Сериалы«Happy End»: Стоит ли смотреть российский сериал о трудностях и радостях вебкама
Первые шаги российских кинематографистов в изображении виртуальной секс-работы
Текст: Полина Ефимова
На стриминге more.tv вышел российский сериал «Happy End». Главные герои, вчерашние дети из неназванного провинциального города Лера и Влад, бегут в Москву от совсем не детских проблем: за ними охотятся представители местной наркомафии. Без образования, связей и каких-либо перспектив подростки начинают заниматься вебкамом: Лера — по одну сторону камеры, Влад — по другую. Режиссёром картины стал воспитанник «Гоголь-центра» Евгений Сангаджиев, а главные роли в проекте сыграли Лена Тронина и Денис Власенко — молодые, но уже многообещающие российские артисты.
Осторожно, в тексте есть спойлеры!
Сериал начинается с кадров порностудии: туда-сюда снуют раздетые мужчины и женщины, кого-то гримируют, кто-то отдыхает. В финале сцены видим Леру: судя по всему, ей предстоят съёмки сразу с тремя другими актёрами. Затем — флешбэк: Лера и её бойфренд Максим (Александр Горчилин) занимаются сбытом психически активных веществ. Действие происходит чёрт знает где, но точные координаты, судя по всему, вовсе не важны: увиденное, видимо, должно быть симптоматичным для практически любого российского райцентра.
Даже считая, что секс-работа может быть личным выбором женщины, сложно списать со счетов тот факт, что часто секс-работницы вовлекаются в индустрию против своей воли, подвергаются унижениям и жестокому обращению, психологическому и физическому насилию. Так и происходит в «Happy End»: Лера начинает секс-работу, будучи поставленной перед жёстким выбором. Их с Максимом ловят с запрещёнными веществами, и у девушки есть только сутки на то, чтобы вытащить любимого из полиции; цена вопроса — двести тысяч рублей. Вряд ли при всех исходных можно говорить о добровольном выборе секс-работы как способа заработать. Конечно, можно порассуждать, какого лешего Лера и её парень в принципе связались с наркоторговлей, но эта проблема — тема для отдельного большого разговора.
Вебкам — огромная часть индустрии секс-работы, и в последнее время (особенно на фоне коронавирусных ограничений) его доля в структуре только растёт. Часто в отсутствие других мер поддержки вебкам становится способом заработать для женщин, которые остались без работы. При этом бытует мнение, что позировать перед веб-камерой — какой-то особенно лёгкий способ заработать деньги (что, конечно же, не так). В этом смысле «Happy End» предлагает не обольщаться: Лера, хоть и зарабатывает очень много денег, заметно устаёт. Конечно, девушка пробует другие занятия — в частности, она пытает удачу в роли хостесс и курьера — но ни там ни там она не остаётся. Вебкам для неё не хобби и не эксгибиционизм, а такая же непростая работа, как встречать гостей в ресторане или разносить посылки.
Довольно естественно и даже очевидно, что жизнь многих секс-работниц сложно назвать бесконечным праздником. В «Happy End» у Леры тоже много проблем. Первая — это необходимость скрывать вебкам от окружающих как что-то стыдное или «порочное». Вторая напрямую связана с первой: в одной из серий работа Леры становится общественным достоянием, из-за чего на неё обрушивается поток ненависти. Конечно, проблема здесь только в тех, кто считает возможным написать малознакомой женщине что-то вроде «тупая ш***а, сама виновата». Примерно так работает виктимблейминг, и это стоит помнить — в противном случае «Happy End» покажется сериалом о «распущенной» или «падшей» женщине.
При этом вебкам, несмотря на все проблемы главных героев, представляется не последней альтернативой: героям везёт, проблемы решаются несколькими купюрами, жильё за двадцать тысяч рублей в Москве — модное и красивое. Интересно, что в сериале есть несколько рекламных интеграций, так или иначе связанных с индустрией. На коробке с клиторальным стимулятором легко разглядеть логотип известного магазина секс-игрушек. В другой серии рекламируется один крупный банк, через приложение которого легко вывести заработанные деньги. Но поразительнее всего то, что рекламой оказалась постоянная демонстрация логотипа реального вебкам-портала, на котором работает Лера. Есть ли у компании интерес в том, чтобы формировать «правильное» отношение к своему продукту? Вероятно, есть. Как к этому относиться? Хороший вопрос.
У фильмов о секс-работе есть общий набор проблем, который кочует из года в год, от режиссёра к режиссёру, из кинотеатра в кинотеатр. Секс-работа окружена массой стереотипов, разобраться в которых невозможно без взгляда изнутри — то есть женщин (и, возможно, мужчин), занятых в этой индустрии. Режиссёр говорит, что консультировался с секс-работницами. «Это очень тяжёлая работа, — говорит он и смеётся. — Очень небезопасная с точки зрения психологии. Выгорание, проблемы с личной жизнью, с доверием, деформация в представлении „где я, а где модель, где шоу, а где реальная жизнь“». В его словах можно увидеть другую проблему — изображение жизни секс-работницы исключительно чередой мучений (с чем многие секс-работницы решительно не соглашаются).
Ещё одна проблема — это экзотизация темы, которая выстраивает жизнь секс-работницы вокруг одной секс-работы. Так тоже случилось в «Happy End»: всё, что происходит в вышедших четырёх эпизодах, так или иначе связано именно с вебкамом (хотя сам режиссёр с этим утверждением явно не согласен). Лера и Влад нарисованы ярко и реалистично, но главные герои всё равно не избавляются от образа функции — производителя эротического контента (есть вероятность, что избавятся к концу сериала, но интуиция подсказывает, что этого не произойдёт). Иными словами, всё, что мы знаем о Лере, — это то, что происходит с героиней в контексте её секс-работы и отношений с Владом, её, так сказать, продюсером.
Но кое-что в изображении секс-работы в сериале очень радует. Когда Лера единственный раз пробует поработать в студии, а не дома, она встречает других моделей — их отношения не террариум, а искренняя взаимоподдержка.
«Happy End» выделяется на фоне многих других громких проектов последних лет. Российские сериалы — особенно после «Содержанок» Константина Богомолова и «Беспринципных» по мотивам прозы Александра Цыпкина — обращаются к темам, выходящим за рамки трудностей светской жизни. «Happy End» в этом смысле гораздо ближе к «Чикам» (другому проекту more.tv), потому что предполагает своей аудиторией не только жителей Садового кольца Москвы, но и других регионов России.
Несмотря на то что в разговоре о секс-работе в общем и вебкаме в частности нужны предельные осторожность и деликатность (а также безусловное следование правилу «ничего о нас без нас»), сериал «Happy End» стоит посмотреть — хотя бы ради того, чтобы оценить первые шаги российских кинематографистов в этой теме.
фотографии: more.tv