. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Спецпроекты«Это не катастрофа»: Две истории
о беременности
при сахарном диабете

Мифы, в которые верят друзья и родители будущих мам

«Это не катастрофа»: Две истории
о беременности
при сахарном диабете — Спецпроекты на Wonderzine
Считается, что наличие хронических заболеваний у женщины помещает беременность в зону риска. Опасность сахарного диабета — в его осложнениях, но при правильном контроле можно снизить риск их развития. В материале, подготовленном совместно с Акку-Чек, мы расспросили двух героинь с сахарным диабетом первого типа о течении беременности, изменениях в образе жизни, повседневных трудностях и том, что помогает им на этом пути.
Сахарный диабет — заболевание, при котором уровень глюкозы в крови становится слишком высоким. Со временем это может привести к осложнениям со стороны сердечно-сосудистой системы, поражениям нервной системы и дисфункции различных систем органов. Гормон инсулин играет важную роль в процессе утилизации глюкозы, поступающей в организм с пищей. При сахарном диабете первого типа разрушаются продуцирующие его клетки поджелудочной железы (точные причины этого неизвестны), поэтому людям с этим заболеванием требуется постоянная инсулинотерапия. При втором типе инсулин выделяется, но клетки теряют чувствительность к нему. Такой сахарный диабет называют болезнью образа жизни — он развивается с возрастом, и его риск значительно повышается при ожирении, низкой физической активности и артериальной гипертензии. Если сахарный диабет второго типа довольно долго можно корректировать диетой и изменениями образа жизни, а затем разными лекарствами, не прибегая к инсулину, то людям с первым типом заболевания инсулин нужен ежедневно.
Маргарита Быкова
32 года, экономист
Срок беременности — 20 недель
— Диагноз «сахарный диабет первого типа» мне поставили в феврале 2018 года. Первой реакцией были шок и отрицание. Мозг отказывался соглашаться с диагнозом, я думала, что это просто временный сбой. В интернете, конечно, много слухов и страшилок — например, что сахарный диабет заразен или что он может передаться детям. К счастью, мне повезло со специалистом: она объяснила, что этот диагноз не приговор и что я могу прожить долгую здоровую жизнь, если буду соблюдать определённые правила.
Моя мама очень переживала. Муж принял болезнь спокойно, быстро научился читать этикетки на продуктах, искать низкоуглеводные вкусности. Самое сложное в отношениях с родными — это жалость, когда тебя воспринимают как больную и смотрят полными слёз глазами. А я не больная, у меня просто есть особенность — я сама управляю своей поджелудочной железой.
Самое сложное в отношениях с родными — это жалость, когда тебя воспринимают как больную и смотрят полными слёз глазами
Я хотела забеременеть, и вместе со специалистом мы разработали план подготовки. Никто из докторов меня не запугивал, все лишь настаивали на том, что нужно достичь компенсированного состояния заранее и поддерживать его, то есть показатели глюкозы должны быть в нормальных пределах. Если их не контролировать, могут быть проблемы с вынашиванием, пороки развития у плода, осложнения у матери. Но даже если иногда сахар выходит за требуемые пределы, это не катастрофа — важно находиться в необходимом диапазоне большую часть времени.
Кроме стандартного наблюдения в женской консультации, каждые две недели я бываю у эндокринолога, а каждый триместр планово ложусь на обследование в НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта — специализированный центр для планирования и ведения беременности у женщин с сахарным диабетом первого и второго типа. В остальном беременность ничем не отличается от любой другой.
Пришлось сильно изменить питание: теперь я не могу что-то бездумно положить в рот, каждый кусочек должен быть учтён, в гости могу прийти даже с весами для продуктов. Ещё очень важна организованность, нужно контролировать сахар круглые сутки, не забывать носить с собой всё необходимое: инсулин, средства для купирования гипогликемии, хотя бы немного еды, глюкометр, тест-полоски, помпу и пульт от неё, некоторые расходники.
Как и раньше, я могу путешествовать, заниматься спортом и другими любимыми делами, просто многие мои действия теперь сопровождаются вопросом о том, какой у меня сейчас сахар. Для перелётов лучше всего иметь справку от эндокринолога — чтобы не возникло вопросов к инсулиновой помпе. Ещё важно носить с собой карточку с информацией на английском языке о заболевании и том, как в случае чего мне можно помочь.
При первом типе сахарного диабета инсулин не вырабатывается, так что его нужно вводить извне. Последние пару месяцев я пользуюсь инсулиновой помпой — это устройство, с помощью которого инсулин из резервуара поступает через катетер под кожу. К помпе прилагается пульт управления. Вместе со специалистом в память устройства вводятся коэффициенты для расчёта доз, которые потом по мере необходимости можно менять.
Ирина Брана
28 лет, фотограф
Дочери Юноне 1,5 месяца
— У меня есть подруга с сахарным диабетом. Как-то мы пошли гулять, и я узнала, что такое гипогликемия — резкое снижение уровня сахара в крови, из-за которого человек начинает странно себя вести, путаться в мыслях. Если это происходит, нужно съесть что-то сладкое. Подруга тогда купила шоколадку и дала половину мне. Я шла и думала: «Как хорошо, когда можешь есть просто в удовольствие, а не потому, что это вопрос жизни и смерти».
Потом, когда мне было двадцать два года, я стала плохо себя чувствовать: сильно похудела, стало сводить ноги, двоилось в глазах. Была постоянная жажда — до сих пор помню, как сидела на паре в университете и, увидев у кого-то на столе бутылку воды, не могла оторвать от неё взгляд. С помощью той самой подруги я померила уровень сахара, он был намного выше нормы. На следующий день я пошла в поликлинику, где эндокринолог направил меня в больницу для тщательного обследования. Там и подтвердился диагноз: сахарный диабет первого типа.
Бывает, что люди отказываются верить, что это навсегда, и, если заболел ребёнок, пытаются возить его по всяким шаманам или бабкам
К сожалению, специалисты многих учреждений до сих пор считают, что при сахарном диабете беременеть нельзя, а если все же забеременеешь, то рожать нужно только путём кесарева сечения. Раньше все риски действительно было трудно контролировать, но времена изменились, и сейчас всё совсем не так страшно, а женщины с сахарным диабетом вынашивают и рожают детей практически наравне со здоровыми.
Конечно, нужен дополнительный контроль: если обычно человек с сахарным диабетом первого типа измеряет уровень сахара восемь раз в сутки, то во время беременности это нужно делать 15 раз или ещё чаще. За время беременности мне 12 раз сделали УЗИ.
Я вела беременность в НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта, специализированном центре для женщин с сахарным диабетом, и на сроке 38 с половиной недель родила дочку — быстро, без обезболивания и вмешательств. Я старалась, правильно дышала, муж был рядом со мной. Дочка родилась совершенно здоровой, но с приличным весом, 4,4 килограмма, хотя по УЗИ было рассчитано на килограмм меньше. Я даже обрадовалась этой ошибке — если бы было известно, что она крупная, то мне бы точно рекомендовали кесарево.
Поскольку нельзя предсказать, как организм отреагирует на роды (повышением или снижением уровня глюкозы), то рядом постоянно присутствует эндокринолог. Ребёнка тоже сразу начинают обследовать и через короткие интервалы времени измеряют уровень сахара.
Мне бы хотелось, чтобы о сахарном диабете первого типа знало больше людей, чтобы информация была даже у тех, кто не сталкивался с болезнью лично. Есть очень много заблуждений: люди думают, что я просто ела много сладкого и что теперь мне его нельзя, что у меня такой же сахарный диабет, как у их бабушек и дедушек, или что эта болезнь передаётся половым путём. Иногда люди спрашивают про помпу, не пейджер ли это — приходится напоминать, какой сейчас год. Одни думают, что это приговор — например, у меня были друзья, которые плакали и спрашивали: «Почему ты?» Другие воспринимают спокойно, поддерживают, шутят. Бывает, что люди отказываются верить, что это навсегда, и, если заболел ребёнок, пытаются возить его по всяким шаманам или бабкам.
Человеку с сахарным диабетом важна дисциплина. Конечно, случается всякое: однажды в поездке я случайно вырвала из-под кожи иголку, а запасной не оказалось. Это было в Мурманске, я позвонила на горячую линию и успела получить иголки буквально за десять минут до закрытия дежурной аптеки. Если едешь в жаркие страны, надо помнить, что при нагревании инсулин теряет свои свойства. Идёшь купаться — нужно отключить помпу и поставить заглушку, а потом не забыть проверить уровень сахара и подключить всё обратно. Но вообще пользоваться помпой очень удобно — к тому же есть беспроводной пульт, и можно при необходимости ввести дозу инсулина даже в общественном транспорте.
Материал подготовлен при поддержке
Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться