Личный опытКак за каменной стеной: Мне пришлось сделать хирургическую дефлорацию
Дарья Шипачева о редкой анатомической особенности
Хотя девственность — явление скорее социальное, чем физиологическое (мы уже как-то рассуждали о том, что словосочетание «потеря девственности» пора бы запретить, а девственностей у одного человека может быть бесконечное множество), у многих женщин есть опыт, связанный с болью или дискомфортом при первых попытках вагинальной пенетрации. Сегодня мы знаем, что рвать девственную плеву и истекать кровью не обязательно: гимен отлично растягивается, а при бережном подходе и обилии смазки дебют в проникающем сексе может быть абсолютно безболезненным.
Но есть и исключения: для небольшого процента женщин первый секс с пенетрацией без боли практически невозможен — это люди с неэластичным, сплошным, раздвоенным или микроперфорированным гименом. Дарья Шипачева делится своим опытом болезненных попыток заняться проникающим сексом, которые закончились в кресле хирурга.
В ТЕКСТЕ ДЛЯ УДОБСТВА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ слово «женщина». Тем не менее не все люди, имеющие типично женское строение половых органов и занимающиеся вагинальным сексом с проникновением, идентифицируют себя как женщины, и наоборот.
Текст: Дарья Шипачева
Как-то в фейсбуке был флешмоб, в котором предлагали описать свой сексуальный дебют тремя словами. Мои три слова были «ничего не получилось». А когда наконец получилось, была та самая жуткая боль, море крови в течение недели и перспектива накладывать швы во влагалище. В итоге мне всё равно пришлось «лишиться девственности» хирургическим путём — но обо всём по порядку.
Девственность Шрёдингера
Все, наверно, слышали о таком хирургическом вмешательстве, как «восстановление девственности». В Бельгии, к примеру, 73 % опрошенных гинекологов отметили, что к ним хоть раз обращались пациентки, желающие сделать гименопластику — реконструкцию девственной плевы. Большая часть гинекологов соглашается на процедуру, так как в противном случае женщине могут грозить неприятности.
Тем временем само понятие девственности всё чаще ставят под вопрос. Например, анализ врачебных «осмотров на девственность» показал, что только по состоянию гимена нельзя с уверенностью сказать, был ли у девушки проникающий вагинальный секс. Во время первого проникновения гимен — участок ткани с отверстием посередине — растягивается и может немного надорваться, однако быстро заживает и возвращается в исходное состояние. Во время следующего секса он снова растягивается, потом сжимается, и так по кругу — у многих женщин гимен остаётся в первозданном виде вплоть до первых вагинальных родов.
Я уже знала всё это, когда решила впервые заняться проникающим вагинальным сексом — мне был двадцать один год, и секспросвет не обошёл меня стороной. Я ожидала, что моё сильное влечение к партнёру, тщательная подготовка, бокал вина и бережность в процессе обеспечат приятный и безболезненный первый опыт, во время которого гимен аккуратно растянется. Как я ошибалась!
Первая попытка
Я всегда была секс-позитивной: читала просветительские материалы о сексе, хотя ещё не занималась им, регулярно мастурбировала и даже давала подругам советы по поводу их сексуальной жизни, используя свои обширные теоретические познания. Правда, я считала, что секс-игрушки фаллической формы не для меня, ведь первое проникновение якобы обязательно должно быть с участием пениса. Сейчас я вспоминаю эти мысли с горькой усмешкой — особенно с учётом того, что наконец приняла свою бисексуальность.
Но тогда, в 2013-м, я не позволяла даже собственным пальцам проникнуть во влагалище, а мастурбировала, стимулируя только внешнюю часть клитора. Правда, я пользовалась тампонами, но из-за дискомфорта нормально разместить удавалось только самые маленькие. Я тогда не думала, что чем-то отличаюсь от других, надеялась, что во время первого вагинального секса гимен всё-таки немножко растянется и не вернётся к своему совсем уж девственному состоянию. Вот тогда можно будет использовать любые тампоны, менструальные чаши, открыть для себя всё разнообразие мира секс-игрушек.
Наконец я нашла парня, с которым мне захотелось заняться сексом. Из-за своего отношения к теме я всегда открыто обсуждала вопросы сексуальности, шутила на тему и откровенно флиртовала — поэтому новый знакомый даже не заподозрил, что у меня совсем нет опыта. И я решила — не буду ему ничего говорить, чтобы не навешивать на первый секс лишних ожиданий, тревоги, не вызывать чувство повышенной ответственности у партнёра. Сейчас я понимаю, что была неправа по отношению к себе самой — я имела право на то, чтобы первый партнёр учитывал всю релевантную информацию во время секса. Я надеялась, что гимен просто потихонечку растянется от проникновения — и никто ничего не заметит. Но шалость не удалась.
Каменная стена
Опустим первую часть процесса и перейдём сразу к делу: как только партнёр попробовал в меня войти, он будто наткнулся на каменную стену. Я была достаточно возбуждена, смазка выделилась, и было непонятно, что происходит. Партнёр тоже был в шоке. Он никогда не сталкивался с подобным, поэтому спросил, не хочу ли я ему что-то рассказать. Пришлось признаться, что это мой первый раз и я сама ничего не понимаю. Мы сделали ещё несколько попыток — всё так же безуспешно — и решили, что просто поспим вместе. На следующий день я пару часов рыдала, а потом ушла в спортзал и сходила на три тренировки подряд, чтобы унять боль. Что со мной не так? Неужели я никогда не смогу заняться сексом? Мне даже было стыдно, что я «подвела» партнёра.
Я подумала, что у меня может быть вагинизм. Хотя это было сомнительно: я знала, что при вагинизме практически нереально засунуть в себя хоть что-то — палец или тампон, — а мне это всё-таки удавалось. Для верности я сходила к гинекологу, и она подтвердила: «Нет, это не вагинизм. Да и вообще, у вас всё выглядит нормально. В следующий раз попросите партнёра действовать медленнее и деликатнее, используйте побольше смазки».
Другая попытка
С первым партнёром у меня так ничего и не вышло, он не был готов возиться с моей проблемной девственностью. Это сильно меня задело, и я решила, что следующий партнёр будет знать о моей ситуации заранее — и должен будет доказать мне, что готов с этим столкнуться. Я начала встречаться с Д. — он уже какое-то время был моим другом, знал о моих сексуальных перипетиях и не пугался неприступного гимена. Во время первого секса он помогал мне занять удобную позу, подкладывал подушку под таз, использовал слюну в качестве смазки (не лучший вариант, но всё случилось довольно спонтанно). Тем не менее мне было очень больно.
Мы с Д. решили, что я немного потерплю, чтобы проникновение наконец состоялось. В конце концов всё получилось — и я даже смогла испытать оргазм, который затмил болевые ощущения. После секса я пошла в ванную и стала ждать лужи крови. Её оказалось не так уж много — и я расслабилась, надеясь, что всё страшное и неприятное позади. Мы даже ещё раз занялись сексом тем вечером, а потом снова — наутро. Однако кровь не прекращалась и несколько следующих дней, и я спросила более опытных подруг, насколько это нормально. Они сказали, что кровотечение дольше двух-трёх дней — это нехорошо. После того как кровь не перестала идти и через неделю, я снова обратилась к гинекологу.
Оказалось, у меня разрыв стенки влагалища. Чтобы проникнуть сквозь мой гимен, пришлось приложить очень много усилий — и ткани гимена не просто надорвались, а порвались целиком, зацепив и часть тканей вагины. Врач сказала, что обработает место разрыва, но если за пару дней кровотечение не прекратится, придётся накладывать швы. К счастью, мне повезло — швы не понадобились, всё зажило само после периода полового покоя.
Ожидание боли
Потом мы с бойфрендом накупили хорошей смазки и занимались сексом уже с ней. Но боль никуда не делась — пенетрация каждый раз приносила неприятные ощущения, хотя и не такие острые, как в первый раз. Болезненность пропадала после тридцати секунд фрикций, но этот дискомфорт меня напрягал — я боялась, что у меня разовьётся фобия секса с проникновением или даже вагинизм. Шутка ли — каждый раз перед тем, как заняться проникающим сексом, ждать боли.
Когда болезненность не пропала ни через полгода, ни после смены партнёра, я снова обратилась к гинекологине. Оказалось, она может прибегать и к хирургическим вмешательствам — и она предложила провести дефлорацию, то есть рассечение гимена радиохирургическим ножом.
Почему так происходит
Оказывается, строение и эластичность тканей гимена очень различаются от человека к человеку. И если у кого-то с рождения отверстие большое и хорошо растягивается, а у некоторых гимена и вовсе нет, то у других может быть не такая удачная анатомия. У меня, например, по словам докторки, гимен выглядел совершенно обычно — поэтому при первом осмотре она ничего не заподозрила, но оказался совершенно неэластичным. Отсюда такие болезненные попытки первого проникновения, разрыв стенки влагалища, сохранение болевых ощущений в течение нескольких месяцев активной сексуальной жизни.
А ещё гимены бывают совсем непроницаемыми: у некоторых они сплошные, без отверстий — и это становится заметно во время пубертата, когда у девочки всё никак не начнутся месячные. Конечно, крови просто неоткуда вытекать — дорога же закрыта! У подростка могут начаться сильные боли в области таза или даже недержание мочи — так врачи обнаруживают сплошной гимен и впоследствии проводят хирургическую дефлорацию.
Дефлорация с помощью радионожа или скальпеля — редкая процедура. Такие операции, по статистике, проводят 0,08 % женщин. При этом помимо сплошного гимена существуют и другие неудобные для проникающего секса вариации — с ними пенетрация всё же возможна, но риск травм и боли остаётся высоким. Это, в частности, гимен с микроперфорацией — кучей маленьких дырочек, раздвоенный гимен — отверстие в нём разделено небольшой перегородкой на две или несколько частей, или неэластичный гимен, какой был у меня.
Сколько таких гименов, затрудняющих женщинам дорогу к безболезненному сексу? Точной статистики мне найти не удалось — и это неудивительно, ведь вопросы женской сексуальности стали активно изучать только недавно. Но мы знаем, что от 2 до 7,5 % женщин регулярно испытывают боль во время секса — и особенности строения гимена могут быть одной из причин.
Нет гимена — нет проблем
Возвращаясь к моей операции — она прошла хорошо и быстро, хотя и была несколько болезненной. Врач нанесла местный анестетик, а потом в течение пяти-семи минут вырезала ткани гимена радионожом. Потом обработала стенки влагалища мазью и велела воздержаться от вагинального секса в течение двух недель. Обещала, что боль пройдёт через пару дней, но полное заживление займёт несколько недель. Скажу честно — болело после операции долго, все те две недели, что шло заживление. Я помню, как поехала на выходных кататься на сноуборде и мне впервые понравилось сидеть на ледяных подъёмниках-креселках — холод отбил неприятные ощущения. Периодически я принимала ибупрофен, чтобы уснуть.
Потом всё действительно зажило, и случилось чудо — вагинальный секс больше не был связан с болью. Бонус — я смогла пользоваться тампонами любого размера, а потом купила менструальную чашу и познала новый уровень дзена. И, конечно, теперь я могу получать удовольствие от секс-игрушек любых форм и конфигураций.
Мне очень грустно, что многие женщины страдают от болезненного секса — как в первый раз, так и в течение всей жизни — и не знают, к кому с этим обратиться. После того как я поделилась своей историей в соцсетях, мне написали две девушки, оказавшиеся в такой же ситуации, как и я. Обе думали, что у них вагинизм, но врачи отправляли их домой со словами «всё у вас в порядке».
В моём идеальном мире гинекологи знают больше о вариациях анатомии, могут оценить эластичность и проницаемость гимена — и предлагают тем, кому гимен доставляет дискомфорт, хирургическую дефлорацию, чтобы люди не мучились от боли при первой попытке заняться проникающим сексом. И не чувствовали себя такими «неправильными» или «поломанными», какой чувствовала себя я.