Видеотека8 любимых фильмов художницы Екатерины Щегловой
«Моей первой любовью был не человек, а „Криминальное чтиво“»
В РУБРИКЕ «ВИДЕОТЕКА» НАШИ ГЕРОИНИ РАССКАЗЫВАЮТ О ЛЮБИМЫХ ФИЛЬМАХ — важных, ярких, вдохновляющих, таких, которые трудно забыть, увидев однажды. В первом выпуске художник-постановщик и актриса Екатерина Щеглова о неотразимом взгляде Лив Тайлер, костюме Мэллори Нокс и одинокой могиле Полы Шульц.
Екатерина Щеглова
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК
Самые главные мои фильмы — те, которые попали в меня очень рано и что-то сильно во мне изменили. С каждым из них у меня были отношения как с людьми
Pulp Fiction, 1994
Криминальное чтиво
C этого фильма вообще всё и началось. Папа разрешил посмотреть кассету из видеопроката, когда мне было тринадцать — и фильм так на меня подействовал, что на следующий день, вернувшись из школы, я немедленно посмотрела его ещё раз. Стало абсолютно ясно — моя жизнь не будет прежней уже никогда. Я переписала кассету и смотрела каждый день хотя бы по кусочку, потому что я просто больше не могла без него жить. Целый год! Ещё у меня была аудиокассета с саундтреком. Всё остальное время после школы я сидела на подоконнике и по кругу слушала эту кассету. В итоге она стёрлась так, что стало слышно другую сторону плёнки. Моей первой любовью был не человек, а фильм «Криминальное чтиво».
Léon, 1994
Леон
Недавно в лагере «Камчатка» я решила показать его детям, стала пересматривать вместе с ними, и оказалось, что ничего не изменилось, для меня он так же работает, как и тогда, в юности. В момент, когда мы в первый раз видим Матильду курящей на лестнице, сердце моё замирает и по спине идут мурашки, я плачу на финальных титрах под песню Стинга «Shape of My Heart», когда Матильда закапывает цветок, а камера на вертолёте улетает с её затылка далеко-далеко.
Natural Born Killers, 1994
Прирождённые убийцы
Третий фильм, который поменял моё сознание. Это был тот момент, когда паровоз с экрана едет прямо на тебя, только я не стала убегать и дала ему по себе проехать. Тоже решила пересмотреть его в лагере и опять убедилась, что всё абсолютно в силе — этот наркотик действует так же, как когда мне было пятнадцать. Как и детям в лагере, расскажу вам эту историю. В десятом классе зимой было что-то вроде маскарада, и нужно было одеться любимым героем. И я сделала себе костюм Мэллори Нокс: у меня были ботинки Dr. Martens, розовые джинсы и белая футболка, в которой я прожгла кровавую дырку, как от пули. И когда нужно было произнести новогоднее поздравление от имени своего героя, я вышла на сцену, подошла к микрофону и сказала: «Эти ботинки — они для ходьбы. И они будут ходить. И когда-нибудь они пройдут по тебе» (припев песни «These Boots Are Made for Walkin’», написанной Ли Хейзлвудом для Нэнси Синатры. — Прим. ред.). До сих пор помню их лица!
Cria cuervos, 1976
Выкорми ворона
Пронзительный фильм Карлоса Сауры о девочке, у которой умерла мама. Точный и безумно красивый фильм о детском одиночестве. Как и большинство самого крутого и главного в моей жизни, его показывали ночью по телику, пока вся моя семья спала. Он так меня захватил, что я придумала план переехать в Мадрид, как только вырасту. И целый год учила испанский по самоучителю. Дондэ эста зэ потериа. Ке ора эс? Тодос лос рапасиньос эстас локас.
The Sweet Hereafter, 1997; Exotica, 1994
Славное будущее и Экзотика
Два фильма Атома Эгояна, канадского режиссёра армянского происхождения. Первая роль Сары Полли. Нелинейный монтаж и жуткая грустная красота. Пазлы о потерянных, пропавших, погибших детях и опустошённых взрослых. Оба этих фильма какие-то магические, и я помню каждую склейку.
Stealing Beauty, 1995
Ускользающая красота
Лицо Лив Тайлер повергло меня в шок. Это было как озарение. Когда я его увидела, мне показалось, что это в принципе самое красивое лицо, какое вообще может быть во вселенной. Была поздняя осень, на следующий день утром я ехала в школу на трамвае, вокруг была толпа усталых, невесёлых людей в шапках. А у меня в глазах это космическое лицо. Оно будто отпечаталось, как какая-то голограмма, это лицо никак не влезало в этот трамвай и в ту мою школьную жизнь, оно было с другой планеты. И оно как бы говорило самим своим существованием: этот трамвай, эта школа, эти люди — это ещё не всё! Это только маленькая комнатка на большой Земле.
1994
Увлеченья
Монологи Ренаты Муратовны о морге, Рите, которую выбросили из машины на полном ходу, и Золотом платье на какой-то период практически полностью заместили собой мой внутренний голос, и время от времени я исполняла фрагменты из них от первого лица любому подвернувшемуся случайно человеку. Одноклассники меня побаивались, но мне было норм.
Kill Bill, 2003
Убить Билла
Этот кинофильм буквально спас мне жизнь. У меня была очень несчастная любовь, и я почти поверила, что вот, детство кончилось и взрослая жизнь меня победила. Я абсолютно пала духом, непрерывно собиралась умереть и даже физически как-то совсем ослабла и с трудом перемещалась. Но каким-то чудом, тем не менее, мне удалось доползти до кинотеатра. Трах-бум-бац. Тарантино, конечно, делает искусство прямого действия. Когда я вышла обратно — шла по улице, переполненная витальными силами и вообще не понимала, как я могла в принципе забыть себя и помирать из-за такой херни! Я как будто вылезла из одинокой могилы Полы Шульц — вот так я себя чувствовала.