ВидеотекаЛюбимые фильмы
и сериалы художника Анастасии Нефёдовой
Главный художник электротеатра «Станиславский» о Годаре, Уэсе Андерсоне и других
ИНТЕРВЬЮ: Алиса Таёжная
ФОТОГРАФИИ: Катя Старостина
МАКИЯЖ: Ирен Шимшилашвили
В РУБРИКЕ «ВИДЕОТЕКА» НАШИ ГЕРОИНИ РАССКАЗЫВАЮТ о любимых фильмах — важных, ярких, вдохновляющих, таких, которые трудно забыть, увидев однажды. В этом выпуске главный художник электротеатра «Станиславский» признаётся в любви Уэсу Андерсону и рассказывает, как сериалы постепенно вытеснили в её жизни полнометражные фильмы.
Анастасия Нефёдова
сценограф, художник-постановщик, художник по костюмам
В реальности
я ничего не смыслю — мне вечно надо всё превратить в образ
и художественное высказывание
В голове отложилась такая картинка: мне лет пять, просыпаюсь среди ночи от кошмара и скачу за утешением к родителям в спальню — они лежат и смотрят кино, и мне тоже разрешают. Я запомнила этот момент как историю о взрослости и доверии — до сих пор берегу то чувство защищённости и важности. Тогда я не очень понимала, что происходит на экране; потом оказалось, что это был «Подкидыш» с Фаиной Раневской. Что может быть лучше?
С делом жизни мне повезло: профессия и люди меня выбирали сами, а я интуитивно что-то принимала, а что-то — нет. Моим нынешним занятием и вообще тем, кто я есть, я обязана Александру Дулерайну. Он пригласил меня в свой первый полнометражный фильм «Иван-дурак» с забавным текстом о том, что хочет, чтобы все герои выглядели как я. Так начался мой роман с кино. Саша научил меня видеть, думать и рассказывать истории образами, а не рисовать красивые картинки — этот опыт я осваиваю до сих пор. Самые сложные отношения у меня с исторической реконструкцией или прямой иллюстрацией реальности: это для меня боль, в реальности я ничего не смыслю — мне вечно надо всё превратить в образ и художественное высказывание.
Отношения с фильмами на протяжении жизни менялись так сильно, что дошло до полного отсутствия интереса к полнометражному кино. Это как с мужчиной: когда хочешь долгосрочных историй, одноразовая уже не катит. Сейчас у меня период затяжной любви к сериалам, к погружению в миф и в миры, созданные режиссёрами, композиторами, художниками, операторами и актёрами — это нырок на глубину, где так хорошо, что хочется остаться. При этом у меня огромная неиссякаемая любовь к старым фильмам: они — источник отдохновения и надежды, лекарство и чистая радость бытия и честности.
Есть несколько людей, чьё видение мне всегда будет особенно близко. Во-первых, Уэс Андерсон: для художника это Клондайк юмора и актуальной оптики — его «Королевство полной луны» и «Отель „Гранд Будапешт“» идеальны. Есть Рой Андерсон — изысканный и сдержанно-богатейший. Братья Коэн — безумные и безупречные. И Годар — романтик бытийности.
Penelope, 2006
Пенелопа
Фильм, который очень любили мои дети, когда были маленькие, и я вместе с ними. Тогда мир казался волшебным и хрупким, и в минуты предсонного затишья посмотреть «Пенелопу», обнявшись с любимыми детьми и булочками, — это дивный сон, тем более если с экрана на тебя смотрит Джеймс Макэвой. Пересмотрела сегодня — такого умилительного восторга уже не испытала, всё кажется немного ту мач, но Макэвой по-прежнему неотразим.
The Darjeeling Limited, 2007
Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники
Кино, о котором я рассказываю студентам, говоря о соединении режиссёра, оператора и художников в единое сердце и дыхание. Это ясный, остроумный, идеальный пример совместного творческого труда и смелого подхода к так называемым канонам кино, где «так не бывает» полностью стирается незамедлительным погружением с головой в новый неизведанный мир Андерсона.
Utopia, 2013-2014
Утопия
Сериал, основанный на комиксе о мировом заговоре. Обожаю такие жанры: готова поверить во что угодно, если мне убедительно и увлекательно об этом расскажут. Здесь именно этот случай: великолепная графика самих рисованных комиксов элегантно вплетается в картинку повествования, в построение и широкоформатное изображение. Пропорции кадра и цветовые композиции подчинены мизансценам, а мизансцены разыгрываются по законам композиции и динамики сюжетных линий и историй персонажей. Кастинг, игра, костюмы и предметы — все разговаривают на языке этого придуманного, но близкого мира.
The Duelists, 1977
Дуэлянты
Первый полнометражный фильм Ридли Скотта. Запала на поэзию кадра и воспроизведение мира начала и середины XIX века через живопись — от голландской школы конца XVIII века до английских полотен середины XIX. «Дуэлянты» — это режиссёрское восприятие визуальной культуры того времени. Работа оператора и художника блестяща и неистощима: некоторые кадры стоят у меня перед глазами уже много лет. Фильм даёт намек на «Барри Линдона» и восхищается им: Кубрик, например, снял картину со свечным освещением, не используя ни в одном кадре электрических приборов. Кажется, так один мастер и учится у другого.
Bron/Broen, 2011-...
Мост
Датско-шведский сериал об отношениях, менталитете, тонкой метафизике бытия двух стран и их жителей на фоне расследования загадочных убийств. Шоу заворожило меня скупостью средств. Почти монохромная зеленовато-оливковая гамма для всех кадров, сознательное игнорирование контрастных цветов и света, необычная игра актёров, кастинг, не предвещающий ничего захватывающего. Необыкновенная героиня-следователь при этом напрочь лишена эмпатии и чувства юмора одновременно. Всё это так впечатляет, что хочется оказаться внутри, чувствовать всех, помогать, заботиться, остаться навсегда и просто созерцать их жизнь как она есть.
Pleasantville, 1998
Плезантвиль
Фильм-раскраска: технический приём здесь превращён в философскую метафору. Бесцветные герои популярного сериала о 50-х и их мир по мере проникновения к ним «настоящей жизни» начинают «цветнеть», постепенно обретая способность глубоко и интересно чувствовать, мыслить и принимать решения. Безупречно сделанный фильм по картинке, умению воплощать пластику и мимику другого времени, разнообразию игрового диапазона актёров. Так классно, что даже дурно!
Dick Tracy, 1990
Дик Трэйси
Культовый фильм, смелый и новаторский. Кинокомикс, давший импульс к созданию нового жанра, одним из ярких представителей которого стала «Маска». «Дик Трэйси» совершенно не устаревает: смотришь его с увлечением, восхищаясь художниками, которые осмелились наплевать на всё и сделать так, как никто до них не делал.
The Young Pope, 2016 — ...
Молодой папа
Божественный в полном смысле слова сериал. Любовь моя, Джуд Лоу — эпатажный, парадоксальный, неотразимый — это всё о нём и о картине. Ты ни в одном сюжете не можешь предугадать реакцию папы на людей, события и объекты — и это в пейзаже геометрически безупречно выстроенного кадра. Пир души.
2014
Ангелы революции
За картину взялась по совету подруги нехотя — начала смотреть и обомлела. Полезла изучать режиссёра Федорченко; пока считаю эту картину его лучшей. Я даже не удержалась и написала ему восторженное письмо в Екатеринбург, что мне совершенно несвойственно. Так увидеть революционный миф — сквозь художников русского авангарда и мифологию малых народов Севера, — так искренне и парадоксально красиво всё переплести. Фильм рождает не только массу раздумий о том, что такое революция и то время глазами художников, но и сражает обаянием и силой, с которыми тебя в этот мир мгновенно поселяют. Респект.
À bout de souffle, 1960
На последнем дыхании
Это всё-таки настоящая и невыносимая легкость бытия, которая сквозит и дышит в каждом кадре годаровского взгляда на мир. Мимолётный и внимательный, необязательный, случайный и необыкновенно точно простроенный, чуткий и дистанцированный. Нездешней тайной наполненные молодые Джин Сиберг и Бельмондо — смотрю сегодня, и сердце наполняется поэтикой 60-х, скупых и богатых в своих устремлениях в неизведанное.