Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Мнение«Синдром вахтёра»: Почему люди умирают
на порогах больниц

«Синдром вахтёра»: Почему люди умирают
на порогах больниц — Мнение на Wonderzine

И можно ли что-то изменить

ольга лукинская

Пару дней назад жительнице Екатеринбурга стало плохо на улице, на глазах у прохожих она умерла. О причине смерти пока не сообщалось, но случай прогремел на всю страну: всё произошло в двух шагах от городской больницы. Очевидцы побежали туда и просили о помощи, но в регистратуре усталым тоном отвечали, что «своих дел хватает». Этот разговор был записан на видео, его распространили в соцсетях, а вчера появилось сообщение, что по факту неоказания медицинской помощи, повлёкшего смерть, заведено уголовное дело.

Этот случай — не прецедент, такое уже было, и не раз. Многие помнят сотрудницу полиции, которая отказала в помощи жертве домашнего насилия с формулировкой «если он вас убьёт — обязательно выедем, труп опишем»; женщину, которая звонила в полицию, через несколько минут после этого убил её бывший сожитель. Майору полиции Наталье Башкатовой было предъявлено обвинение в халатности, но статью обвинения могут сменить на более тяжкое преступление. 

Громкими такие случаи становятся всё чаще: когда у каждого есть смартфон, возможность записи аудио и видео и мгновенный доступ в интернет, фиксировать нарушения становится очень легко. Результат — как минимум дурная слава, как у сотрудницы регистратуры, напавшей на пациента с кулаками в том же Екатеринбурге. Максимум — увольнение, административное или даже уголовное дело, суд, сломанные карьеры и, возможно, семьи; не говоря уже о том, что непонятно, как жить дальше и смотреть самому себе в глаза, зная, что другой человек погиб или пострадал из-за твоего бездействия. Почему люди не учатся на чужих ошибках и такое продолжает происходить?  

Возможно, виной этому — нелюбимая работа, где нет ни карьерного роста, ни похвалы от начальства, а беспокоить вышестоящих лишний раз не хочется — вдруг придётся потом работать сверхурочно. Возможно — нежелание выделяться: когда коллеги только и делают, что пьют чай и перекладывают бумажки, не проявляя инициативы даже в экстренных ситуациях, становиться первым не хочется. А ещё есть страх ответственности и желание переложить её на других (даже при условии, что отвечать за свои поступки рано или поздно придётся).

Но нельзя сказать, что в медицине собственный негативный опыт не становится уроком — даже наоборот, такое отстранение и нежелание помогать может быть продиктовано последствиями проявленной когда-то инициативы. После обвинения Елены Мисюриной в смерти пациента многие стали прогнозировать, что врачи просто перестанут рисковать и не будут браться за сложные процедуры ради спасения жизни. Мисюрину оправдали, но и до, и после этого громкого дела были суды за врачебные ошибки, например в Воронеже и Нижнем Новгороде. Доктора оказываются меж двух огней: нельзя не оказывать помощь, но и оказывать её опасно — если что-то пойдёт не так (а риск исключить невозможно), можно оказаться на скамье подсудимых. 

 

Кажется, это всё же большое дело — сделать общественную атмосферу более гуманной,
а медицину — более квалифицированной

По словам психотерапевта Амины Назаралиевой, холодность и отстранённость администраторов больниц и поликлиник — это совокупный результат выгорания (из-за низкой зарплаты, большой нагрузки, однообразной работы) и того, что иногда называют синдромом вахтёра. Это не синдром в медицинском понимании, а паттерн поведения, характерный для людей, наделённых небольшой властью — например, работающих вахтёрами, охранниками, ресепшенистами. При этом человек пытается самоутвердиться за счёт использования этой власти, показать, кто здесь главный — а значит, не пойти на поводу у просящего.

Пожалуй, в ситуациях, схожих с екатеринбуржской, становится видна и другая общественная проблема: недоверие всех ко всем. В конце концов, когда помощь нужна знакомым или коллегам, люди чаще не боятся проявлять инициативу и активно стараются. Когда речь о незнакомцах — всё иначе: в России не доверяют ни друг другу, ни людям в форме (первое вытекает из последнего). Назаралиева отмечает, что в больнице могли просто не поверить словам о том, что на пороге умирает человек.

По теории малых дел, можно поднимать ещё больше шума, снимать все спорные ситуации на видео, публиковать их и надеяться, что что-то изменится. Устраивать тренинги по этичному общению для всех, кто работает с людьми. На работе, если вы менеджер, следить за тем, чтобы сотрудников хвалили и чтобы у них оставались силы и время на общение с живыми людьми. Но, кажется, это всё же большое дело — сделать общественную атмосферу более гуманной, а медицину — более квалифицированной. Тогда, упав на улице, мы будем вправе надеяться на спасение. 

Фотографии: Sykwong – stock.adobe.com

Рассказать друзьям
42 комментарияпожаловаться