МнениеИмеются противопоказания:
Почему реклама лекарств неэтична
И как это регулируется в разных странах
ольга лукинская
Лекарства, в том числе безрецептурные, — спорный объект для рекламы; в некоторых странах реклама лекарственных средств сильно ограничена или требует согласования со специальными органами. В России тоже есть нормативы, регулирующие это направление, но, как часто бывает с законами, в них можно найти лазейку: на быстро произнесённое с экрана «имеются противопоказания» никто уже не обращает внимания, а требования законодательства при этом соблюдены. Разбираемся, как рекламодатели могут вводить публику в заблуждение — и как относиться к рекламе препаратов в журналах и по телевизору.
В большинстве стран Европы реклама безрецептурных препаратов в СМИ разрешена, но только для тех лекарств, которые не компенсирует государство, — и это важно. В Испании, например, список препаратов, оплачиваемых в рамках ОМС, огромен — и даже за рецептом на банальный парацетамол имеет смысл сходить в поликлинику, чтобы купить его не за пять евро, а за три-четыре цента. В США реклама разрешена, но подразумевает строгое согласование и подробнейшее изложение информации обо всех возможных эффектах: каждому, кто хоть раз листал американский глянец, приходилось видеть практически полные инструкции по применению контрацептивных таблеток, занимающие порой три-четыре полосы. Японцы вообще рассматривают рекламу лекарств как важнейший источник информации: при правильном подходе реклама может не вводить в заблуждение, а просвещать.
Реклама лекарственных средств в России регулируется несколькими законами, в том числе 38-ФЗ «О рекламе» (Статья 24. «Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг») и 122-ФЗ «О лекарственных средствах» (Статья 44. «Реклама лекарственных средств»). Ограничения довольно строгие: реклама рецептурных препаратов запрещена полностью, запрещается также обращаться к несовершеннолетним, преподносить препараты как уникальные и исключительные с точки зрения эффективности или отсутствия побочных эффектов, создавать впечатление ненужности обращения к врачу. Проблема в том, что после эмоционального рекламного ролика сказанная ровным голосом фраза «рекомендуется консультация специалиста» воспринимается примерно как «Минздрав предупреждает» на пачках сигарет — то есть никак.
Рынок рекламы лекарственных препаратов и пищевых добавок в России за первые девять месяцев 2016 года был оценён примерно в 250 миллиардов рублей — это около 10 % от всего рекламного рынка страны. Важно понимать, что выделяемый на рекламу бюджет сам по себе не показатель эффективности, безопасности или даже изученности лекарства. С одной стороны, самым крупным фармацевтическим рекламодателем в прошлом году была одна из лидирующих компаний мира почти с сотней тысяч сотрудников, которая разрабатывает и изучает новейшие молекулы для лечения тяжёлых и редких заболеваний (то есть безрецептурные препараты — лишь часть её бизнеса). С другой — на втором месте по рекламному бюджету оказалась российская компания, производящая средства, эффективность которых на международном уровне не изучалась.
Рекламные видео сильно искажают представления о том, как устроен наш организм —
и что в нём происходит
с лекарством
Рекламные видео сильно искажают представления о том, как устроен наш организм — и что в нём происходит с лекарством. Все видели ролики о противогрибковых средствах, которые буквально на глазах преображают ногти, и сиропах от кашля, удивительным образом попадающих в лёгкие прямо изо рта, минуя желудок. Понятно, что реклама — не лекция в мединституте, но можно ли до такой степени упрощать ситуацию? Периодически разражаются скандалы из-за недостоверности рекламы, и фармацевтические компании штрафуют — но может ли это исправить уже нанесённый урон?
Низкая информированность о здоровье и болезнях поддерживается и привычкой к самолечению ненаучными методами, и стойкостью мифов вроде того, что, посидев на холодном, можно застудить почки. Наличие в аптеках неких «консультантов» без фармацевтического образования тоже не улучшает ситуацию — хотя мы всё-таки далеко ушли от некоторых стран Африки и Латинской Америки, где таблетки часто можно купить в магазине россыпью, без упаковки и инструкции.
Конечно, проблема не только в рекламе, но и в её восприятии — и в недостатке знаний для самостоятельного принятия решений. Многим из нас кажется странным, что кто-то «клюёт» на телерекламу — но раз в неё вкладывают миллиарды, значит, она работает. И, к сожалению, может вводить в заблуждение. Пока в закон «Об обращении лекарственных средств» не внесли изменения, гомеопатия официально считается лекарством — а значит, и может рекламироваться как лекарство. Пожалуй, хуже всего, что реклама побуждает к самолечению, несмотря на рекомендацию проконсультироваться с врачом: зайти в аптеку и купить лекарство проще и быстрее, тем более что часто кажется, что оно помогает. Проблема в том, что те же широко рекламируемые средства от изжоги не вылечивают заболевание — и врач на консультации рассказал бы, что нужно заняться в первую очередь изменением пищевых привычек, а к таблеткам прибегать в редких случаях.
Интересно, что в отношении рецептурных препаратов, которые нельзя рекламировать в СМИ, производители часто в доступной форме излагают подробную и достоверную информацию. Например, существуют сайты для пациентов с злокачественными опухолями или болезнью Крона, где можно узнать и о самом заболевании, и о методах его лечения, и о побочных эффектах. Это информация, изучение которой требует времени — и она, в отличие от короткого рекламного ролика, просвещает. Пожалуй, лучший вариант «рекламы» — это информационные буклеты с подробными данными; лучший же вариант восприятия рекламы, если вы ею заинтересовались, — вовремя остановиться, подумать и поискать достоверную информацию.
Фотографии: Ratthaphon Bunmi — stock.adobe.com, Feng Yu — stock.adobe.com