Сериалы«Малыш»: Как сериал говорит о переживаниях по поводу материнства в жанре хоррор-комедии
Право выбора, послеродовая депрессия и отношения поколений
На стримингах появился британский комедийный хоррор-сериал «Малыш». По сюжету шоу главная героиня Наташа переживает, что теряет связь со своими подругами: у одной их них младенец, а вторая недавно забеременела — сама же Наташа не видит в детях счастья. Чтобы разобраться со своими чувствами, героиня отправляется на побережье. Но там она видит упавшую с обрыва девушку, а затем ей в руки падает ребёнок. Все, кому Наташа пытается отдать младенца или даже ненадолго оставить, умирают нелепыми и жестокими смертями. Более того вскоре окружающие, даже её подруги и родственники, начинают считать, что этот ребёнок её сын. Только таинственная женщина понимает, что на самом деле происходит, и предлагает Наташе свою помощь.
Сериал затрагивает множество тем, от права выбора, становиться матерью или нет, до послеродовой депрессии, сложностях родительства и отношений поколений. Рассказываем, как «Малыш» говорит о них, при этом экспериментируя с жанром.
Право выбора
Завязка «Малыша» в какой-то степени напоминает о мыслительном эксперименте Джудит Джарвис Томсон в работе «В защиту абортов». Исследовательница решает исходить из того, что некоторые аргументы пролайферов верны и право на жизнь важнее права женщин решать, что происходит с их телами. Она тогда предлагает читателям представить, что их похищают и к их кровеносной системе подключают талантливого скрипача, который иначе не выживет. И продлится сосуществование девять месяцев. Томсон задаётся вопросом, должны ли читатели в этом случае с моральной точки зрения соглашаться на такие условия. Она разбирает многие аргументы, рассуждает о правах и обязанностях, и показывает несостоятельность позиции противников абортов на примере скрипача. «Малыш» не столько рассуждает на те же темы, что и Джудит Джарвис Томсон, но интересно исследует похожую идею — главная героиня задаётся вопросом, возможно ли и как, не пострадав самой, избавиться от пополнения, к тому же демонического.
Если в случае Наташи младенец со сверхъестественными силами становится аллегорией, то другая сюжетная линия сериала показывает вполне реалистичную историю и последствия лишения женщины выбора. Речь идёт скорее о давлении общества чем государства, и последствиях принудительных беременности и родов, которые порождают несчастье для одних людей — и показывает лицемерие других. Шоу объединяет эти сюжеты — а также комедийно-паранормальный и экзистенциальный хорроры — в высказывании за материнство как осознанный и добровольный выбор.
Страхи и изоляция
Несмотря на то, что Наташа укрепляется в своём убеждении быть чайлдфри, её опыт с малышом-демоном помогает ей лучше понять своих подруг. Поскольку все становятся уверены, что буквально свалившийся на неё ребёнок на деле её родной сын, все воспринимают её панику как переутомление или признаки послеродовой депрессии. И вручает Наташу в итоге именно подруга с ребенком, посоветовав игрушку, помогающую детям уснуть. Она также на своем примере показывает, с каким давлением сталкиваются матери, как сами переживают, что у них многое не получается — и находят утешение в компании других родителей, к которым главная героиня сначала относится свысока. Новый опыт показывает Наташе, что пока она боялась потерять связь с подругами, жизнь которых изменилась, они сами, хоть и ценя материнство, не меньше боялись оказаться в изоляции.
Эти идеи родились из личного опыта создательниц шоу: сценаристки Люси Гэймер и Сиан Робинс-Грэйс придумали идею шоу, обсуждая, как боятся потерять подруг, создавших семьи, а режиссёрка первой серии Николь Кассел долго решалась завести детей, боясь лишиться связей с друзьями. «Процесс создания шоу позволил мне по-настоящему исследовать глубины моего неоднозначного отношения [к родительству]. Это не дало мне больше ясности, но помогло мне более комфортно чувствовать себя в этой двойственности», — рассказала Сиан Робинс-Грэйс.
Мамы и бабушки
Пожалуй, одно из самых интересных высказываний шоу получилось о межпоколенческих и семейных отношениях женщин. Главная героиня не поддерживала отношений со своей матерью, которая ушла из семьи, когда она была подростком, и сестрой, бросившей учёбу, платить за которую помогала героиня. Но обстоятельства вынуждают её встретиться с ними и выяснить отношения. Это самый сложный сегмент истории, заигрывающий с фолк-хоррором, и анализирующий чувства не только матерей, но и детей. Он, пожалуй, менее сфокусированный, чем другие части сериала, а порой и слишком буквальный — героини проговаривают символизм доставшегося Наташе малыша. Но в то же время затрагивает тему трудностей материнства, который могут не пройти по прошествии времени — и вероятно неизбежного недопонимания между поколениями. Для авторок шоу это также стало исследованием нуклеарной гетеронормативной семьи, того, как эта структура может быть неподходящей для воспитания детей.
«Малыш» вносит свой вклад в разговор о праве выбора, а также страхах и трудностях материнства в поп-культуре — без определённых ответов или осуждения. Создательницы сериала вновь исследуют, что же является источником хоррора в этом уже самостоятельном жанре ужасов материнства. Во время, когда страшные сценарии, касающиеся репродуктивных прав, воплощаются в реальной жизни.
ФОТОГРАФИИ: HBO