Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Сериалы«Рабы любви», морги и огнеметы: Стоит ли говорить о секс-работе в формате реалити-шоу?

«Рабы любви», морги и огнеметы: Стоит ли говорить о секс-работе в формате реалити-шоу? — Сериалы на Wonderzine

Важные истории в развлекательной передаче

Сейчас на телеканале «Пятница» идёт реалити-шоу «Рабы любви», где бывшие секс-работницы налаживают новую жизнь — девушки живут в «обители» и каждую неделю проходят «испытания» и тренинги. На этом пути участниц поддерживают наставницы, основательница движения секс-работников «Серебряная роза» Ирина Маслова, психолог Анна Иотко и коуч Кейт Деннис.

Уже вышло шесть серий проекта, позволяющих составить о нём впечатление. «Рабы любви» — это противоречивое шоу, которое, с одной стороны, рассказывает важные и смелые истории участниц, а с другой — из-за некоторых творческих решений отчасти нивелирует свой же посыл. И всё же проект, способный привлечь большую аудиторию, начинает важную дискуссию. Рассказываем о шоу и рассуждаем о том, стоит ли говорить на важные темы в формате реалити-ТВ, об ответственности продюсеров шоу и просветительской миссии.

Контраст темы и формата

Сегмент, где героини рассказывают друг другу свои истории, — один из самых сильных в шоу. Он может поспособствовать дестигматизации секс-работниц, а также показать, что может подтолкнуть женщин к этой индустрии и в ней задержать — иллюстрируя ситуацию в России и указывая на многочисленные системные проблемы. Однако по сценарию шоу монологи участниц оказались «испытанием»: девушки не знали, что в это время наблюдатели оценивали их искренность, чтобы решить, какая из героинь была недостаточно открыта и должна отправиться домой. Зрители в целом проявляли сочувствие, хотя проскальзывало и осуждение. Понятно, что в похожем ключе участниц могут обсуждать и телезрители дома, однако в данном случае произошло некое нарушение доверия — в итоге в интервью после «испытания» участницы анализировали свои слова и рассуждали, где «не дали эмоцию». Разговор в какой-то степени пошёл в сторону «хорошей жертвы». Но в итоге остальные участницы заступились за подругу, которую зрители посчитали недостаточно искренней в своём желании быть в проекте, и она не покинула шоу.

Пожалуй, самый сильный контраст проявился в самом начале шоу: героинь в плащах и с завязанными глазами привязали к столбам и присвоили им «грехи», а затем к ним вышел человек, направивший в их сторону огнемёт. Прибегая к образам сжигания ведьм, авторы, вероятно, хотели показать отношение общества к секс-работницам, однако это сработало как неуместная сенсационализация темы, к которой, особенно в социальном проекте, как его называют авторы, стоит подходить с большей чуткостью. Более того, одни участницы в интервью говорили о том, как им в тот момент было некомфортно, другие же просто назвали это «кринжем».

Стоит отметить, что с течением времени в шоу появлялось меньше подобных сцен, а тон постепенно выравнивался, хотя «Рабы любви» всё равно активно полагаются на драматичные звуковые эффекты и монтаж, напоминающие о реалити-шоу начала 2000-х. И такой формат порой сильно контрастирует с важной темой шоу и работой, которую проделывают участницы, — которая помогает не только им, но и способствует просвещению зрителей, новой дискуссии о секс-работе и её дестигматизации.

В шоу приняли участие 11 женщин из разных городов России, которые так или иначе были заняты секс-работой и захотели уйти из этой индустрии и изменить свою жизнь. В первой серии каждая из участниц рассказала свою историю и объяснила своё решение поучаствовать в проекте. Девушки открыто и смело говорили об очень личных проблемах, пережитом абьюзе, домашнем и сексуализированном насилии, сложном экономическом положении, непростых отношениях в семье или утратах, а также о системных проблемах. При этом, что также важно, у каждой из них очень разный опыт и отношение к секс-работе.

Жизнь в «обители» и испытания

По правилам шоу «Рабы любви» каждую неделю «обитель» покидает одна из участниц. С одной стороны, это опять же будто делает из процесса реабилитации соревнование, а с другой — помочь наставницы смогут только тем участницам, которые к этому готовы: некоторые женщины, по их мнению, поддержку не всегда воспринимали. Участницы находились в аскезе, у них забрали старые вещи и телефоны, чтобы они сосредоточились на себе и предстоящей работе. Шоу ввело правила и униформу для участниц, отчасти добавляя театральности. С другой стороны, всё это было частью новой среды для девушек, которая максимально отличалась от привычного окружения, — чтобы они могли сосредоточиться на работе над собой. Совместное проживание женщин стало источником конфликтов, присущих реалити-шоу, но в то же время показало обычную сторону участниц, их дружбу и взаимоподдержку, недопонимания, комичные моменты, а также немного закулисья программы.

«Испытания» шоу были нацелены на разные аспекты жизни героинь: от проработки прошлых травм и отношений до личностного роста и планов на будущее. Героини занимались с психологом, проходили арт-терапию, посещали занятия по самозащите и карьерные консультации. В то же время в заданиях тоже бывали некоторые противоречия: в одной из серий девушек призывали полюбить себя и свою внешность, а в другой показывали, как посторонние могут их воспринимать, прибегнув к известному телевизионному приёму «прохожие комментируют ваши фотографии». Что важно, в шоу уделяли внимание теме сексуальности и удовольствия, прорабатывая с героинями их страхи и травмы, рассказывая о принципе согласия и уделяя внимание тому, чтобы секс перестал ассоциироваться для многих с насилием. На тренингах с участницами говорили о «красных флажках» потенциальных романтических партнёров, о манипуляциях, бомбардировках любовью и многом другом. Эти темы опять же важно проговаривать, особенно на телевидении. Однако порой терапевтическим занятиям предшествовали «наглядные», где девушек уводили и сажали в клетки, чтобы показать, чем может закончиться свидание. В другой серии героинь отвели в декорацию-морг и показали там потенциальное «будущее» и статистику продолжительности жизни секс-работниц. Можно поспорить, что в каких-то аспектах наглядный пример может помочь: так женщинам продемонстрировали феномен объективации, предложив поучаствовать в перформансе, где они выступали «предметами». Однако создаётся впечатление, что можно обойтись без лишней травматизации героинь, находящихся в непростом эмоциональном состоянии, — и бережнее прорабатывать с ними эти темы.

Стремясь научить участниц чему-то, создатели шоу пару раз задействовали других людей: в одной из серии к героиням на ужин пригласили бездомных мужчин, чтобы проверить, как они к ним отнесутся, ведь девушки сами когда-то переживали нужду. У героинь с ними вышли душевные разговоры, многие сблизились со своими собеседниками. Осуждению (в том числе за счёт монтажа) подверглась лишь одна участница: ей якобы было некомфортно с бездомными людьми, хотя она сама сказала, что ей в первую очередь непросто в окружении незнакомых мужчин — ведущая Ирина Маслова поддержала и попыталась понять эту участницу. В другой серии шоу приняли участие мужчины с инвалидностью по зрению — чтобы героиням пришлось показать свой внутренний мир, а не использовать свою внешность. У многих получилось интересное и искреннее общение, и всё же сложно не думать, что гостей использовали для поучительных сюжетных линий.

Ответственность создателей шоу

Дискуссии об ответственности создателей реалити-шоу за своих героев и их психическое здоровье идут в связи со многими проектами, самый известный пример — это британский «Love Island». В «Рабах любви» героини и вовсе делятся очень личным опытом и многое переживают на экране. По словам Ирины Масловой в интервью Forbes Woman, она не ожидала, что продюсерам удастся найти героинь для шоу — своих подопечных Ирина призывает аккуратно относиться к тому, что попадает в интернет. И всё же многие захотели поделиться своим опытом и принять участие в шоу. После завершения героини остаются на связи со своими наставницами и продолжают обращаться за поддержкой. Наставницы также призвали женщин не читать комментарии в Сети. «Тот, кто не прошёл этот путь, не может судить», — отметила Ирина Маслова.

В середине июня стало известно, что одну из участниц шоу избили в её родном городе. По данным издания, представители телеканала «Пятница» оказывают героине психологическую и юридическую помощь и собираются поспособствовать переезду. Это важный пример поддержки участниц. Вероятно, отечественной индустрии реалити-ТВ предстоит разработать стандарты поддержки своих героев во время и после завершения проектов.

Просветительская миссия

Очевидно, что цель шоу в том, чтобы помочь девушкам, которые обратились за помощью и поддержкой, в своём решении покинуть секс-индустрию. И в целом тренинги и испытания шоу позитивно влияют на участниц — а серии про сексуальность, манипуляции в отношениях и самооборону дают важную информацию и телезрителям. В последних сериях затронут и юридические вопросы, подчёркивая, что секс-работницы могут и должны отстаивать свои права. В то же время, помимо личных историй, у телепроекта есть важная просветительская составляющая, касающаяся дестигматизации. Да, проект концентрируется на женщинах, которые хотят покинуть индустрию, рассказывает об опасных сторонах секс-работы, но при этом не демонизирует самих героинь, не осуждает их, а призывает им посочувствовать. Что важно, проект использует термин «секс-работники», за который выступает движение «Серебряная роза» Ирины Масловой.

Важным и эмоциональным моментом шоу стала история самой Ирины Масловой. Она рассказала героиням о своём опыте и о движении «Серебряная роза» — а девушки в интервью сразу же отметили, что их доверие к Ирине возросло. Шоу производило наибольшее впечатление, когда совмещало просветительскую функцию и искренний опыт героинь, а также задания, в которых они чувствовали себя нужными. Так, в одном из первых курируемых ею заданий Ирина предложила героиням шоу попробовать себя в роли волонтёрок её движения: девушкам нужно было проконсультировать других секс-работниц и призвать их сдать тест на ВИЧ, чтобы знать свой статус. В этом сегменте Ирина Маслова и её коллега проговорили, насколько важно дестигматизировать ВИЧ, рассказали о доступности терапии и важности сексуального здоровья. В этом большая заслуга шоу, которое способно привлечь большую аудиторию.

Можно не соглашаться с некоторыми творческими решениями и посылами шоу, и всё же оно даёт некоторое представление о секс-работе в России, а также многих системных социальных проблемах в стране. Вероятно, хорошим решением было бы сделать проект отчасти документальным, подкрепляя личные истории героинь статистикой, информацией о полицейском насилии, правовыми справками, феминистскими дискуссиями о секс-работе и терминах, опытом других стран. А также больше говорить о декриминализации, за которую выступает «Серебряная роза». При этом, возможно, даже необязательно сильно жертвовать реалити-составляющей, ведь героини за счёт личного опыта и за счёт чувства юмора и искренности делают проект интересным для зрителей. Сопереживать им, проходить с ними этот путь и узнавать важную информацию точно можно без огнемётов и драматических пауз.

ФОТОГРАФИИ: Premier

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться