МнениеКрайние меры: Почему
мы перестали любить ЗОЖ
Каким будет здоровый образ жизни в 2017 году
Текст: Анастасия Травкина
ВСЕГО ПАРУ ЛЕТ НАЗАД ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ основательно закрепилась в наших широтах и стала по-настоящему модной. Однако уже в уходящем 2016-м появилась обратная глобальная тенденция — критический взгляд на увлечение правильным питанием и спортом.
В последнее время многим стали доступны «умные» гаджеты, которые помогают высыпаться и рассчитывать количество физических нагрузок, а в вопросах правильного питания нам позволили серьёзно продвинуться самые разные приложения. В этом году даже Минздрав предложил заменить ОБЖ в школах новым предметом под названием ЗОЖ. Суперфуды и экопродукты не просто превратились в тренд, но уже успели подвергнуться критике. Здоровый образ жизни стал философией, а вместе с этим — колоссальной индустрией с громадным товарооборотом. Мы решили разобраться, почему многих стал раздражать велнес, и задумались, каким должен быть ЗОЖ в 2017 году.
Главный и не совсем очевидный плюс повального увлечения здоровым образом жизни в том, что оно даёт толчок к развитию экологичного подхода к жизни на земле. Особенно это касается молодого поколения, которое в прежние времена увлекалось бунтом и саморазрушением, а теперь хочет прожить долгую активную жизнь и заботиться о планете. Вебинары по здоровому питанию, лекции по экологии, спортивные флешмобы и утренние рейвы с зелёными смузи потеснили привычку собираться в прокуренном помещении.
И если старшее поколение, проводившее юность совсем иначе, высказывает разве что лёгкое недоумение нашей практичностью, а то и вовсе хвалит за неё, то профессионалы принялись проводить семинары, посвящённые разоблачению мифов о здоровье. За последний год в западной прессе появились серьёзные журналистские расследования, обвиняющие популярных фуд-блогеров в пропаганде вредных установок. И дело здесь не только в том, что зачастую «диетологи» и «тренеры» не имеют квалификации, чтобы вторгаться в наш обмен веществ. Иногда они вторгаются в наше сознание — и влияют на восприятие себя и окружающих не самым лучшим образом.
Впервые системную критику велнеса в прошлом году предложили авторы нашумевшей книги «The Wellness Syndrome», британец Андре Спайсер, преподаватель организационного поведения в бизнес-школе, и Карл Цедерстром, профессор Стокгольмского университета. По их словам, давление ЗОЖ-пропаганды так велико, что мы испытываем чувство вины за собственное счастливое существование, если оно организовано не по велнес-тренду. Напротив, если мы следуем здоровой моде, то чувствуем превосходство над теми, кто не соблюдает требований здорового образа жизни.
Маркетологи продают нам объективацию в упаковке с надписью «для себя», но факт остаётся фактом: нас всё ещё оценивают через наше тело, спортивность и волевой аскетизм
Это крайне условно отражает действительность, зато способствует развитию шейминга. В последнее время в обществе стало накапливаться раздражение по отношению к особо ярым адептам ЗОЖ, которые столь фанатичны, что предают анафеме всех несогласных. Полезные привычки в питании, хорошая физическая подготовка и радость от здорового тела не должны равняться ощущению превосходства или способу самоутверждаться за чужой счёт.
В последнее время становится ясно, что преданность вопросам здоровья не гарантирует удовлетворения. Поиск экологически чистых продуктов, изучение составов на этикетках и война с вредными способами приготовления могут провоцировать расстройства пищевого поведения. В этом году и до нашей страны докатилось понятие, уже почти двадцать лет беспокоящее западных психотерапевтов, — нервная орторексия (по аналогии с нервной анорексией). Пока что не было проведено достаточно исследований, чтобы внести орторексию в Международную классификацию болезней. Многие медики считают её специфическим случаем анорексии: если анорексик болезненно сосредоточен на количестве калорий, то у орторексика мания возникает по поводу качества продуктов и соблюдения «чистоты» тела во всевозможных смыслах.
Психологический фон ЗОЖ-фанатизма схож с расстройствами пищевого поведения и нарушениями восприятия тела. Повышенная тревожность выражается в страхе съесть что-то недостаточно полезное, потерять мышечный корсет после пропущенной тренировки и превратиться в полного «токсинов» монстра по завершении слишком пышной трапезы. Постоянный контроль телесных привычек даёт лишь временное облегчение от стресса, приходящего извне, но также приводит к тревожности. Здесь задействуется та же пагубная схема наказаний и поощрений, которая однажды уже загнала нас в рамки модельного тела, а теперь ведёт в рамки тела спортивного. Если раньше счастье связывалось с худобой, то теперь — с подкачанностью.
За последние пару лет положительные тенденции набрали обороты: общество ещё больше узнало о бодипозитиве, миф о вреде физических нагрузок во время месячных уходит в прошлое и многие поняли, что полнота — не препятствие занятию спортом. Наконец, мы можем не беспокоиться о том, как нас оценят, бегать в парке в растянутой футболке и освободить нервные часы перед зеркалом для самообразования, творчества и общения с людьми. Только мы стали учиться быть здоровыми и спортивными в своё собственное удовольствие, как вдруг оказывается, что мы опять ищем чьего-то одобрения и соответствия новым стандартам.
Главный страх в рамках этой модели мышления — всё тот же страх жира, за которым стоит индустрия с оборотом в 61 миллиард долларов в год. Теперь его ещё и называют токсичным, хотя медики неустанно твердят о том, что жир и нездоровье напрямую не связаны. Маркетологи продают нам объективацию в упаковке с надписью «для себя», но факт остаётся фактом: нас всё ещё оценивают через наше тело, спортивность и волевой аскетизм.
На поверку многие «здоровые» подходы оказываются нравственными системами, которые манипулируют нами через маркеры «хороший» и «плохой». Все мы хотим быть хорошими — поэтому гуру диетических блогов без специализированного медицинского образования проповедуют нам путь новых праведников. При этом по канонам ЗОЖ человек сводится до его тела. Да, это уже более осмысленное тело, чем в эпоху модельного фетиша — в нём уже есть кишечник, желудок и обмен веществ, но это всё ещё просто тело.
ЗОЖ как самоцель не удовлетворит наши духовные потребности — даже если к суперфудам и двум литрам воды добавить обязательную медитацию. Многие слышали крылатое «в здоровом теле — здоровый дух», но мало кто знает, что в оригинале у Ювенала между телесным здоровьем и духом не было причинно-следственной связи. Можно оставаться подлецом, наворачивая зелёные смузи по утрам. Римский поэт учит просить у судьбы и того и другого, а ещё — бодрости, отсутствия страха смерти, доброты и трудолюбия, потому что залог полноценной жизни в полноценном подходе к ней.
Здоровье — основа всей нашей жизни, но даже его не стоит превращать в жертвенный алтарь, на который мы кладём отношения с близкими, радость от новых впечатлений и ощущения полноты жизни
Ещё одна опасность «здорового» фанатизма в том, что в основе этой идеологии лежит идея так называемого позитивного мышления: убеждённость в чём-то якобы помогает этому чему-то сбыться. Огромная популярность тренингов, семинаров и книг по личностному росту превратила в США движение позитивного самосовершенствования в бизнес с оборотом в 8,5 миллиарда долларов в год, как отмечает Майкл Шермер, автор книги «Скептик: рациональный взгляд на мир».
Однако нет никаких научных доказательств того, что подобное самовнушение оказывает положительный эффект на человеческую психику. Напротив, не слишком критичное убеждение «я всё могу» имеет обратный эффект при неудаче: получается, в ней человек тоже полностью виноват сам, потому что якобы недостаточно верил. Возможно, именно эта философия помогла правительствам и корпорациям переложить ответственность за мировые проблемы на плечи граждан. Подход, возведённый до абсурда, превращает критику общественного строя и экономической ситуации в нытьё неудачника, которому «просто лень поднять попу с дивана».
К сожалению, ЗОЖ безосновательно обещает, что за правильным питанием, хорошим настроением и радостью от физической активности придёт если не просветление, то пресловутая «гармония с миром». Проблема этого не собирающегося пазла в том, что нам всегда хочется найти универсальный рецепт решения жизненных проблем, будь то конвенциональная красота, следование определённой моде или поглощение семян чиа. На самом деле единственный способ становиться счастливее — это бороться с проблемами там, где они возникают. Если вам трудно в отношениях, вам не поможет укрепление продольных мышц живота — только признание проблем и работа над ними.
В целом мода на здоровый образ жизни — важное завоевание последних лет. Мы стремимся прожить как можно более долгую активную жизнь, полную путешествий, карьерных завоеваний и творческих успехов — пусть в наступающем году у всех этого будет больше. Здоровье — основа всего, но даже его не стоит превращать в жертвенный алтарь, на который мы кладём отношения с близкими, радость от новых впечатлений и ощущения полноты жизни.
Фотографии: Africa Studio – stock.adobe.com, Super Food, Amazon