, вовремя поправляет и подбирает меткие сравнения для моих ошибок.
Движения на занятиях балетом выглядят простыми, но чтобы правильно отвести ногу в сторону, нужно напрячь стопу, икры, бёдра, задницу, пресс и спину. И руку, если она не на станке. К концу разогрева у меня обычно мокрая одежда, к концу занятия — иногда даже волосы. Помимо балета я иногда бегаю, отжимаюсь и делаю упражнения для стоп. Это важно для новичка: стабильность и сильные стопы — база. Балет заставляет тело работать целиком, не изолируя мышцы. Со временем спина, пресс и бока образуют жесткий корсет, ноги становятся сильнее и хорошо очерчиваются.
Первый год было смешно смотреть на себя в зеркало, особенно при вращениях: Катя делала замах рукой, грациозно поднималась на носочки и проворачивалась на одной ноге на 360 градусов. Следом я, размахивая руками и ногами, делала что-то, напоминающее предсмертные конвульсии ламантина. От её замечаний бывает обидно, но это балет, и он не сахар. Это упорная работа, дисциплина и рутина, а не пробежать марафон на кураже. Иногда кажется, что никогда не получится продвинуться дальше, но нужно просто работать — и скачок произойдет.
Балет дал мне больше, чем любой другой вид нагрузок. Я перестала сутулиться и косолапить, хотя была уверена, что в 28 это уже не изменишь, стала по-другому стоять, сидеть и ходить. Я чувствую себя гибкой, тонкой и очень крепкой — это лучшее ощущение на свете. Я ем как в детстве — интуитивно и только когда хочу. Единственное правило — очень маленький завтрак перед занятием, чтобы живот втягивался без проблем и сытость не мешала собраться. При всех макаронах, хлебе, десертах и сливочных соусах за два года занятий я вернулась к весу, в котором была в 19 лет. И я, конечно, порадуюсь, когда сяду на шпагат или научусь хорошо танцевать, но это не главное. Мне нравится ощущение, когда в начале урока кладешь руки на деревянный станок, нравится пришивать резинки к балеткам, нравятся трико и купальники с голой спиной. Мне нравится, даже когда ничего не получается. Это путешествие — процесс ради процесса.
Фотографии: The Royal Ballet School, The national ballet of Canada (1, 2), Ballet Met