. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Еда«А если меня увидят
с бигмаком»:
Почему фастфуд не так вреден, как мы думаем

«А если меня увидят
с бигмаком»:
Почему фастфуд не так вреден, как мы думаем — Еда на Wonderzine

И всегда ли медленная еда полезнее быстрой

Быстрая еда призвана утолять голод, когда времени на размеренные трапезы нет — такое промышленное достижение неизбежно должно было возникнуть с ускорением ритма жизни в больших городах. Сейчас ассоциации со словом «фастфуд» чаще негативные — в первую очередь из-за пресловутого вреда для здоровья и дешевизны. И всё же не любая быстрая еда вредна, а не любая медленная — полезна. Разбираемся, почему фастфуд необязательно избегать и почему людям не стоит испытывать неловкость, встречая знакомых в сетях быстрого питания.

ольга лукинская

Что считать фастфудом

Хотя первое, что приходит в голову большинству, — это бургеры из McDonalds или пакет чипсов, быстрая еда появилась намного раньше. В Древнем Риме, к примеру, люди могли практически на бегу перекусить в таверне. Изобретение бутерброда приписывают графу Сэндвичу, жившему в XVIII веке, но трудно поверить, чтобы людям раньше не приходило в голову положить что-то между двумя кусками хлеба и есть, не пачкая рук. Считается, что до конца XVIII века люди ели вне дома вообще только по необходимости, то есть ради общения в ресторанах никто не сидел, и по большому счёту вся еда в заведениях была быстрой. 

Конечно, в огромную индустрию фастфуд превратился в Америке начала XX века: в 1921 году в Канзасе открылось заведение White Castle, а в 1940-х появился первый McDonalds. Чистота внутри и открытая кухня, позволяющая клиентам видеть процесс готовки, сразу повысили доверие к гамбургерам — до этого в Штатах они считались низкокачественной едой, приготавливаемой чуть ли не из отходов мясного производства. А дальше пошло–поехало: кухни стали такими, чтобы сотрудники тратили на перемещение как можно меньше времени, появился формат с множеством касс, а потом и окошки, через которые можно купить еду, не выходя из машины. Сейчас рестораны McDonalds есть в 101 стране, а их число превышает 36 тысяч; Subway ещё популярнее — почти 44 тысячи заведений в 112 странах на 2018 год. 

В любом случае быстрая еда — это далеко не только продукция гигантских корпораций. К фастфуду в узком смысле относят любые виды бургеров и пиццы, независимо от места и времени приготовления. В широком — всё, что можно есть на ходу, не тратя время на сервировку и не пользуясь приборами, и тогда в список попадает мороженое в вафельном рожке, домашние пирожки или бутерброды. Впрочем, к современному фастфуду принято относить и индустриальные продукты, которые долго хранятся, то есть бургер из всё тех же сетей быстрого питания в эту категорию попадает, а бургер из свежего фарша, приготовленный на гриле дома или в хорошем ресторане, уже нет. Так что ключевые критерии фастфуда — уменьшенное время употребления и приготовления пищи, отсутствие столовых приборов или их упрощение и приём пищи вне стола. 

Вредно или нет

Текущие рекомендации по питанию — от ВОЗ до нового канадского гида — делают акцент на отказе от продуктов, прошедших промышленную обработку. В них может зашкаливать количество сахара, соли, жира (в том числе трансжиров, если в конкретной стране они не запрещены) и при этом недоставать клетчатки, витаминов и белка. Если питаться только такими продуктами, даже не выходя за оптимальное количество калорий, может возникнуть дефицит одних веществ и избыток других. В тех же канадских рекомендациях говорится, что важно чаще готовить самостоятельно, есть не спеша и получать удовольствие, разделяя трапезу с близкими. При таком подходе концепция фастфуда сильнее противоречит даже не составу домашней или любой другой «медленной» еды, а рекомендованному неспешному формату приёма пищи.

Создатели ресторанов знают об особенностях человеческой психологии: на объём съедаемого и скорость приёма пищи влияют, например, освещение и звук. В то время как мягкий свет и приятная музыка способствуют тому, что люди едят медленнее и получают больше удовольствия от самой атмосферы, шум и яркое освещение в фастфуд-сетях заставляют людей есть быстрее и больше. Люди едят быстрее, когда для этого нужно прилагать меньше усилий, то есть когда можно есть руками, а не ножом и вилкой. Окружение способствует перееданию — во время эксперимента в одиночку люди съедали на 33 % меньше, чем в компании ещё одного человека. В компании двоих, троих, четверых, пятерых, шестерых или семерых и более людей каждый съедал уже на 47 %, 58 %, 69 %, 70 %, 72 % и 96 % больше. Интересно, что когда в рамках другого эксперимента люди ели в фастфуд-ресторане, но в отдельной комнате с приятной музыкой и мягким светом, они тратили столько же денег, но ели медленнее и чаще не доедали.

Тем не менее, демонизировать фастфуд всё же не стоит — абсолютно вредной и безусловно полезной еды не существует. Что по-настоящему важно, так это баланс и разнообразие в рационе — то, чем человек питается регулярно. Эпизодический перекус в сети быстрого питания не навредит здоровью, зато принесёт радость, а в экстремальной ситуации даже банка колы и пачка чипсов могут спасти от голода. При этом бутилированные напитки вроде колы и фанты, хотя и содержат много сахара, порой могут оказаться безопаснее воды из-под крана.

Если посмотреть на состав самых популярных блюд, ничего особенного в нём не найдётся: обычный чизбургер содержит 300 килокалорий, 15 грамм белка, 33 грамма углеводов и 12 грамм жира. Содержание натрия и насыщенных жиров соответствует 28 % от рекомендованной суточной нормы. В бигмаке 540 килокалорий, 50 % суточной нормы жира, 39 % — соли. С пиццей же всё зависит от её происхождения: заранее приготовленная (например, замороженная) может содержать много соли и жира, а вместо оливкового масла — пальмовое. При этом неаполитанская пицца, уже десять лет защищённая в ЕС специальным знаком гарантии качества, остаётся вполне сбалансированным сочетанием продуктов. В маргарите могут быть только помидоры, буйволиная моцарелла, оливковое масло, соль и базилик, а маринера допускает использование орегано и чеснока.

Вина и стыд 

Один из аргументов «за» предлагает относиться к заведениям быстрого питания как к возможности лучше узнать новую страну. Кирилл К. рассказывает, что в путешествиях за границу обязательно съедает бигмак, а в любом из штатов США — яблочный пирожок из McDonalds. Сергей К. рассказывает, что когда живёт в Таиланде, практически постоянно питается фастфудом, что не мешает ему поддерживать спортивную форму и пробегать полумарафон меньше чем за два часа. Традиционные местные закуски часто проще и дешевле пробовать именно в уличных киосках — от коробочек с лапшой из вока в странах Азии до севиче в Центральной Америке. Сети фастфуда, кстати, тоже подстраиваются под местные традиции — в том же McDonalds в Колумбии на завтрак можно попросить лепёшки арепас.

Как показывают результаты крупного исследования в США, чем выше доходы, тем больше люди едят фастфуда. В британской работе на схожую тему, хотя и низкий доход, и шаговая доступность заведений быстрого питания коррелировали с избыточным весом и ожирением, сами факторы не зависели друг от друга. В исследовании с участием 605 человек самыми частыми причинами посещения фастфуд-заведений были следующие: это быстро (92 %), ресторан близко расположен (80 %), вкусная еда (69 %). Люди с высоким уровнем образования чаще выбирали фастфуд из-за отсутствия времени на готовку, а безработные — потому что это возможность развлечься и провести время с близкими; примерно половина участников подтвердила, что для них быстрая еда — что-то вроде награды.

При этом в Новой Зеландии 50 % из 1017 опрошенных сообщили, что заедают фастфудом эмоции, после чего испытывают чувство вины. Потребители фастфуда вообще часто признаются, что не хотели бы столкнуться в кафе быстрого питания с кем-то из знакомых, и причины варьируются от «стыдно, потому что все подумают, что я постоянно так питаюсь и от этого полная» до «неловко, что я, молодая, красивая и спортивная, покупаю себе такую гадость». Ирина Х. рассказывает, что стыдится своей любви к фастфуду настолько, что платит наличными, а не семейной картой, чтобы об этом не узнал муж. Нина Л. отмечает, что боится встретить в кафе знакомых из тренажёрного зала, потому что «спортзал — это про ЗОЖ, а фастфуд — наоборот». 

Для написания этой статьи мы опросили порядка шестидесяти человек; интересно, что во многих комментариях стыд, связанный с посещением фастфуд-сетей, или строгий запрет на быструю еду для собственных детей идёт рука об руку с беспокойством о своей фигуре и словами вроде «никак не могу похудеть». Те, кто в более мирных отношениях со своим телом, высказываются спокойнее: «иногда ем, не стыжусь, не осуждаю других». Кому-то просто не нравится эстетика фастфуда: в кафе шумно, сильные запахи, люди едят руками; в транспорте чипсы неизбежно создают больше мусора, чем, например, банан или яблоко. 

Психиатр и психотерапевт Екатерина Сигитова отмечает, что разделение еды на «хорошую» и «плохую», а также чувство вины из-за поедания «неправильной» пищи — не редкость. Стыд возникает по разным причинам: во-первых, многие верят, что фастфуд неполезен, но даже покупая его, всё равно внутренне запрещают себе жить «неправильно». Немаловажную роль играет и пагубная традиционная установка вроде той, что «настоящая женщина» готовит сама. Во-вторых, сладкая и жирная еда приносит удовольствие, которое само по себе может запустить негативную «отдачу» в психике. Мы хорошо реагируем на дозы углеводов и плотную питательную еду — это своего рода эволюционный механизм, помогающий выбирать зоны с «хорошим» питанием и оставаться в них. Однако принимать в себе такую простую вещь, как эндорфины от картошки фри, людям стыдно в том числе и по социальной причине.

Многие женщины в принципе не способны получать удовольствие от еды и своего тела: культ худобы и гендерные стандарты приучают, что нужно всё время есть только низкокалорийную еду и худеть, чтобы приблизиться к «норме». По словам Сигитовой, важно помнить: если то, что человек съел, определяет его психологическое состояние, то сама эта ситуация — признак цикла, в котором есть фоновый дискомфорт. Еда снимает этот дискомфорт, но, в свою очередь, запускает негативные чувства, так что порочный круг замыкается. В некоторых случаях этот цикл можно прервать, всего лишь перестав делить еду на «запретную» и «разрешенную».

Медленнее, но не лучше

По данным ряда исследований, рацион на основе приготовленной дома пищи в целом здоровее: в домашней еде меньше калорий, а в семьях, особенно с несколькими детьми, лучше придерживаются составленного плана. Но, конечно, постоянная готовка дома — не гарантия сбалансированного рациона. В домашних блюдах тоже может быть избыток жира, сахара и соли, а фруктов и овощей может явно не хватать. Новый год в России или Рождество в США и странах Европы — и вовсе триумф домашней еды, а одновременно период массового переедания и проблем с желудочно-кишечным трактом. Домашний компот может содержать не меньше сахара, чем напиток из баночки — так что на регулярной основе лучше не злоупотреблять ни тем, ни другим.

Напротив, быстрая еда давно не означает сильно переработанную. Даже для перекуса на бегу или завтрака по дороге на работу сейчас есть большой выбор, особенно в больших городах: от готовой овсянки в московских кафе до возможности купить отварное яйцо в уличном киоске в Нью-Йорке. Сама по себе быстрая еда, как и любая другая — не зло. Решения о своём рационе каждый волен принимать самостоятельно, а чтобы не навредить себе, не помешает информированность; стоит читать этикетки, стараться соблюдать рекомендации о составе «здоровой тарелки» и стремиться к разнообразию. По данным множества исследований, сбалансированное питание делает нас счастливее (коррекцию рациона пробуют применять даже для лечения депрессии), причём это не зависит от похудения и вообще изменений веса. А ещё стоит помнить, что каждый проживает собственные обстоятельства, и уж осуждать кого-то за посещение фастфуд-кафе — последнее дело.

ФОТОГРАФИИ: bestphotostudio — stock.adobe.com, edgar_b — stock.adobe.com, Petr Malyshev — stock.adobe.com

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться