Образ жизниЗдоровые привычки
первой ракетки России
Светланы Кузнецовой
О ранней самостоятельности, позитиве и витаминах
ИНТЕРВЬЮ: Ольга Лукинская
ИЛЛЮСТРАЦИИ: Аня Орешина
В РУБРИКЕ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» мы расспрашиваем разных людей про ЗОЖ с человеческим лицом: говорим о важности заботы о себе и приятных способах сделать жизнь комфортнее. Героиня нового выпуска — теннисистка, девятая ракетка мира, первая ракетка России, победительница двух турниров Большого шлема в одиночном разряде Светлана Кузнецова.
Светлана Кузнецова
теннисистка, первая ракетка России, 32 года
Серена уникальна, для меня она — одна из величайших спортсменок
в истории
Хорошее самочувствие — это проспать семь-восемь часов, проснуться энергичной, позавтракать полезными продуктами и спокойно позаниматься своими делами. Я начинаю день как большинство людей — умываюсь и завтракаю.
У меня сложный график тренировок: в межсезонье это циклы по шесть дней — в понедельник и вторник по две тренировки, в среду — одна длинная, потом всё это повторяется, а в воскресенье выходной. Во время турнира у меня большая нагрузка на самих соревнованиях, поэтому в день матча я стараюсь не перенапрягаться заранее.
Я люблю тренироваться, люблю разнообразие, работу над разными элементами. Пожалуй, мне больше по душе корт, чем общая физподготовка, — я думаю, она на корте тоже прорабатывается. Часто не хватает времени на восстановление — и это мне не очень нравится, я стараюсь его по возможности удлинять.
я родилась в семье спортсменов — и знала, что буду заниматься спортом, других вариантов, по большому счёту, не было. Папа — тренер по велоспорту, но у него на тот момент была только мужская команда, а там, где мы жили, было много кортов — и меня отдали заниматься теннисом. Сначала я его не слишком любила, но потом вошла во вкус.
В 14 лет я переехала в Испанию; было тяжело — другой менталитет, другой язык. Но я быстро стала его понимать и уже через год хорошо говорила. У меня особенно не было друзей, потому что большую часть времени отнимали тренировки. Мама, конечно, навещала, но часть времени я находилась одна. Самостоятельность делает тебя сильнее, ты быстрее растёшь, потому что должна полагаться только на себя.
Бывает, что я очень устаю, ничего не хочется. Тогда нужно отдохнуть, напитаться энергией, восстановить силы. Сколько бы я ни шутила, мне никогда не хочется всё бросить — я очень люблю свою работу.
Комплексы есть, наверное, у всех — и большинство их идёт из детства. Любой опыт оставляет свой след и даёт о себе знать. Над многими проблемами я стараюсь работать, а с какими-то уже справилась. Плохо, что иногда спортсменки испытывают очень сильное давление со стороны тренеров, родителей или ровесников, которые критикуют их внешность: многие, закончив карьеру в спорте, остаются с глубокими психологическими ранами.
Я думаю, что Бог или Вселенная наделили нас определённой внешностью, своей красотой, и очень важно не терять её, не стараться стать похожими на других.
ВНЕШНОСТЬ И ТЕЛО — это важно, пусть внешний вид и не на первом месте. Конечно, на корте для меня главное — это результат, поэтому, когда я отрезала мешающие во время матча волосы, о красоте не думала. Потом было жалко, я долго переживала, но получилось здорово — такой неожиданный поступок.
ПЕРИОДИЧЕСКИ Я СЕБЯ РУГАЮ, что не дорабатываю на тренировках, тренируюсь меньше, чем надо. Иногда, наоборот, что перегибаю палку — я свой самый строгий критик.
СПОРТСМЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ СИЛЬНЫМ — тем более сейчас, когда некоторые люди, похоже, реализуют себя исключительно в негативных комментариях. Да, под каждой фотографией Серены Уильямс кто-то напишет, что она «толстая» — но я думаю, что так делают завистливые люди. В теннисе нет весовых категорий, и каждый знает, в каком весе он эффективнее всего тренируется и работает. Серена, пожалуй, тем и уникальна, что она такая крупная — и это не помешало ей стать первой ракеткой мира и уважаемой спортсменкой. Для меня она — одна из величайших в истории.
Что касается еды, важны умеренность и сдержанность. Я ем несколько раз в день понемногу. Стараюсь не употреблять много сладкого и мучного, особенно на ночь — а в паре бокалов вина ничего плохого не вижу. К сожалению, даже тренеры иногда забывают, что здоровье важнее, заставляют девушек худеть, запрещают есть — а они потом срываются и набрасываются на сладости по ночам. Были случаи, когда тренеры под видом витаминов давали какие-то таблетки для похудения. Диеты бывают опасными, как и любые крайности.
Я хорошо сплю, когда не очень устала. Если у меня переутомление, то уснуть очень сложно — а потом и в течение дня я плохо себя чувствую.
У меня есть привычка перерабатывать — иногда сильно вдохновляюсь на тренировке, занимаюсь слишком интенсивно, а потом очень долго приходится восстанавливаться. Мешает мне и то, что я не люблю охлаждающие ванны: они полезны для восстановления, но я ненавижу мёрзнуть и не могу себя заставить приложить лёд к ушибу или лечь в холодную воду.
Я не верю в приём витаминов — но и особо в них не нуждаюсь; у меня, к счастью, нет травм, я здоровый человек.
Возраст — это всего лишь цифра. Дело в не количестве лет, а в опыте и выводах, которые мы делаем. Мне очень комфортно сейчас, я считаю, что тридцать — лучший возраст, когда ты уже кое-что понимаешь в жизни.
На соревнованиях я стараюсь отдыхать в номере, читать, смотреть сериалы, не утомлять себя. Люблю прогулки или посмотреть что-то в городе, но, к сожалению, от ходьбы может быстро начать болеть спина — это типичная проблема теннисисток. Дома у меня есть любимые кафе, а ещё я обожаю прогулки с собакой и посиделки с друзьями.
Важнее всего гармония с самим собой. Надо не слушать внешний мир, ощущать комфорт в своём теле, работать над тем, что не устраивает. Меньше злиться, быть добрее, избегать негативных эмоций. Когда передаёшь позитив другим, становится легче и светлее жить.