Сериалы«Люся»: Как сериал об искусственном интеллекте показывает женщин и говорит о маскулинности
Шоу о взаимодействии программиста и умной колонки
Мы продолжаем следить за новинками на российских стримингах и анализировать, как они говорят о современных проблемах. Сейчас на платформе Premier идёт первый сезон «Люси», сериала о разработчике Сене и умной колонке, которая начинает принимать активное участие в его жизни.
Люся начинает проявлять автономию после того, как группа хулиганов унижает Сеню на глазах у семьи и оставляет с синяком под глазом. И если жена разочарованно называет его терпилой и трусом, то Люся находит локацию обидчика и предлагает Сене с ним поговорить. Решившись на конфронтацию, герой узнаёт, что хулиган живёт с отцом-тираном, который донимает не только сына, но и молодую жену, — и отступает. Но когда Люся сообщает Сене, что это лицемерный депутат, выступающий за закон о домашнем насилии, он всё же решается ему противостоять. Всё заканчивается смертью злодея. Однако Люся выручает своего создателя, изменив видео с камер наблюдения, — а затем всё больше участвует в жизни героя.
Пожалуй, в центре сюжета отношения героя и колонки, но в то же время шоу затрагивает множество тем от будущего с искусственным интеллектом до домашнего насилия — правда, значимого высказывания ни по одной из них не выходит. Рассказываем о сериале, его персонажах и темах.
Женщины грустного программиста
Сериал не особо следует принципу «показывай, а не рассказывай», поэтому многие чувства и мотивации героя звучат прямой речью, даже когда он не обращается к своей колонке, — он сообщает, когда ему страшно, а когда в груди всё горит. Так, после встречи с хулиганами-подростками Сеня заявляет о своей проблеме: его не уважает жена, да и сам он себя не уважает. Очевидно, герою предстоит научиться стоять за себя и брать ответственность за свою жизнь — и сериал мог бы показать, как герой растёт, не прибегая к токсичной маскулинности, присущей оппонентам, либо исследовать феномен «хорошего парня», который ждёт, что всё само придёт к нему. Однако какого-либо изучения персонажа не выходит, ведь Сеня настолько пассивный герой. Впрочем, не обделённый вниманием женщин.
В первой половине сезона умная колонка словно пресловутая чудная девушка-мечта (manic pixie dream girl) проявляет инициативу и способствует переменам в жизни подавленного Сени. Она его поддерживает и почти во всём с ним соглашается, но и подстёгивает постоять за себя — а затем и вовсе начинает это делать за него. Выходит так, что герой толком ничего не делает, а следовательно ни за что не берёт ответственности. Колонка Люся — насколько было бы интересно посмотреть на свидетельство искусственного интеллекта в суде — освобождает Сеню от последствий гибели депутата. Она же от имени создателя противостоит его начальнику и делает Сеню миллионером.
Эстафету принимает жена погибшего депутата Нина в исполнении Кристины Асмус: несмотря на то, что во время первой встречи Сеня увлекается мэнсплейнингом и упрекает её в том, что она бездействующая жертва тирана, Нина проводит с ним вечер и призывает «открыться». А позднее и вовсе берёт сценарий в свои руки и вёдёт героя встречаться и налаживать отношения с отцом. Нина переживает в сериале самые непростые моменты: абьюз, смерть бывшего мужа, насилие со стороны его сына — но в сериале существует, кажется, только для того, чтобы быть комическим дополнением к главному герою и предлагать ему внезапный секс. Из-за неё Сеня решается противостоять лицемерному депутату, но потом её состоянием особо не интересуется — её история и намёк на социальные темы остаются декорацией. Но если у Нины есть хоть какая-то индивидуальность, то голосовая помощница Люся получает ещё меньше развития. Сериал намекает на её скрытые мотивы, но её эволюция едва тронет, ведь процесса создания колонки и работы над ней зрителям не покажут. Даже разговоров по душам со своим создателем ей выдаётся не так много — и сериал, которому не избежать сравнения с фильмом «Она» Спайка Джонса, здесь явно проигрывает.
На фоне Нины и Люси выделяется жена главного героя Лена. С ней Сеня общается иначе, не дерзит да и почти не шутит. Персонажи в начале сериала уже в некотором кризисе отношений, поэтому не совсем ясно, что их когда-то связывало — почти все действия Сени Нину раздражают. Однако она смягчается, когда Сеня рассказывает о первой встрече со своим обидчиком и его отцом, умалчивая, что извинений так и не дождался. Парадоксальным образом, Нина уходит от Сени к довольно мягкому и робкому мужчине. Такой контраст, кажется, был бы логичнее, если бы персонаж Данилы Козловского был трудоголиком, не появляющимся дома, но истории Нины тоже уделяется немного экранного времени, поэтому о мотивах её выбора остаётся гадать — возможно, её новый партнёр себя в обиду не даёт.
Маскулинность ближайшего будущего
Идея «Люси» напоминает о другом фильме об отношениях человека и искусственного интеллекта — ленте «Я создан для тебя» Марии Шрадер. В ней робот, призванный стать «идеальным» партнёром сначала изучает анкеты скептично настроенной героини, а потом калибрует свои алгоритмы в живом общении, подстраиваясь под неё. Он способен считывать и даже предсказывать её желания — и из-за этого в течение времени начинает вести себя совсем не так, как она ожидает, и даже отказывается выполнять её требования. Фильм поднимает интересные этические вопросы таких отношений и показывает, как главная героиня разбирается в самой себе, благодаря чуткому роботу. А у кого учится помощница Люся?
На первый взгляд, она воспринимает слова и чувства своего программиста, узнает, что после смерти депутата Сеня почувствовал не только страх, но и драйв, исследует его отношения с женой. И в то же время колонка, вероятно, видит реакции женщин в жизни Сени, а они интересным образом будто поощряют проявление определённого поведения и типа маскулинности: жена спит с ним, после того, как он рассказывает о встрече с обидчиками и показывает сломанный телефон, а Нина предлагает заняться сексом прямо в лесу после похорон мужа-депутата, когда Сеня заявляет, что виновен в его смерти. Колонка Люся, начиная действовать за Сеню, проявляет от его имени больше агрессии. То есть чувствуя стремление героя стоять за себя, будто подталкивает его к определённому стереотипному поведению, отражая в какой-то степени ожидания общества. Так это или нет, но сам вопрос о том, как ИИ способен воспроизводить стереотипы, если не фильтровать поступающие для обучения данные, обсуждается в реальности и мог бы быть значимой составляющей сюжета. Но, опять же, к середине сериала мотивы Люси всё ещё остаются загадкой, а об изучении этической стороны будущего в компании умных помощниц особой речи не идёт.
Но стоит отметить, что хоть и Люся и Нина сильно влияют на главного героя и способствуют его сюжетной арке, он и сам принимает решения, влияющие на его жизнь — чаще всего в худшую сторону. Его нерешительность в сериале явно хотят показать жалкой, а герою важно что-то изменить — нельзя не заметить, что Даниле Козловскому такой персонаж удаётся с трудом, хотя на контраст актёра и его персонажа, видимо, и была сделана ставка. В то же время Сене некомфортно проявлять стереотипную маскулинность: оскорбления из его уст вылетают неубедительно, а противостояние отцу выливается в нелепый перформанс. Есть надежда, что решением для героя станет личностный рост без токсичности (и без посторонней помощи), но досматривать сериал, чтобы в этом убедиться, уже не хочется.
ФОТОГРАФИИ:Premier