Сериалы«Позолоченный век»: Старый и новый Нью-Йорк
в драме создателя «Аббатства Даунтон»
Жизнь Нью-Йорка конца XIX века
анна третьякова
«Позолоченный век» — это новый сериал HBO (в России выходит в «Амедиатеке»), который написал и спродюсировал создатель «Аббатства Даунтон» Джулиан Фэллоуз. Действие нового шоу происходит в США конца XIX века — это период, который писатель Марк Твен прозвал «позолоченным веком», эпоха быстрого экономического роста и культурных изменений после Гражданской войны и реконструкции Юга. Сериал говорит об этом времени с помощью героинь разного социального происхождения, которым предстоит найти свой путь. Мы рассказываем, из чего состоит этот сериал и стоит ли его смотреть.
Действие «Позолоченного века» начинается в 1882 году. На угол Пятой авеню в Нью-Йорке в роскошный дом въезжает семья Расселов, нуворишей, обогатившихся на строительстве железных дорог по стране. Прямо напротив живут сёстры Агнес ван Райн и Ава Брук, представительницы «старого Нью-Йорка», недовольные новыми соседями. Сами сёстры ждут приезда своей племянницы Мэриан, которая после смерти отца осталась без денег и обратилась к родственницам. В самом начале пути из Пенсильвании у Мэриан крадут сумку с деньгами и билетами — и ей помогает Пэгги Скотт, девушка африканского происхождения, которая тоже едет в Нью-Йорк, в Бруклин. Уже в городе Мэриан помогает Пэгги, приглашая переждать непогоду у её тётушек. Агнес ван Райн замечает почерк Пэгги и приглашает девушку стать её секретаршей, героиня соглашается на работу, которая позволит ей уделять время и писательству: она мечтает опубликовать свои рассказы в газетах Нью-Йорка. Пэгги селят на этаже, на котором живут служащие дома — сериал показывает и их сюжетные линии.
Пожалуй главной героиней сериала является Мэриан Брук, ведь через неё зрители узнают об устройстве Нью-Йорка 1882 года. Её тётушки указывают ей, тоже представительнице старого Нью-Йорка благодаря родству с ними, как себя вести, с кем ни в коем случае не общаться и на какие мероприятия ходить. Но помимо уклада жизни «элиты» города, Агнес и Авы, предпочитающих свой ограниченный круг, сериал погружается в стремление парвеню Берты Рассел войти в светский круг старого Нью-Йорка, а также карьерные амбиции Пэгги Скотт, которая сталкивается со множеством преград. Этими разными историями «Позолоченный век» стремится передать дух эпохи.
Положение женщин
Несмотря на то, что сериал показывает и мужчин Нью-Йорка, в особенности железнодорожного магната Джорджа Рассела, «Позолоченный век» в первую очередь интересуется своими персонажами-женщинами (в большей степени представительницами высшего и среднего класса) и показывает, как им жилось в конце XIX века в развивающемся городе. Высшее общество Нью-Йорка тогда включало в себя четыреста членов и не сильно стремилось расширяться и пускать кого-то нового, особенно нуворишей, в свои ряды. Вымышленные Агнес ван Райн (Кристин Барански) и Ава Брук (Синтия Никсон) как раз относятся к высшему обществу и объясняют Мэриан (Луиза Джейкобсон), как устроен этот мир. Племянница не хочет оставаться без дела, однако женщине её социального статуса не положено работать. Единственной доступной для неё деятельностью может быть сотрудничество с благотворительными организациями (эти же организации могут быть социальным лифтом для богатых, но не знатных женщин). Поэтому Мэриан окунается в свою благотворительную работу с головой — сериал показывает зарождение Американского Красного Креста, основанного Кларой Бартон, — и ждёт, какие возможности появятся для неё дальше.
Однако для тётушек Мэриан важно успешно отдать её замуж. В то время замужество было значительной частью жизни женщины, однако сильно ограничивало её. Будучи замужем, женщины не имели права работать «вне дома» (хотя карьерный выбор был невелик), их возможность подать на развод также была ограничена, как пишет Smithsonian magazine, подготовивший историческую справку к выходу сериала. Поэтому многие активистки в то время намеренно не выходили замуж, чтобы свободно посвятить себя своей работе.
Расовое неравенство
Важной сюжетной линией сериала стала история Пэгги Скотт, амбициозной писательницы африканского происхождения, которую сыграла актриса Дене Бентон. «Позолоченный век» показывает, как в то время, вскоре после Гражданской войны, на Севере относились к людям африканского происхождения, как они сталкивались с предубеждениями, как их возможности ограничивались. Пэгги получает хвалебные отзывы на свои рассказы от редактора газеты, однако на личной встрече узнаёт, чего ей будет стоить публикация. Пэгги получает работу и жильё у Агнес ван Райн, но многие служащие дома возмущаются, что её селят с ними.
«Позолоченный век» сначала показывает Пэгги будто бы глазами Мэриан, но затем раскрывает подробности об этой героине и её семье. А к середине шоу между Пэгги и Мэриан происходят самые значимые, и актуальные по сей день, диалоги. Сюжетная линия Пэгги Скотт — во многом заслуга актрисы Дене Бентон. По её словам, она добилась того, чтобы её героиня была лучше прописана. Актриса поспособствовала тому, чтобы авторы шоу пригласили сценаристку Соню Уорфилд и повысили консультантку сериала доктора Эрику Армстронг Данбар до должности исполнительной продюсерки.
Через сюжетную линию Пэгги Скотт сериал показывает, как постепенно менялись возможности женщин в плане карьеры. Кроме этого, писательница в сериале комментирует актуальную проблему того времени — отсутствие у женщин права голоса. Кажется, что сериал удержит внимание многих зрителей именно благодаря героине Пэгги.
Взгляд на богатство
Несмотря на то, что «Позолоченный век» стремится показать разные перспективы, повторить динамику «Аббатства Даунтон» о жизни на разных этажах, создаётся впечатление, что интереснее всего авторам противостояние «старых» и «новых» денег. И правда, за амбициями Берты Рассел в исполнении Кэрри Кун увлекательно наблюдать: она обустраивает дворец в престижной части Нью-Йорка, ходит в ярких нарядах, выделяющихся среди платьев представительниц элиты (здесь невольно вспоминается похожее противопоставление семейств в «Бриджертонах»), и устраивает приёмы со всевозможными яствами. Однако на эти приёмы почти никто не приходит, влиятельные дамы Манхэттена не стремятся включить Берту в свой круг, хотя принимают её значительные пожертвования на благотворительные проекты. Но Берта не боится преград, а вместе с мужем они действуют как команда, чтобы «завоевать» Нью-Йорк.
Сериал представляет «новых» ньюйоркцев как двигателей прогресса, как будущее, хотя и раскрывает противоположную точку зрения элиты (к тому же из уст тётушки Агнес в сериале звучат самые яркие остроты). Расселы хотят войти в круг «четырёхсот», но смогут справиться и без него: в сериале семьи нуворишей (тех самых, которых потом прозовут «баронами-разбойниками») хотят основать собственную оперу, раз им не позволяют покупать ложи в академии. Противостояние старого и нового раскрывается через мероприятия и приглашения, оставленные без ответа, благотворительные вечера и ланчи с влиятельными советниками светских дам, через манипуляции и финансовые махинации. Это делает сериал новым источником эскапизма для продолжающейся пандемийной реальности. Интриги в ярких декорациях и восхитительных костюмах понравятся и любителям «Аббатства Даунтон», и, вероятно, ещё больше тем, кто ждёт второго сезона «Бриджертонов», хотя сериал и отличается по тону.
И всё же пока (для обзора было предоставлено пять из девяти серий сериала) «Позолоченный век» не исследует своих героев-нуворишей с другой стороны. Не задаётся вопросом, какой ценой они добились своего богатства. Эту тему, хоть и вскользь, затрагивала недавняя адаптация романа Э. М. Форстера «Говардс Энд», где герои обсуждали реалии добычи каучука, осознавая, что своими доходами обязаны этому бизнесу, акциями которого владели. Вероятно, «Позолоченный век» пойдёт в этом направлении, ведь само название эпохи «позолоченный» противопоставляется «золотому» и показывает, насколько шатка основа богатства новых промышленников.
фотографии: Амедиатека