МнениеЭффект плацебо:
Почему мы верим ложным авторитетам
Как псевдогуру манипулируют нами
Каждая новая волна скандалов в отношении псевдоэкспертов вроде Елены Корниловой, о которой мы недавно писали, приводит к коллективному стону: ну как можно было на такое повестись? Почему сотни, тысячи, миллионы людей следуют непроверенным методам и верят людям без специального образования? Псевдогуру появились не вчера: до инстаграма был ЖЖ, а до интернета — телевизор, у которого люди «заряжали» банки с водой под диктовку Кашпировского и Чумака. Ещё раньше были деструктивные культы, да и после инстаграма наверняка появится что-то новое. При этом доказательной базы у гомеопатии, акупунктуры, остеопатии, космоэнергетики или аюрведы как не было, так и нет — но последователей у них много, и тот факт, что кому-то всё это помогает, ещё сильнее усложняет картину. Екатерина Сигитова разобралась, какие внешние факторы и механизмы нашей собственной психики приводят к слепому доверию авторитетам.
Текст: Екатерина Сигитова,
врач-психиатр и психотерапевт
Фоновые факторы
Независимо от того, какой конкретно «эксперт» сейчас вещает, в обществе есть факторы, способствующие доверию к ним. В частности, в России это низкое качество медицинской помощи и коммуникации с врачами. Безусловно, мы говорим о сложной сфере: вопрос эффективности и безопасности лечения, диагностики и профилактики всё ещё так зыбок, что официальные рекомендации по некоторым заболеваниям могут меняться каждые десять-пятнадцать лет. Кроме того, эта сфера находится под сильным влиянием психических процессов и субъективных ощущений — и часть пациентов даже после лучшего лечения будет разочарована или недовольна.
К сожалению, в России можно говорить и о плохой теоретической и практической подготовке многих врачей, а ещё об их нереалистичных ожиданиях от пациентов и самих себя. Коммуникация «врач — пациент», если она вообще есть, со стороны врачей и медицинского персонала слишком часто бывает ранящей и неприемлемой, наносит вред и формирует у людей страх перед всеми врачами из официальной медицинской системы вообще.
Другой важный внешний фактор — общая обстановка в стране, обществе и семьях, то есть то, насколько тяжело живётся людям. Помните известную шутку про проклятие «Чтоб тебе жить в эпоху перемен»? Мы, живущие в пост-СССР, из такой эпохи не вылезаем уже лет тридцать. В ситуации долгой неопределённости люди паникуют и ищут хоть какой-нибудь опоры, а находят, к сожалению, часто то, что плавает на поверхности. Всплеск активности знахарей, шарлатанов, гадалок и сект в девяностые — не случайность. Как правило, такие всплески происходят в первые годы после серьёзных кризисов на уровне целой страны, когда мошенники всех мастей реагируют на появившуюся в обществе тревогу. Конечно, среди них есть и не мошенники, а те, кто искренне верит в свой метод или идею.
Личность гуру
У всех успешных гуру (и псевдо, и нет) есть специфическая манера общения с людьми. У работников альтернативной медицины вроде гомеопатов или остеопатов (в США остеопаты — лицензированные врачи, которые несут полную ответственность за свои действия. — Прим. ред.) она, как правило, позитивная — они очень поддерживающие, хорошо и долго выслушивают человека, задают много подробных вопросов, при встрече поддерживают зрительный контакт. Именно этого нам всем остро не хватает на приёме у обычного врача. Людям важно почувствовать себя услышанными, испытать доброжелательное внимание и участие того, кто помогает и лечит — уже одно это снижает тревогу и может помочь в выздоровлении или решении проблемы. Так что контраст с официальной медициной тут разительный — и не в пользу последней.
Немаловажную роль играет и вера «специалиста» в свой метод. Доказано, что эта вера действует и в случае плацебо, и в случае реального работающего метода или лекарства. Когда сам человек, который даёт пациенту рекомендацию или препарат, верит в их эффект (или создаёт такое впечатление), вероятность того, что метод сработает, выше. То же самое с верой в эффект у потенциального пациента или клиента: чем она крепче, тем больше вероятность положительного результата.
В официальной медицине, чтобы убрать этот фактор, используют метод двойных слепых исследований — когда ни пациент, ни врач не знают, в какой таблетке лекарство, а в какой плацебо. Но шарлатанам и псевдогуру ничего убирать не надо — наоборот, им это помогает. Поэтому, как правило, сомнительные методы начинаются с обработки потенциального клиента или пациента, при котором «эксперт» убедительно рассказывает, как его метод хорошо помогает ему самому, его близким и друзьям. Цель — создать у человека доверие к методу или веществу, и возможно, одного этого доверия хватит, чтобы развился эффект.
Маркетинговая стратегия
Правильный маркетинг сам по себе повышает вероятность того, что методы и «лекарства» будут вызывать какие-то реальные изменения. Даже способ, которым нечто принимается или назначается, может сам по себе усиливать эффект. Например, многие люди используют различные методики «очищения от токсинов». Нет никаких доказательств, что тело человека производит токсины и что от них нужно избавляться, ведь тело — самоочищающаяся система. Но индустрия «очищения» и «детоксикации» собирает огромное количество последователей и денег с них — и эти последователи действительно чувствуют себя лучше.
Эффект может быть основан на трёх механизмах. Во-первых, голодание или приём каких-то веществ, выводящих «токсины», изнуряет организм, и люди чувствуют себя довольно плохо. Когда это заканчивается и всё снова становится как обычно, мозг выбрасывает эндорфины — гормоны хорошего самочувствия и счастья. Нашей психике легко связать это как причину и следствие («помогла детоксикация»). Во-вторых, бывает, что человек так плохо и беспорядочно питается, что краткое голодание даёт долгожданный отдых его желудочно-кишечному тракту и улучшает самочувствие. Третий механизм — химические реакции в кишечнике. То, что люди принимают для «очищения», часто на выходе выглядит пугающе, поэтому легко поверить, что организм покинули именно «токсины».
Есть исследования, согласно которым акупунктура при тревоге действует лучше, чем плацебо, — это наводит на мысль, что лечебный метод «настоящий». Но были и другие исследования, при которых врачи просто втыкали иголки в любые места тела пациента наугад, делая вид, что это система, — и эффект по снижению тревоги был сопоставим с эффектом от визитов к врачу с дипломом по акупунктуре. По мнению учёных, эффект запускался потому, что люди ощущали, что с ними «что-то делают».
Внутренний критик
Если на личность псевдогуру и на обстановку в стране нам повлиять не удастся, то с собственными особенностями можно поработать. В числе таких особенностей — так называемый Внутренний Критик (точного автора этого термина трудно отследить; понятие жёсткого суперэго ввёл ещё Зигмунд Фрейд около ста лет назад, а после него исследованиями занимались сотни известных психологов и психотерапевтов). Семейная система и родительские фигуры подсаживают нам в голову свою философию, видение мира и манеру ко всему относиться — происходит своеобразный импринтинг. В результате этого во взрослой жизни нам может казаться необъяснимо авторитетным и профессиональным человек, очень похожий на наши авторитеты из детства, даже если они были злые, грубили, хамили и обижали нас. Если у псевдогуру негативная или агрессивная манера общения, то это входит в резонанс с фигурой Внутреннего Критика в голове у многих людей — и происходит своего рода валидация грубости и хамства как показателя квалификации и опыта гуру.
Это работает и в обратную сторону: те, у кого в детстве всё было хорошо, кто получал от родителей много поддержки и опеки и был уверен, что родители их всегда поймут и защитят, и от гуру ждут прежде всего внимания, понимания и добра. И тянутся «переусыновиться» к тем, кто это транслирует, отдав им власть и принятие решений.
Усиление эффекта плацебо
Люди с хроническими болезнями могут жить дольше, чем люди без них: необходимость постоянного контроля здоровья помогает эффективно заниматься профилактикой, сменить образ жизни на более здоровый и вовремя пройти лечение. Так и с плацебо-методами — часто их сопровождают сложные рекомендации, в которые входят и вполне рациональные способы: обращать внимание на своё состояние, убрать вредные привычки, изменить питание, больше двигаться — всё это само по себе уменьшает симптомы.
Кроме того, схема лечения может быть сложной: с утра нужно принимать семь синих таблеток, в обед три красненьких и две зелёненьких (а если встал с левой ноги — то ещё одну жёлтую), а на ужин десять белых и обязательно запить ровно 200 мл чистой воды. При этом ресурса мозга на критический анализ просто не остаётся — всё уходит на контроль схемы, а ещё появляется приятное ощущение активного участия в собственном здоровье.
Личные убеждения
В нашей психике существует механизм когнитивного искажения. Как люди верят, например, соционическому типированию или аналогичным тестам, которые на самом деле ничего не значат? Если около 50 % описанного в типаже похоже на правду, то в отношении остальных 50 % происходит быстрая рационализация и они тоже принимаются за правду. Человек искренне начинает думать, что описание полностью про него, особенно, если там содержится много хорошего и приятного. Так устроен наш мозг.
Иногда мы подвержены когнитивному искажению и в общении с экспертами или псевдоэкспертами. Когда у нас есть целый пакет взглядов и идей и мы их ценим, появляется риск взять на веру что-то ещё, не проверяя. То есть, если гуру изобретённого им метода лечения топит за экопродукты и БАДы (обе категории продуктов часто позиционируют как чрезвычайно полезные, хотя в большинстве случаев это не так. — Прим. ред.), то ей или ему будет легко привлечь на свою сторону тех, кто и так покупает экопродукты и верит в БАДы. Новое как бы сразу оказывается внутри одобренной зоны и не проверяется — ведь на нём та же мысленная наклейка, что и на предыдущих идеях.
Польза плацебо
Когда альтернативные методы работают, речь идёт о плацебо-эффекте, а он опосредован психикой. Если человек верит, что ему станет лучше, психика иногда может сделать так, чтобы тело отреагировало на сахарный шарик как на лекарство, с вполне реальными изменениями. Существует и реверсивный, то есть обратный, плацебо-эффект: если вы сознательно или бессознательно не верите, что нечто работает, то оно может не сработать, даже если предпосылок к отсутствию эффекта не было.
Наша психика обладает огромной властью над телом. Эта власть не абсолютна, многие заболевания плацебо не вылечить. Но при некоторых видах боли, заболеваниях ЖКТ или сердечно-сосудистых проблемах эффект альтернативных средств, рекомендаций псевдогуру и методов бывает сравним с эффектом официально протестированных и подтверждённых методов лечения. Возможно, через некоторое количество лет это всё будет тщательно изучено и мы сможем сами прямо влиять на свой организм, без помощи псевдоэкспертов и гуру, не тратя на них время и деньги.
Фотографии: An liang — stock.adobe.com, Andrey Kuzmin — stock.adobe.com, Maksim Kostenko — stock.adobe.com