Сериалы«Кафедра»: Сандра О
в комедийном сериале
о непростой университетской жизни
Серьёзные темы и забавные шутки
анна третьякова
20 августа на Netflix вышел сериал «Кафедра» («The Chair») с Сандрой О в главной роли. Он рассказывает о Джи-Юн Ким, первой женщине на посту завкафедрой английского языка вымышленного Университета Пемброк, находящегося на «нижнем уровне Лиги плюща». Джи-Юн кафедра достаётся в кризисе. Ей предстоит не только придумать, как привлечь новых студентов на курсы литературы, но и спасти преподавательский состав: в первый день на должности декан заявляет ей, что кого-то из профессоров надо отправить на пенсию. Кроме этого, Джи-Юн пытается найти общий язык со своей приёмной дочерью Джу-Джу и разобраться в отношениях с коллегой, который оказывается в центре скандала.
Идея сериала принадлежит актрисе и писательнице Аманде Пит и профессорке Энни Джулии Уайман, обладательнице докторской степени по английскому языку Гарвардского университета, они же написали сценарий шоу. Обозревательницы из академической среды, профессорка литературы и бывшая докторантка в рецензиях для Slate и The Washington Post отметили, что «Кафедре» реалистично удалось показать внутреннюю кухню университета, при этом в комедийном ключе. Главная героиня Джи-Юн становится первой женщиной и первой американкой корейского происхождения во главе кафедры английского языка. Казалось бы, она добивается признания, однако с новой должностью у неё появляется куча менеджерских забот и пара скандалов вдобавок к её лекциям.
На первой встрече с командой эксцентричных профессоров она не только обещает защищать их интересы, но и напоминает, что факультет переживает кризис — и что им надо привлекать на курсы литературы и писательства новых студентов. После этого Джи-Юн получает от декана список с именами преподавателей, их зарплатами и количеством студентов на курсах и требование решить, кого стоит отправить на пенсию. Свои посты рискуют потерять «профессоры-динозавры», которые давно не обновляли планы лекций и не читали отзывы о своих занятиях, отчего в их классах почти не осталось студентов. В отличие от них популярностью и уважением среди учеников пользуется Яз Маккей (Нана Менса), молодая профессорка африканского происхождения (первая за всю историю кафедры), претендующая на пожизненный контракт. У Яз Маккей есть лекции о «сексе в жанре романа», она разговаривает со студентами на равных, обсуждает негативные факты биографии писателей и предлагает ученикам делать твиты с любимыми строками из произведений учебной программы. Однако её заявку на пожизненный контракт курирует профессор Рентц (Боб Бэлабан), который в поиске цитат для твиттера видит деградацию, а оценку личной жизни писателей предпочитает не давать, хотя и ссылается на своём курсе (который почти никто не посещает) на их частную переписку.
При этом сериал не делает карикатур из заслуженных профессоров: «Кафедра» показывает, как вышло, что они, будучи когда-то звёздами, перестали идти в ногу со временем и как поплатились за то, что решили «не подстраиваться» под студентов. «Одна из причин, по которой я пришла в эту профессию, — это то, что ты не можешь устареть», — с досадой говорит преподавательница Джоан Хэмблинг, специалистка по творчеству «отца английской поэзии» Джефри Чосера, которую гениально сыграла Холланд Тейлор. Джоан тоже растеряла своих студентов, из-за чего её, первую женщину — обладательницу пожизненного контракт в Пемброке, перевели в подвальный офис. Коллег-мужчин — один из них за всё время сериала редко бодрствует — такая участь, естественно, не коснулась. Джоан решает бороться за то, что ей причитается, а параллельно всё-таки решает изучить отзывы на свой курс. Это выливается для неё в небольшое приключение, во время которого она, кажется, находит нетривиальный способ заинтересовать студентов творчеством Чосера.
Героиня Сандры О тем временем маневрирует между двумя полюсами. Она разбирается с проблемами коллег и стремится добиться не только скорейшего постоянного контракта, но и специальной программы лекций для своей протеже Яз. Героиня пытается убедить попечителей и благотворителей, однако у тех свои идеи о том, как можно привлечь к университету внимание — благодаря звёздному лектору: зрителей ждёт яркое сатирическое камео посередине шоу. Джи-Юн ищет компромиссы, отчего постепенно лишается поддержки и понимания коллег — одни из самых интересных диалогов в сериале происходят между ней и молодой профессоркой Яз.
Здесь важной темой становится идентичность героини. Она добилась успеха, но также сталкивалась с сексизмом и расизмом академической среды. Декану в одном из разговоров она напоминает, что именно её фотографию на протяжении пяти лет печатали на брошюрах для потенциальных кандидатов. Сейчас, на руководящей должности, она пытается что-то изменить, но сталкивается с сопротивлением именитых коллег и недоверием со стороны сотрудников различного этнического происхождения. «Я не чувствую, что унаследовала кафедру английского языка. Я чувствую себя так, словно кто-то вручил мне бомбу замедленного действия, потому что хотел, чтобы её держала женщина, когда она взорвётся», — говорит героиня.
И всё же центральная сюжетная линия касается Джи-Юн и героя Джея Дюпласса, профессора и писателя Билла Добсона, рок-звезды постмодернизма, любимца студентов. По сюжету жена Билла умерла год назад, он всё ещё переживает потерю, а его состояние ухудшает отъезд дочери на учёбу в другой город. Своё горе он заливает алкоголем вперемешку с лекарствами, что сказывается на его преподавании — некоторые студенты начинают исподтишка записывать его на видео. На одной из лекций он неудачно иллюстрирует (пародирует?) один из обсуждаемых терминов, что попадает на видео. Ролик распространяется среди студентов, превращается в гифку, но главное — вызывает реальные (и, отметим, серьёзные) последствия в кампусе. Героям предстоит заняться «кризисным менеджментом», которому Билл противится, решает делать по-своему, только усугубляя ситуацию. В то же время он становится важной опорой для своей подруги и помогает Джи-Юн с дочерью Джу-Джу (Эверли Карганилья), с которой главной героине бывает непросто найти общий язык.
«Всякий раз, когда один из братьев Дюпласс снимается в комедийной драме, кажется, что шоураннеры проверяют пределы того, сколько сочувствия мы можем испытывать к глубоко небезупречному, но симпатичному мужчине», — справедливо заметила Карен Тонгсон из Slate. Персонаж Джея Дюпласса и правда очень харизматичный герой, которому сложно справиться с горем и одиночеством. Его действия, может, и были преувеличены, но в то же время из-за своего эго и писательской славы он неправильно реагирует на ситуацию, не прислушивается к героине Сандры О, на репутации которой скандал тоже отражается. Она пытается помочь коллеге и другу, к которому к тому же испытывает чувства, но и прямо говорит ему о его ошибках, о том, как он подводит студентов.
Группа учеников — их на кафедре английского языка, очевидно, не так много — представляет в большинстве своём людей, занимающихся активизмом, борющихся за права небелых студентов и преподавателей и критически оценивающих биографии писателей. У них накапливаются большие студенческие долги, и они чувствуют, что имеют право требовать от преподавателей уважения к себе и честного разговора. При этом студенты в сериале порой остаются некой толпой (как может показаться из-за того, что главными героями являются преподаватели). Пожалуй, это единственное, что можно назвать недостатком сериала, хотя он отражает перспективу профессоров (и даже в большей степени начальства университета), которая по ходу сериала всё же меняется.
«Кафедра» всего за шесть получасовых серий успевает затронуть многие актуальные вопросы. Сериал, не показывая чёрно-белых ситуаций, исследует темы свободы слова, ответственности, конфликта поколений, идентичности. И несмотря на сложные вопросы, «Кафедре» гармонично удаётся оставаться в первую очередь комедией с отличным кастингом, где все актёры и актрисы исполнили одни из своих лучших ролей.
ФОТОГРАФИИ: ELIZA MORSE / NETFLIX