Личный опыт«Будто внутри меня бомба»: Как я живу с эндометриозом
«Сложнее всего понять своё отношение к желанию завести ребёнка»
мы уже писали о том, что такое эндометриоз и каково жить с этим диагнозом. Эндометрий — внутренний слой матки, к которому крепится яйцеклетка после оплодотворения, он обновляется во время менструации. Иногда клетки эндометрия закрепляются не там, где им положено — например, вокруг каких-нибудь сосудов в брюшной полости или в слёзной железе. Иногда создают непроходимость маточных труб и продолжают вести себя так, будто они в матке, то есть кровоточат. Нашей сегодняшней героине Виктории Барановской очень помог чужой опыт, когда она столкнулась с этой болезнью. Поэтому она решила рассказать свою историю.
Алиса Попова
Диагноз мне поставили в двадцать четыре года. До этого я училась в МГУ на химическом факультете и жила с молодым человеком, с которым мы познакомились в школе. После универа я переехала в Нижний Новгород (это его родной город), мне всегда там нравилось и я хотела переехать. Мы жили в красивом доме старого фонда, где устраивали мероприятия и выставки. Мой парень — художник, а я работала репетитором по химии. Жизнь не подчинялась строгому графику, была похожа на приключение! Мы ездили автостопом по Европе, жили в разных домах, занимались творчеством, знакомились с людьми, много фотографировали.
Я никогда не думала о детях. Не в смысле, что я их решительно не хотела, а просто даже мысль в голову не приходила. О своём репродуктивном здоровье тоже ничего не знала. Мой парень, напротив, всегда хотел и хочет до сих пор, но никогда не настаивал — думаю, он принимает любой исход.
Самое странное, что у меня даже не было никаких симптомов эндометриоза, я даже подумать не могла. Знаю, что многие женщины мучаются от сильнейших болей, от которых не помогают даже таблетки. В подростковом возрасте у меня было такое, что в первый день месячных я чувствовала себя плохо и болел живот, но это не казалось чем-то необычным. Позже я узнала, что подобное самочувствие может быть симптомом эндометриоза и в таком случае необходимо делать УЗИ органов малого таза. Мне никто никогда об этом не говорил, и это при том, что моя мама врач, хоть и не гинеколог. Так как я сама не интересовалась темой, так получилось, что УЗИ я не делала ни разу.
Также у меня был ярко выраженный ПМС и сильно проявлялась овуляция. Во время этих состояний я становилась другим человеком, это все замечали. При ПМС я была очень злая, мне ничего не хотелось, могла только есть сладкое. А в период овуляции у меня было очень сильное сексуальное желание и приподнятое настроение, прямо воодушевленное. Такая маниакальная фаза. Вообще, эта болезнь эстрогенозависимая, возможно, с этим связаны такие состояния. Но больше симптомов не было, да и к этим я не относилась серьезно. О том, что они странные, задумалась уже после диагноза.
Единственные мысли, связанные с детьми, которые меня посещали — это страх забеременеть. У меня случилась задержка, хотя обычно месячные стабильные. Я начала паниковать. Сделала тест, он показал отрицательный результат и я успокоилась на несколько дней, но месячные всё равно не приходили. На нервах сделала ещё где-то пять тестов, сходила в клинику, чтобы сдать кровь. Мне и в голову не приходило, что задержка может быть связана не с беременностью. Так прошло дней десять, месячные не начинались, но никаких других симптомов необычного состояния тоже не было. Я позвонила маме. Она посоветовалась с гинекологами из свой больницы, они прописали таблетки, чтобы месячные скорее пришли. Я спросила, стоит ли мне сделать УЗИ, врачи сказали, что необязательно, такие задержки нормальны. На всякий случай я всё равно решила сходить.
Лежу с аппаратом УЗИ, смотрю на врача. У неё очень странное выражение лица: то ли недоумение, то ли удивление. Меня охватывает страх, мне ничего не говорят. Врач спросила, когда я в последний раз делала УЗИ. Я ответила: «Никогда». Она встала, ушла и позвала другого врача, они вместе стали рассматривать экран. В итоге врачи сообщили, что мой левый яичник не виден в принципе, потому что там огромная киста — около восьми с половиной сантиметров. Меня стали спрашивать, как я себя чувствую, как я хожу в туалет, чувствую ли боль. Это было похоже на эндометриозную кисту, но точный диагноз устанавливается только при лапароскопии. Это операция, на которой с помощью углекислого газа раздувают живот, через пуп вставляют камеру, делают два отверстия над тазобедренными косточками и далее происходит вылущивание кисты. Эндометриоидная киста наполнена менструальной кровью, по этой причине её ещё называют шоколадной. Она сделана из кусочков тканей матки, которые тоже менструируют, поэтому с каждым циклом киста становится больше. Получается, если бы я выпила те таблетки и не пошла бы на УЗИ, мог бы произойти разрыв кисты.
Я согласилась на операцию. Вспомнила, кстати, что буквально перед посещением врача я была в зале, где клала на себя тяжелый диск. Несколько дней я думала, будто внутри меня бомба. Звонила всем, плакала. Прочитала кучу информации в интернете, но поняла только то, что это загадочная болезнь, о которой мало что известно. И ещё, что она является частой причиной бесплодия. Операцию мне сделали через несколько недель в городе, где живут родители. Я не хотела делать её в государственной больнице, потому что там такие операции проводят только если киста уже гигантских размеров. В частной клинике это стоило бы порядка сорока тысяч, и это без стационара или каких-то дополнительных услуг. У меня таких денег не было, но мама договорилась, чтобы меня положили к её знакомым в клинику в Обнинске.
Первым, что я услышала, когда проснулась после операции, был голос врача. Он сказал, что яичник удалось спасти. Мне было очень больно шевелиться. А когда я первый раз покашляла, я даже заплакала от боли. Но совсем невыносимо стало ночью. Я чувствовала, как будто горячие волны проходят по телу. Узисты не понимали, что со мной: «В брюшной полости какая-то жидкость, возможно, кровь». На утро меня осмотрел врач, который проводил операцию, и сказал, что нужно сделать ещё одну. Яичник вырезали полностью, чтобы остановить кровь. В брюшной полости её было на целую бутылку 0,5.
Я потеряла очень много крови, гемоглобин упал со 140 до 70, восстановление проходило сложно. Я еле ходила, плакала от того, что мне больно даже дышать, сильная слабость, кружилась голова. Моральное состояние было не лучше. Несколько недель я провела у родителей, а затем вернулась в Нижний. Мне назначили таблетки, которые блокируют выработку эстрогена, полностью подавляя цикл. И они тоже вызывают немного депрессивное состояние. Плюс полное отсутствие желания сексуальной близости. То ли от таблеток, то ли после операции, то ли само ощущение, что у тебя что-то вырезали. В общем, месяца три-четыре я чувствовала себя ужасно.
Но потом приняла. Да, у меня один яичник. С этим уже ничего не сделаешь. Я стала внимательнее относиться к своему здоровью, пить витамины, посещать гинеколога, работать с психологом. Путешествовала, какое-то время даже жила в Минске. Таблетки пить перестала, потому что они вымывают кальций — от них у меня болели ноги, обострялись проблемы с венами. Цикл восстановился. Всё было прекрасно, я снова почувствовала себя собой. А затем пошла на УЗИ.
Выяснилось, что в моём правом, уже единственном яичнике опять киста. Мне прописали препарат, который рассосал бы её, если бы она оказалась обычной, не эндометриозной. Но он не сработал, киста только выросла. Она была меньше четырёх сантиметров, врачи такие не удаляют, а мне ужасно хотелось от неё избавиться, хотя были противопоказания, так как первая операция прошла сложно. Гинекологи говорили, что мне нужно забеременеть как можно скорее, иначе будет поздно — в случае операции я потеряю запас яйцеклеток. Это совершенно не входило в мои планы. Я много раз спрашивала, какие есть альтернативы, все отвечали одно: «Пьешь таблетки, потом бросаешь и беременеешь».
Сейчас мне сложнее всего понять своё отношение к желанию завести ребёнка. Я чувствую, что оно у меня появилось, но не понимаю, откуда. Не понимаю, это моё собственное желание или навязанное внешними обстоятельствами. Пока я приняла решение не предохраняться с моим молодым человеком, и будь что будет. Я могу очень легко представить свою жизнь без детей, но в то же время мне хочется узнать, что такое материнство, прожить этот опыт. Я настолько устала от этих постоянного давления врачей, родителей, от мыслей, что у меня нет времени, что решила отдаться воле случая. Если ребёнок появится, то буду строить свою жизнь исходя из этого. Парень (вернее, уже муж) говорит, что будет счастлив со мной в любом случае. С детьми или без.